Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы
/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2011.
Учебник. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др./ - М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 136 часов, в неделю - 4 часа. Рабочая программа подкреплена
учебником русского языка для 7 класса (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Н.М.Шанский) Программа реализует обязательный (базовый) минимум содержания
Образования. Для учащихся будет использована следующая литература: 1.Русский язык 7 класс /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-Москва,
«Просвещение», 2012 год. 3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс
- Москва, «Интеллект-центр», 2009 год Для учителя: 1. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Н.М.Шанского «Русский язык. 7 класс» /Н.В.Егорова.-Москва, «ВАКО», 2011 год 2. Русский язык. 7 класс .Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского « Русский язык. 7 класс».
-/автор-составитель С.Б.Шадрина, Волгоград, «Учитель», 2009 год/ 3. Тесты, проверочные работы по русскому языкуб 7 класс /Т.А.Костяева.-Москва, «Просвещение,2004 год/ 4. Уроки русского языка в 7 классе /М.В.Фёдорова.-Москва, «Просвещение» , 2004 год/
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей: ♦ Познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями
речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения,
нормами употребления в речи. ♦ Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения
нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме
причастные и деепричастные обороты; работать с текстом. ♦ Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях
использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на
материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов. ♦ Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны ЗНАТЬ определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:
♦Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,синтаксический разбор предложений с причастным и
деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.
♦ Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
♦ Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученным
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми
орфограммами. По ПУНКТУАЦИИ. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. По СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато
излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессы труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко
рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный,
предупредительный, выборочный, графический, словарный, творческий, сочинение (по картине, по воображению, по данному
сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.
Учебный план
№ п/п
|
Наименование раздела
или темы
|
Колич
часов
|
Колич часов по разв. речи
| количество
контрольных
работ
|
Всего часов
|
1.
|
Русский язык как развивающееся явление
|
1
|
|
|
1
|
2.
|
Повторение пройденного в 5-6 классах
|
9
|
1
|
1
|
16
|
3.
|
Причастие.
|
30
|
6
|
2
|
32
|
4.
|
Деепричастие
|
11
|
2
|
1
|
12
|
5.
|
Наречие
|
25
|
5
|
1
|
34
|
6.
|
Категория состояния
|
5
|
2
|
|
6
|
7.
|
Служебные части речи. Предлог
|
8
|
2
|
|
14
|
8.
|
Союз
|
13
|
2
|
3
|
17
|
9.
|
Частица
|
17
|
4
|
2
|
22
|
10.
|
Междометие. Звукоподражательные слова
|
3
|
|
|
4
|
11.
|
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классе
|
14
|
|
2
|
17
|
|
Итого:
|
136
|
24
|
12
|
136
|
|
№ урока
| Дата план.
| Дата
факт.
| Раздел программы
| Тема урока
| Кол
час.
|
1
|
|
| Введение (1 ч)
| Русский язык как развивающееся явление
| 1
|
2
|
|
| Повторение
изученного
в 5-6 классах
(9 ч)
| Синтаксис. Синтаксический разбор
| 1
|
3
|
|
| Пунктуация. Пунктуационный разбор
| 1
|
4
|
|
| Лексика и фразеология
| 1
|
5
|
|
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
| 1
|
6
|
|
| Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
| 1
|
7-8
|
|
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
| 2
|
9
|
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
| 1
|
10
|
|
| Текст. Стили литературного языка
| 1
|
11
|
|
| Морфология
и орфография.
Культура речи
(112 ч)
Причастие (30 ч)
Деепричастие (11ч)
Наречие (25 ч)
Категория состояния
(5 ч)
Служебные части речи
(41 ч)
Предлог
(8 ч)
Союз
(13 ч)
Частица
(17 ч)
Междометие
(3 ч)
| Причастие как часть речи
| 1
|
12
|
|
| Публицистический стиль
| 1
|
13
|
|
| Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
| 1
|
14
|
|
| Причастный оборот
| 1
|
15
|
|
| Выделение причастного оборота запятыми
| 1
|
16
|
|
| Описание внешности человека
| 1
|
17
|
|
| Действительные и страдательные причастия
| 1
|
18
|
|
| Краткие и полные страдательные причастия
| 1
|
19-20
|
|
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
| 2
|
21
|
|
| Действительные причастия прошедшего времени
| 1
|
22-23
|
|
| Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
| 2
|
24
|
|
| Страдательные причастия прошедшего времени
| 1
|
25
|
|
| Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
| 1
|
26-28
|
|
| Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных
| 3
|
29
|
|
| Выборочное изложение с описанием внешности человека
| 1
|
30
|
|
| Морфологический разбор причастия
| 1
|
3132
|
|
| Контрольное изложение
| 2
|
33-34
|
|
| Слитное и раздельное написание не с причастиями
| 2
|
35
|
|
| Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
| 1
|
36-37
|
|
| Сочинение по личным впечатлениям на тему « Вы с ним знакомы»
| 2
|
38-39
|
|
| Повторение и обобщение изученного о причастии
| 2
|
40
|
|
| Контрольный диктант по теме «Причастие»
| 1
|
41
|
|
| Деепричастие как часть речи
| 1
|
42-43
|
|
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
| 2
|
44
|
|
| Раздельное написание не с деепричастиями
| 1
|
45
|
|
| Деепричастия несовершенного и совершенного вида
| 1
|
46
|
|
| Морфологический разбор деепричастия
| 1
|
47-48
|
|
| Повторение и обобщение изученного о деепричастии
| 2
|
49-50
|
|
| Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь»
| 2
|
51
|
|
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
| 1
|
52-53
|
|
| Наречие как часть речи
| 2
|
54
|
|
| Смысловые группы наречий
| 1
|
55-56
|
|
| Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег»
| 2
|
57
|
|
| Степени сравнения наречий
| 1
|
58
|
|
| Морфологический разбор наречия
| 1
|
59-60
|
|
| Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е
| 2
|
61
|
|
| Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
| 1
|
62-63
|
|
| Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е
| 2
|
64
|
|
| Описание действий
| 1
|
65
|
|
| Буквы о и е после шипящих на конце наречий
| 1
|
66
|
|
| Буквы о и а на конце наречий
| 1
|
67-68
|
|
| Изложение с элементами сочинения
| 2
|
69-70
|
|
| Дефис между частями слова в наречиях
| 2
|
71-72
|
|
| Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
| 2
|
73
|
|
| Мягкий знак после шипящих на конце наречий
| 1
|
74-75
|
|
| Повторение и обобщение изученного о наречии
| 2
|
76
|
|
| Контрольный диктант по теме «Наречие»
| 1
|
77-78
|
|
| Категория состояния как часть речи
| 2
|
79
|
|
| Морфологический разбор категории состояния
| 1
|
80-81
|
|
| Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г.Паустовский «Обыкновенная земля)
| 2
|
82
|
|
| Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи
| 1
|
83
|
|
| Употребление предлогов
| 1
|
84
|
|
| Непроизводные и производные предлоги
| 1
|
85
|
|
| Простые и составные предлоги.Морфологический разбор предлога
| 1
|
86-87
|
|
| Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу
| 2
|
88-89
|
|
| Слитное и раздельное написание производных предлогов
| 2
|
90
|
|
| Союз как часть речи
| 1
|
91
|
|
| Простые и составные союзы
| 1
|
92-95
|
|
| Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
| 4
|
96
|
|
| Морфологический разбор союза
| 1
|
97-98
|
|
| Сочинение-рассуждение
| 2
|
99-100
|
|
| Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
| 2
|
101
|
|
| Повторение и обобщение изученного о предлоге и союзе
| 1
|
102
|
|
| Контрольное изложение
| 1
|
103
|
|
| Частица как часть речи. Разряды частиц
| 1
|
104
|
|
| Формообразующие частицы
| 1
|
105
|
|
| Смысловые частицы
| 1
|
106-107
|
|
| Раздельное и дефисное написание частиц
| 2
|
108
|
|
| Морфологический разбор частицы
| 1
|
109-110
|
|
| Отрицательные частицы не и ни
| 2
|
111-112
|
|
| Различение частицы и приставки не
| 2
|
113-114
|
|
| Частица ни , приставка ни-, союз ни-ни
| 2
|
115
|
|
| Повторение и обобщение изученного о частице
| 1
|
116-117
|
|
| Контрольное изложение
| 2
|
118-
119
|
|
| Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
| 2
|
Междометие как часть речи
| 1
|
120
|
|
|
121
|
|
| Дефис в междометиях
| 1
|
122
|
|
| Знаки препинания при междометиях
| 1
|
123
|
|
| Повторение и
систематизация
изученного
в 5-7 классах
(14 ч)
| Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи
| 1
|
124
|
|
| Фонетика. Графика
| 1
|
125
|
|
| Лексика и фразеология
| 1
|
126
|
|
| Морфемика. Словообразование
| 1
|
127-128
|
|
| Морфология
| 2
|
129
|
|
| Синтаксис и пунктуация
| 1
|
130-131
|
|
| Орфография
| 2
|
132
|
|
| Итоговый контрольный диктант
| 1
|
133
|
|
| Анализ контрольного диктанта
| 1
|
134
|
|
| Итоговый тест за курс 7 класса
| 1
|
135-136
|
|
| Защита исследовательских проектов
| 2
|