Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).





Скачать 340.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
страница1/3
Дата публикации27.08.2014
Размер340.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3



Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

Планируемые результаты

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Программа рассчитана на 102 часа.
Учебно- тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение. Русская литература в контексте мировой литературы.

1

Творчество И.А.Бунина

4

Творчество А.И.Куприна

4

Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители модернизма.

10

Творчество М.Горького

6+2

Творчество А.А.Блока

4

Творчество С.А.Есенина

4

Литература 20-х годов

4

Творчество В.В.Маяковского

5+2

Творчество А.А.Ахматовой

2

Творчество М.И.Цветаевой

2

Творчество Б.Л.Пастернака

2

Творчество Н.А.Заболоцкого

2

Творчество М.А.Булгакова

5

Творчество А.П.Платонова

3

Творчество М.А.Шолохова

5+2

Литература 40-50-х годов

3

Обзор литературы 60-70 годов

4

Творчество А.И.Солженицына

4

Творчество А.Т.Твардовского

3

Литература последних десятилетий 20 века

12+2

Уроков развития речи

12

Уроков повторения и систематизации знаний

4

Всего

102


Перечень учебно-методического обеспечения.

-методические и учебные пособия

УМК для обучающихся

Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях.

Баранников А.В. и др. Русская литература ХХ века. Хрестоматия 11 кл.

Под ред. В.П.Журавлева. Русская литература ХХ века. Практикум 11 кл.

УМК для учителя

Еремина О.А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя.

Фадеева Т.М. Учебно-методический комплект. Литература. Тематическое и поурочное планирование. 11 класс.

Уроки литературы в 11 классе (под ред. В.П.Журавлева)

Русская литература. 11 класс. Универсальное издание. 1-е и 2-е полугодие. Поурочные разработки
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе 11класс
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана...
Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов г. Иваново
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconПротокол №
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа (базовый уровень) по биологии для 7 а,б классов на 2014 2015 учебный год
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Латюшин, В....
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 10 б класса (уровень освоения программы: базовый)
Примерной государственной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г. С. Меркин,...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе, базовый уровень, (далее – Рабочая программа) составлена разработана на основе авторской программы...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconМуниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Константиновская...
Рабочая программа предназначена для использования в 10 классе средней общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск