КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».
Цель урока:
- познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;
- активизировать лексику на тему «Зима»;
- обогатить речь учащихся оценочными прилагательными, ввести в активный словарь школьников слова пейзаж, пейзажист;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ПК, документ камера.
Технологическая карта урока Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты
| Организационный момент
| Приветствие, проверка готовности учащихся
|
|
Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока
Комм-тивные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с граммматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста сочинения-описания картины
Личностные: формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной проектной деятельности в ходе выполнения творческого задания
| Мотивация. Актуализация знаний
| Чтение стихотворений о зиме.
- Что изображено поэтами (пейзаж, зимнее время)
- Кто еще из деятелей искусства может нам передать пейзаж? (художник, пейзажист)
| Читают (2 ученика), кратко анализируют,
Записывают словарные слова – пейзаж, пейзажист
| Целеполагание
| С одним из художников-пейзажистов мы сегодня познакомимся. Думаю, тему и цели урока вы назовете самостоятельно.
| Тема: Сочинение по картине…
Цель: познакомиться с творчеством русского художника, описать картину.
| Работа по теме
| Рассмотрите репродукцию картины (красочный экземпляр выведен на экран с помощью документ камеры) и ответьте на вопросы:
-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
- Что с первого взгляда привлекает в картине?
Учитель, сфотографировав репродукцию картины, сопровождает ответы детей подчеркиванием нужных элементов.
| Сообщение о Н.П. Крымове и его творчестве (заранее подготовленный ученик) - презентация
-Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием
-Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом
-Наше внимание привлекает голубой снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план
| 5.Физкультминутка
|
|
| 6.Работа по теме
| Работаем в группах. Ответьте на вопросы устно
Словарно-орфографическая работа.
-Укажите условия выбора орфограмм:
П..йзаж, к..ртина, из..бражён, сум..рки, иску(с,сс)тво, жив..пись, в..л..колепный.
Словарно-стилистическая работа.
- Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. Используйте синонимы из рамки на стр. (упр.315)
- Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине.
| Выполняют задания на карточках.
Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.
Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.
| 2 урок
|
| Составление плана сочинения – описания.
Работа над сочинением.
1. Варианты вступления.
«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».
+ 2-3 ученических.
2. Варианты заключения.
«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».
+2-3 ученических.
Письменная работа над сочинением.
| Примерный план.
I. Н.П.Крымов – замечательныйхудожник – пейзажист.
II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова.
1. Признаки наступления вечера:
a)тени;
б)снег;
в) небо, воздух.
2. Особенности композиции пейзажа.
3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.
III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?
|
| 7. Рефлексия
|
| Располагают знак + в нужной графе
|
|
Приложение
Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
С.А. Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
А.А. Фет
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. Тютчев
2. Рассказ о художнике и его картинах (подготовленный ученик).
Н.П.Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа- родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.
Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.
Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.
Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы.
Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.
- Работа в группах. (Задания на карточках.)
Карточка 1
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)
Карточка 2
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)
-Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий,лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)
-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж?(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)
- Беседа с классом.
-Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
Рефлексия
Задания
| Выполнение задания не вызвало затруднений
| Выполнение задания вызвало затруднения
| Справился с помощью одноклассника ( учителя)
| Поставить перед собой цели
|
|
|
| Словарно-орфографическая работа
|
|
|
| Словарно-стилистическая работа
|
|
|
| Подобрать синонимы
|
|
|
| Составить план сочинения
|
|
|
| Составить вступление сочинения
|
|
|
| Составить заключение
|
|
|
| Написать сочинение
|
|
|
|
|