Литература, изобразительное искусство





НазваниеЛитература, изобразительное искусство
Дата публикации07.10.2014
Размер58 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»



Открытый урок русского языка в 5 классе


Язык – важнейшее средство общения


Саликова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Основная общеобра-зовательная Крутовская школа»



Старый Оскол - 2012
Цель: заложить основы понимания языка как средства общения.
Задачи:

  • учить пользоваться толковым словарем;

  • создавать связное монологическое высказывание;

  • стимулировать познавательную активность учащихся;

  • воспитывать любовь к родному языку.


Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, репродукции картин, изображающие ситуации общения людей (Ф.П.Решетников «Опять двойка», И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
План урока: 1. Вступительное слово учителя.

2. Работа над содержанием эпиграфа.

3. Словарная работа.

4. Анализ возможностей языка как средства общения.

5. Функции языка как средство общения.

6. Итог.

Ход урока:
Язык- инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.

М.Горький

I. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня первый урок в этом году русского языка, и, наверное, вам хочется узнать тему занятия. Для этого необходимо разгадать кроссворд, состоящий из вопросов и записать найденные ответы по горизонтали. Тогда в выделенном столбике по вертикали вы прочитаете ключевое слово нашей темы.












1.






















2.






















3.






















4.




























  1. Какой плод герои сказок добывали в чужом саду с риском для жизни?

  2. Как называется книга для начального обучения грамоте?

  3. У какой птицы свои «руки». Что это?

  4. Во что наливают духи?

Ответы:1.Яблоко. 2.Азбука. 3.Крылья. 4.Флакон

В выделенном столбце: язык

II. Сообщение темы урока, работа над содержанием эпиграфа
III. Словарная работа

1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету, и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку. Для выяснения точного значения этого слова обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Язык:

1) Орган полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.

2) В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

3) Система звуковых и словарно- грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе.

4) Совокупность средств выражения в словесном творчестве. ( Язык писателя.)

2.Запишите пословицы и определите значение слов «язык» в каждой из них. Дайте толкование смысла пословиц. Какие из них доказывают, что язык – средство общения?

Язык до Киева доведёт. Язык мой – враг мой. Язык голову кормит. Без языка и колокол нем.

3. Запишите предложения со словом «язык» в третьем значении. В качестве опоры возможно использование текста о роли языка в жизни человека и репродукции картин, изображающие ситуации общения людей.
IV. Анализ возможностей языка как средства общения
Знаете ли вы, что язык может быть гневным и праздничным, ласковым разящим? Послушайте текст и ответьте на вопросы.

Язык

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы вдохновлять на подвиг, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошёл покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Вопросы и задания

  1. Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит ,что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?

  2. Как понимать это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?

  3. Прокомментируйте последнее утверждение, обратившись к изображенным на репродукциях картин ситуациям общения.



V. Функции языка как средства общения
Каждый язык выполняет свои функции в качестве средства общения не только между отдельными людьми, но и между группами людей.

Выявляются функции русского языка в качестве средства общения: это родной язык русского народа, государственный язык народов России, средство международного общения за рубежом.
VI. Выводы
Сегодня на уроке мы вспомнили, что язык является важнейшим средством общения. Без него нельзя работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство- жизнь. Но языковому общению, как и всему на свете, нужно учиться, чтобы язык был другом, а не врагом, ведь
Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

В.Суслов.

VII. Домашнее задание

Письменно расскажите об одной из ситуаций общения из вашей жизни(5-7 предложений). При необходимости примените соответствующую пословицу. Объясните, другом или врагом является для вас в этой ситуации язык.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература, изобразительное искусство iconУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского...
Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Литература, изобразительное искусство iconКузин В. С. Программа. Изобразительное искусство
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы Кузин В. С. Программа. Изобразительное...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Литература, изобразительное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: Просвещение, 2005. «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов...
Литература, изобразительное искусство iconТематическое планирование курса «изобразительное искусство,икт»
Программа: «Изобразительное искусство Л. А. Неменская под ред. Б. М. Неменского. «Школа России»
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое...
Литература, изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству 3а класс
«Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск