Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 51.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер51.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок 15. Икона
Цель урока: углубить представление об иконе в терминах культуры.

Задачи урока:

- создать представление об иконе как достоянии мировой художественной и духовной культуры;

- формировать начальные представления детей об иконописи.

Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

- На доске размещены две группы репродукций: репродукции икон (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский и др.) и картин художников («Опять двойка!» Решетникова, «Аленушку» Васнецова и др.)

2. Объяснение нового материала.

- На доске вы видите репродукции картин художников и репродукции икон. Видите ли вы различие между ними? Как вам кажется, в чем оно заключается. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).

Слайд 1-2

Жизнь многих людей всю жизнь сопровождают иконы. Язык икон понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они рассказывают священную историю особым священным языком.

Сегодня и мы попробуем прочитать иконы, узнаем, как это делали наши далекие предки.

Слайд 3-4

Слайд 5. Изображение на иконе показывает, что главное в человеке не внешний вид, а духовное состояние, сокровенный мир души святого человека. Икона, прежде всего, изображает лик (лицо), подчеркиваются крупные глаза. Особое внимание уделяется рукам, жестам. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке, а икона же показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Иконописцы использовали разные цвета: синий, пурпурный, зеленый, белый. Цвет одежды имеет свое значение. Богородица одета в синее платье и пурпурный (темно-красный) плащ, который называется «Мафорий». Пурпурный цвет – это цвет царский, а синий – цвет неба, поэтому мы с вами видим, что богоматерь – это Царица Небесная. Красный цвет в иконе – это цвет подвига. Крови, мук. Зеленый – цвет жизни, весны, надежды. Белый – цвет чистоты, света. Но главный цвет на иконах – золотой. Это божественный цвет, поэтому многие лика писались именно на золотом фоне. Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света. Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет - одно из имен Бога и одно и Его проявлений. Голову святого окружает золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого. Обратите внимание, что на иконе нет никакого беспорядка, даже складки одежды переданы гармоничными линиями. Внутренняя гармония святого передается через гармонию внешнюю.

Слайд 6. На иконе создана «обратная перспектива» - это значит, что предметы изображаются не такими, какими их видим мы, а какими их видят персонажи иконы. Часто на иконе изображено сразу несколько событий или даже целая жизнь святого, поэтому прошлое и будущее может соединиться вместе. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Это означает, что не вы смотрите на икону с изображением святого, а он как бы смотрит на вас. Таким образом, христианин ощущает себя перед взором Христа, старается помнить Его заповеди и не нарушать их.
Слайд 7. Самая почитаемая - Владимирская икона Божией Матери.

(сообщение ученика об иконе)

На иконе изображена богоматерь, которая держит Младенца на правой руке. Он прильнул к ее щеке, обнимая за шею.

Эта икона стала православной святыней и почитается как покровительница и защитница России.

Согласно преданию, она была написана учеником Иисуса Христа Лукой еще при жизни Богоматери. Эта икона привезена на Русь из Византии, а потом перенесена во Владимир, и потому стала называться Владимирской.

С ней связано много преданий и легенд.

Она сопровождала князя Андрея в его походах против волжских болгар, чудом сохранилась в сгоревшем храме.

В конце 14 века завоеватель хан Тамерлан направился в Москву. Московский князь Василий Дмитриевич попросил прислать в Москву икону Владимирской Богоматери, чтобы поднять боевой дух людей. Икону торжественно встречали все жители города: князья и бояре, простые люди, женщины и дети, старики. Шли со слезами и молили о помощи и спасении. Икону внесли в Успенский собор. Улицу по которой несли икону, назвали Сретенкой (сретение – встреча).

Тамерлан, направляясь в Москву, грабил и сжигал русские города. Но в день, когда жители Москвы встречали икону, Тамерлану приснился сон: он увидел великую гору, а над ней – Величавую Жену, окруженную воинами. Она повелела Тамерлану покинуть Русь. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении сна. Ему ответили, что он видел Матерь Божию, защитницу православных. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам повернуть назад. Город был спасен. С тех пор Владимирская икона стала считаться покровительницей Москвы.


2. Работа с текстом.

а) - Прочитайте текст, найдите в нем различия между иконой и картинами.
3. Объяснение нового материала. Как создаются иконы. Икона и молитва.

Слайд 8-9.

Икона сочетает в себе горний и дольний мир.

Дольний (земной) мир - материальная основа иконы. Это, прежде всего, доска. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

Слайд 10.

На лицевую часть доски наклеивается паволока – обычно льняная ткань. Доска и паволока из льна представляют мир растений.

Слайд 11.

Животный мир и элементы земли собраны в левкасе – грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея.

Слайд 12.

Краска – темпера – приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни. Из яйца вылупляется птенец – живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и растительный мир, рыбы, птицы. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.

Слайд 13.

Прямоугольная форма доски - символ земли, земного мира. Образ, написанный на этой основе, представляет горний (небесный) мир.
Когда же появились иконы? Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко II в. после Рождества Христова. И еще многие столетия разрабатывались правила написания икон. Давайте прочитаем о создании иконы с изображением Христа на странице 54 учебника (чтение текста).

Как вы думаете, как правильно сказать: молиться иконам или перед иконами? (Христине молятся тому, кого они видят на иконе). Икона приглашает людей к молитве и призывает их к подражанию жизни святых.
4. Обобщение. Вопросы и задания на стр. 55 учебника.


  1. Задание на дом (по желанию учащихся):

- Спросите у членов своей семьи, иконы каких святых они знают, и расскажите им о том, что нового вы узнали на уроке.

Урок разработан учителем

МКОУ «Птанская средняя общеобразовательная школа»

Куркинского района

Тульской области Сухоруковой Л.М.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск