Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2)





НазваниеЕ. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2)
Дата публикации10.12.2014
Размер42.9 Kb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Литература > Сочинение
Размышления над статьей

Е.Л. Ерохиной

«Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2).

Выступление: Пакшиной А.М.


Ноябрь, 2004г.

Что скрываешь: не любят наши ученики писать сочинения. Проблеме «Как научить писать сочинение» посвящено большое количество научно-методических исследований (Г.А. Богданова, Т.С. Зепалова, Т.А. Ладыженская, М.И. Мещерякова и др.). Опытом по обучению написания сочинения делятся на страницах педагогических изданий и ведущие учителя литературы.

Вроде бы все должно получиться: есть и методическая литература, и замечательные учителя, и образцы сочинений, на которых можно школьникам научиться оформлять свои мысли в форме сочинения. Но в практике – два-три ученика из класса «сочиняют» (как и должно быть), а остальные – списывают, да еще и бездумно списывают, не заботясь о смысле, содержании написанного. Иногда бывает так: ученик списывает работу, написанную ученицей, и механически констатирует: «Я не встречала таких людей в жизни». Это печалит.

Давайте задумаемся: почему наши дети не хотят мыслить, анализировать, высказывать свою точку зрения?

За последнее десятилетие произошло одно существенное изменение, на которое мы не сразу обратим внимание. Коренным образом изменился мир ребенка. Каким было детство у нас и какое оно теперь, у современных детей? В нашем детстве милиционер был добрым и очень высоким. Все знали его по имени. Это дядя Степа. Он и через дорогу переведет, и домой приведет, если заблудишься. А если – не дай Бог - в доме пожар, так и из огня вытащит. Взрослые ходили на работу, и все знали, что всякая работа важна, нужна и почетна, будь это военный, слесарь, пожарный, рабочий или ученый…

По воскресеньям родители водили детей в кино, в зоопарк, на аттракционы. Вершиной блаженства были «мультики». Это был мир воплощенной красоты очаровательных белочек с длинными ресницами, трогательных зайчат, трудолюбивых бобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых прийти на выручку слабым.

Представить, что мультик может быть недобрым, было невозможно. Страшные персонажи, наподобие Снежной королевы или злой мачехи, были не более зловещи, чем наша ведущая программы «Слабое звено».

И вдруг, в одночасье, взрослые дяди и тети опрокинули и осквернили этот чудный мир. В него ворвались вампиры, демоны, злодеи всех мастей. Зверушки из милых превратились в чудищ, убивающих и пожирающих друг друга. Они заговорили грубыми голосами хулиганов, обрели повадки и манеры отпетой шпаны. Одновременно на всех каналах помногу часов в день страшные монстры стали кричать: «Я убью тебя!» И за окнами во дворах мальчишки стали гоняться друг за другом с подобными криками. Конечно, во все времена мальчишки играли «в войнушки», но каждый хотел быть «нашим», героем. Это были игры будущих защитников Отечества.

А теперь с каждым месяцем растет число убитых своими сверстниками детей. Почему? Мы много говорили о том, что телевизор, за которым сидят дети, воспитывает их. А сдвигов – никаких, все по-прежнему, дети бесконтрольно смотрят все, что показывают. В последнее десятилетие уже семилетние – за компьютером, где часто в игре они за кем-то гонятся, убивают, взрывают. А у семилетних – реальный и виртуальный мир тождественных. Психологи доказывают, что в подсознании ребенка, играющего в компьютерные игры больше часа в день, закрепляется доминанта: можно убивать. Всех родителей потряс случай в Самаре, когда девочка выколола глаза спящему отцу, за то что он в виде наказания запретил дочери смотреть «покемонов», этих карманных монстров (после нашумевшего случая в Японии) Европейские дети, возможно , и не боятся всякой мерзости. Европейский иммунитет у нас, у русских, отсутствует, ведь у нас совершенно другие культурные традиции. Ведь не зря во всем мире отмечается психологизм, тонкость изображения душевных переживаний в русской литературе. Поэтому наш, русский, ребенок не должен видеть этих монстров из мультсериалов, из компьютерных игр, эти безобразные щели вместо ртов, пустые глазницы, скелеты, мертвецов с вываливающимися наружу кишками. Не зря, наверно, возмущалась В. А. Попова по поводу празднования дня холоуина русскими детьми - это чужие традиции, чужой менталитет, это пустое подражание, пустое развлеченье.

Следует вывод: наш современный школьник как бы «замораживает» душу и мысли, не хочет творить (а ведь сочинение – это творчество!), ему удобнее включить телевизор или компьютер, и он погружается в неэстетический, кошмарный мир призраков. А если надо написать сочинение, реферат или доклад, можно все «скачать» с компьютера. Вот такие печальные последствия мы имеем при всех плюсах телевизора и компьютера. Дети потому и отошли от книги, от чтения художественного слова, потому у них такая бедная, невыразительная речь. Значения многих русских слов дети попросту не знают. Они не видят разницы между словами «постановка» и «постановление», «обличие» и «обличение», «уверенность» и «самоуверенность». Наши 11-классники пишут: «В пьесах Горького, взамен всех иных, сталкивавшихся в конфликтах, начал, оказались классы и классовые отношения людей». Они могут выразиться: «природный пейзаж», «авторы героя», «Старуха Изергиль стала идеалом и антиидеалом». Дети, к сожалению, употребляют много просторечных выражений, не чувствуя стилистической разницы, например: «Бедная Лиза по уши влюбилась в Эраста», «Наташа Ростова была шустрая». Винить только учителя русского языка и литературы в подобных ошибках – будет достаточно обидных и несправедливым, так как с каждым годом уменьшается количество часов на уроки русского языка и литературы, хотя именно эти уроки должны формировать душу и речь ребенка, воспитывать культурного человека. А учитель, насколько хватает времени, старается до детей донести сложность и красоту русской речи. Например, в 6 классе при изучении «Лексики» я детям рисую лестницу со ступеньками и говорю: «Мы находимся на самой верхней ступеньке – это русский литературный (нормированный) язык. Стили. Спускаемся ниже – это разговорная речь, в которой допускаются неполные предложения, эмоционально окрашенные и диалектные слова.

Спускаемся ещё ниже – это просторечия и жаргон, ещё на одну ступеньку спускаемся – бранные, грубые слова. А самая последняя ступенька – это мат, нецензурная брань». Эта условная лестница показывает, что лексика состоит из пластов, а ещё я надеюсь, что, может быть, ребенок не захочет стоять на самой последней ступеньке языка, то есть употреблять в своей речи мат.

Анализ творческих работ мы тоже всегда делаем, а если у меня в классе есть сильные (мыслящие) ученики, то на их сочинения я пишу краткие рецензии. Ребенок обязательно должен услышать и уяснить свою речевую ошибку, почему так нельзя говорить. Лучше, действительно хорошие творческие работы я читаю вслух в классе, отмечаю обязательно богатство словаря, эмоциональность, самостоятельность мысли. А еще хорошие творческие работы, в том числе и стихи, мы с детьми печатаем и помещаем в отдельную папку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconСочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
Произношение и написание парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconМетодические рекомендации учителям по работе с Электронным классным журналом
...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconУра-ура! Учебный процесс переехал на предназначенное для него место...
Классов в новом помещении больше, теперь у нас будут отдельные, большие и удобные классы "Самоучки" и компьютерный
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconТема 1 а-б
Материалы собираются в спс консультант-плюс, Гарант либо в периодической печати (журналы «Трудовое право», «Справочник кадровика»,...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение определяет правовой статус и единые требования по ведению электронного классного журнала (далее – электронный...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconОбучающий комплекс. Серия Школьный наставник Русский язык 2-4 кл. Начальная школа. 1
Чехляева А. Б. Методическая медиатека: Начальная школа. Русский язык 1 класс. Буква ь (мягкий знак) (Лучшее от лучших)
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconСочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»
Цели: 1 раскрыть основную мысль картины; 2 подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят,...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconМысль написать картину «Опять двойка» родилась у художника на уроке,...
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (Слайд 1)
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Споры об использовании интерактивных досок в учебном процессе то утихают, то возникают снова. Для меня вопроса «Интерактивная доска...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconУчебно-тематическое планирование по русскому языку Класс: 2 класс...
Умк «Перспективная начальная школа»): Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва,...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconСовсем недавно, пролистывая ежемесячный научно-методический журнал...
Ь педагогики и заведующая педагогической практикой, но и отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессионального...
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Е. Л. Ерохиной «Ура! Опять сочинение!» (журнал «начальная школа. Плюс до и после», 2004г., №2) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск