Скачать 379.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа город Вязьма смоленской области Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014-2015 учебный год Учитель: Гусарова Фируза Сабирулловна
1.Пояснительная записка 1.1.Общая характеристика учебного предмета Курс биологии в 7 классе «Биология. Животные» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о животных: морфологии, анатомии, физиологии, гистология, экологии, палеонтологии, систематики, микробиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Она является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим. Программа по биологии для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 и на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой. Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Планирование составлено на основе программы по биологии для основной общей школы МБОУ СОШ №3 и авторской программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой. Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011. 1.2.Цели программы:
1.3.Задачи программы: 1 – задачи обучения: 1) создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
2) закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков; 3) создать условия для развития творческих способностей учеников через систему креативных заданий; 2 – задачи развития:
3 – задачи воспитания:
1.4.Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 3 г. Вязьмы Смоленской области данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе 68 часов в год, а именно объемом 2 часа в неделю. Класс - 7 А и 7 Б Учитель - Гусарова Ф.С. Количество часов - 68 Всего - 68 часов, в неделю – 2 часа. Лабораторных работ - 10 ч.; Экскурсий - 5 часов Виды и формы контроля:
2.Содержание учебной программы: 2.1.Планируемые результаты. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2.2.Содержание курса. Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч). Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.Популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Экскурсия №1. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Тема 2. Строение тела животных (3 ч). Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч). Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа №1. Строение и передвижение инфузории-туфельки. Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3ч). Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч). Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира. Лабораторная работа №2. Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение. Лабораторная работа №3. Изучение внутреннего строения дождевого червя на влажных препаратах. Тема 6. Тип Моллюски (4 ч). Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. Лабораторная работа №4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков. Тема 7. Тип Членистоногие (8 ч). Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Лабораторная работа №5. Изучение внешнего строения насекомого. |
Рабочая программа по «Биологии» на 2014 2015 учебный год для 5 класса | Рабочая программа по технологии для 6 класса Маоу сош №2 уиия на 2014 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком маоу сош №2 уиия на 2014- 2015 учебный год, согласно... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по биологии для 7 а,б классов на 2014 2015 учебный год Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Латюшин, В.... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год «Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 а, б класса на 2014-2015 учебный год Составитель программы Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | Рабочая программа по истории для 6 класса учителя I квалификационной категории муниципального Аннотация к рабочей программе по предмету «история» на 2014-2015 учебный год для 6 класса | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 7 класса на 2014-2015 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе | ||
Рабочая программа по литературе для 9б класса на 2014-2015 учебный год Федерального Закона от 29. 12. 2012г. №373-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | Рабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год «Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008 | ||
Рабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы ... | Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса на 2014-2015 учебный год Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | Рабочая программа по физике для 7 класса на 2014 2015 гг В. А. Попова М.: Планета, 2013 г., «Оценка качества подготовки выпускников основной школы», «Требования к уровню подготовки выпускников»... |