Скачать 153.96 Kb.
|
МОУ- СОШ №21 г.Чапаевск Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4) (урок № 29, 6 неделя) Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Урок подготовила: учитель начальных классов Демина Н.В. 2008-2009г. Ц е л и : Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. Тип урока: урок применения знаний и умений Форма: отработка нового материала Используемые методы:
Средства: 1.дидактический материал; 2. карточки, схемы, таблицы. Наглядность:
Контроль качества знаний и их корректировка.
Ход урока. I. Орг.момент. - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. - Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе. II. Цели урока (психологическая минутка). - Вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка? - У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. - Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. - Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока. Мягкий знак в середине и в конце слова. - Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное о мягком знаке? - Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни. - Ну что же, начнём урок с минутки чистописания. III. Чистописание: Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки: Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака. - Ребята, когда в слове пишется мягкий знак? - Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна) - Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без) - Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова) - Где может стоять второй знак (в конце слова) - Итак, сначала все пропишем в воздухе. - А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут) - А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет) - Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют) - Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки. - Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы. - Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? - у неё нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. - Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов: Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак! - Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать). - Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать) - Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь) - Давайте эти слова запишем на второй строчке. уголь сказать - скажешь IV. Словарная работа: - Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить) - Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные) - Почему (проверяем по словарю). - Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки). - Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте. - А слова с мягким знаком в середине? Назовите. - Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что? У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях. Задания I уровня
(работа выполняется индивидуально слабоуспевающими учениками – 4 человека) ь – в середине слова ь – в конце слова мальчик учитель пальто медведь коньки тетрадь морковь -Какое слово вы не включили ни в один столбик, почему? (девочка – потому что, чк/чн пишется без мягкого знака) - Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек). - Какие слова отвечают на вопрос Кто? - Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий) Аналогичная работа со словами из второго столбика. - Какой вывод мы можем сделать? Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко. - Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка) - Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется) - Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила. - Давайте восстановим это правило полностью. ЧК ЧН ЩН НЩ В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется. V. Физминутка. Вот заинька маленький. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул много раз. - Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, маленький)- слова на карточках появляются на доске. - Почему в этих словах пишется мягкий знак? - А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие). Распределите эти слова на три столбика по частям речи (им.сущ, им.прилаг., глагол). -Почему в этих словах написали мягкий знак? Какой согласный звук смягчает мягкий знак, подчеркните его зеленым цветом. Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действиях. VI. Звуко-буквенный анализ слова. - Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком. - А почему говорят «Соль дела, соль урока»? - Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам. Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски. Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл. [ с ] – согл., тверд., глух., парн. [ о ] – гл., уд. [ л ] – согл., мягк., зв., непарн. [ - ] . 4 б., 3 зв. - Почему букв здесь больше, чем звуков? Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. Физминутка для глаз (вправо, влево, вверх, вниз) VII. Работа с предложением. - Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначать? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка) - Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первая группа – про полезное ископаемое; вторая - про ноту, а третья – про пищевую добавку. - Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо. Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать. VIII. Работа в парах. - А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. - У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. 1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке 2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_ Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово. Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами: Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель. - Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему? IX. Самостоятельная работа - А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. (Работа проходит дифференцированно по уровням): ученики 1 уровня выполняют работу на стр.17-18 (1 вариант); ученики 2 уровня выполняют работу на стр.19-20 (2 вариант); ученики 3 уровня работают по учебнику стр.83 №94. (Работы с каждого уровня выборочно проверяются учителем, ученику выставляется оценка, остальные работы учитель проверяет после урока) IX. Итоги урока. - Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось? - А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак) -Учитель объявляет оценки за урок, комментирует успехи и неудачи учеников. - Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? - Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. - Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. X.Домашнее задание Стр. 84, №95 - Спасибо всем. Урок закончен. Анализ урока Учитель: Н.В.Демина Цель посещения урока: выявить уровень владения учителем педагогическими технологиями в рамках классно-урочной системы и их соответствие образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока. Дата: 09.10. 2008г. Класс: 2 Предмет: русский язык Количество учащихся в классе: 17 человек Количество учащихся на уроке: 17 человек Тема урока: «Правописание мягкого знаки в середине и на конце слова» Цель урока:
Оборудование: учебник «Русский язык» для 2 класса, авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, карточки заданий по русскому языку для 2 класса, автор:Л.Г.Моршнева – Саратов, 2007г., карточки для словарной работы, карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании, карточки со схемами позиций мягкого знака, наглядность значений слова «соль». Данный урок был построен учителем в виде дифференцированного занятия, включающего в себя повторение ранее изученного материала, изучение нового материала и закрепление полученных знаний в ходе урока. Урок построен методически грамотно на высоком профессиональном уровне. Четко прослеживались все этапы традиционного урока от постановки цели до подведения итогов и их временное соответствие возрастным и познавательны особенностям школьников. Содержание урока имело как учебное, так и воспитывающее значение. Материал по объему содержанию и трудности соответствовал уровню подготовки учащихся изученной темы. Во время урока учитель использовал различные формы и методы обучения: наглядные, практические, проблемные; опрос, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. Урок был насыщен, учебная деятельность учеников за время урока неоднократно менялась. Учитель уделят внимание здоровьесбережению детей: на уроке проводились 2 физминутки ( на снятие утомления и напряженности, а также зарядка для глаз). Особенностями методического обеспечения урока явилось применение дифференцированного подхода к обучению учащихся. Все дети разделены на три уровня подготовки, учитель умело вводит разноуровневые задания для детей и на каждом этапе урока, дает посильные и интересные задания каждой группе детей. На уроке ни один ребенок не остался без внимания педагога. Дети отвечали устно, комментировали свои ответы, работали самостоятельно. Учитель использовал на уроке такой прием обучения, как взаимопроверка работ. Детям за время урока были поставлены оценки. Все оценки учителем комментировались. Педагог в тактичной форме объяснял ученику, за что ему поставлена оценка. Домашнее задание было дано вовремя, педагог кратко объяснил детям, что необходимо сделать дома и на что следует обратить внимание во время подготовки задания. Учитель на уроке использовал индивидуальные карточки по русскому языку, карточки для словарной работы, опорные карты-схемы. Данное обеспечение учитель использовал с целью активизации познавательной деятельности учащихся и дифференцированного подхода (за счет индивидуального подбора заданий и их пошагового усложнения). Применение данной методики на уроке является обоснованным и целесообразным с педагогической точки зрения, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям и способствует формированию продуктивного мышления школьников. Общий вывод: урок показал высокий уровень владения учителем новыми технологиями и соответствием подбора методического обеспечения конкретным целям урока. Зам. директора по УМР: _____________________ Н.Н.Большакова Председатель МО: ___________________ М.Ю.Суровушкина Учитель нач. классов:_______________________ Г.Ю.Борисова Учитель нач. классов: _____________________ И.Н.Евдокимова 2008-2009г. |
Мысль написать картину «Опять двойка» родилась у художника на уроке,... Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (Слайд 1) | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» Цели: 1 раскрыть основную мысль картины; 2 подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят,... | ||
Рр подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» Цели Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На доске размещены две группы репродукций: репродукции икон (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский и... | ||
Конспект урока сочинение по картине > И. И. > Шишкина > «Утро в сосновом > лесу» фио (полностью) Знакомство с творчеством И. И. Шишкина, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства,... | Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим... | ||
Тема. Работа над сочинением-рассказом по картине А. А. Пластова «Лето» Ц е л ь: научить писать сочинение по картине, развивать умение учащихся не только описывать содержание картины, но и выражать своё... | Задание 2 Модуль «Основы светской этики» Работа над репродукцией картины «Опять двойка» Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные) | ||
Литература, изобразительное искусство Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, репродукции картин, изображающие ситуации общения людей (Ф. П. Решетников «Опять двойка»,... | Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) Проблеме «Как научить писать сочинение» посвящено большое количество научно-методических исследований (Г. А. Богданова, Т. С. Зепалова,... | ||
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина | Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом" Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника | ||
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте | Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока | ||
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи Ст преп. Е. В. Решетникова Риторика и культура речи: учебное пособие к семинарским занятиям./Сибгути. — Новосибирск, 2008 г.— 179... | Л. Г. Решетникова мировая финансовая система Л. Г. Решетникова Мировая финансовая система: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401.... |