МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №5
Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________ Т.В. Семеняка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(базовый уровень)
по биологии для 7 а,б классов
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Дмитренко Анна Сергеевна,
учитель биологии
Химки, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2009.
Рабочая программа для 7 класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательной предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь.7 класс. - М.: Дрофа, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.
В соответствии с федеральным базисным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение предмета биология в 7 классе составляет 68 часов (соответственно по четвертям 18+14+20+16).
Данная рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.;
федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897; (для 5-6 классов);
приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;
учебный план МБОУ СОШ №5 на 2014-2015 учебный год;
примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Ларюшина и В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев/М.: Дрофа, 2006), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены
возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе, представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные
Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. При
выполнении лабораторной работы изучаются живые объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (68ч.).
Содержание учебного предмета
Введение (2часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Многообразие животных, простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Колониальные организмы.
Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов)
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Многоклеточные организмы. Хордовые. (17 часов)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Развитие и закономерности размещения животных на земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Услаждение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часа)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематический план
№п/п
| Наименование тем
| Количество часов
| 1
| Введение
| 2
| 2
| Многообразие животных
| 41
| 3
| Строение, индивидуальное развитие, эволюция
| 14
| 4
| Развитие и закономерности размещения животных на Земле
| 5
| 5
| Биоценозы
| 3
| 6
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека
| 3
| |