Скачать 369 Kb.
|
«УТВЕРЖДЕНА» Директор школы ___________(Наседко В.А.) ПРИКАЗ №95/1 от 2 сентября 2013 года «СОГЛАСОВАНА» Завуч по УВР ________(Кирий Л.В.) от 2 сентября 2013 года «РАССМОТРЕНА» на заседании МО Протокол № 1 от _26__ августа 2013 года __________(Хохлова Е.Ю.) Рабочая программа педагога Ковалёвой Людмилы Александровны (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу) учителя русского языка и литературы I квалификационной категории по русскому языку (наименование учебного предмета \ курса) 8б класс (ступень образования \ класс) базовый (уровень) «Принята»на заседании педагогического совета Протокол № 1 от сентября 2013 года Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. Основная задача обучения в 8 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как: — воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике; — формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей; — формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции; — воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов; — развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики; — приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы в 8 классе Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своего отношения к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать: • образную природу словесного искусства; • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); • авторов и содержание изученных художественных произведений; • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений). Учащиеся должны уметь: • прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения; • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; • определять идейную и эстетическую позицию писателя; • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия; • оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого; • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации. Основные виды устных и письменных работ. Устно:
Письменно:
Произведения для заучивания наизусть.
Основные умения и навыки 1. Введение. Русская литература и история. – 1 час
2. Устное народное творчество – 2 часа
3. Житийный жанр в древнерусской литературе – 3 часа ( внеклассное чтение - "Шемякин суд")
4. Из литературы 18 века. 4.1. Д. И. Фонвизин – 2 часа ( + 1 на развитие речи )
5. Из литературы 19 века 5.1. И. А. Крылов ( Внеклассное чтение – И. А. Крылов "Басни" ) – 1час
5.2. К. Ф. Рылеев – 1час
5.3. А. С. Пушкин. ( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама» ) – 8 часов ( + 1 на развитие речи )
5.4. М. Ю. Лермонтов – 3 часа ( + 1 на развитие речи )
5.5. Н. В. Гоголь ( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь «Шинель» ) – 5 часов
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин – 1 час ( + 1 на развитие речи )
5.7. Н. С. Лесков – 1 час
5.8. Л. Н. Толстой ( Внеклассное чтение – Л.Н. Толстой «Отрочество» ) – 2 часа.
5.9. А. П. Чехов – 3 часа.
6. Из литературы 20 века. 6.1. И. А. Бунин – 1 час. 6.2. А. И. Куприн – 1 час. ( + 1 на развитие речи )
6.3. А. А. Блок ( Внеклассное чтение – А. А. Блок "На поле Куликовом" ) – 1 час. 6.4. С. А. Есенин – 2 часа.
6.5. И. С. Шмелев – 1 час. 6.6. Писатели улыбаются – 3 часа - определять тему и нравственные проблемы произведения; - выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями; - выразительно читать изученные произведения; - самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
6.7. А. Т. Твардовский ( Внеклассное чтение – А. А. Платонов "Возвращение" ) – 3 часа.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – 1 час ( + 2 на развитие речи )
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час - определять тему и нравственные проблемы произведения; - выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств; - выразительно ( наизусть ) читать стихотворения; - самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений. 7. Из зарубежной литературы ( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") – 4 часа У.Шекспир – 2 часа
Ж.-Б. Мольер – 2 часа
Развитие речи – 7 часов
Внеклассное чтение – 9 часов
Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс68 часов ( 2 часа в неделю )2013/2014 учебный год развитие речи – 7 классные сочинения –4 домашние сочинения – 1 объем сочинения – 2-3 стр. техника чтения – 130-140 слов внеклассное чтение – 9
|
Рабочая программа педагога Власовой Ольги Александровны, 1 категории... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района | Рабочая программа педагога белединовой оксаны александровны «Русский язык» 8 класс для общеобразовательных учреждений,авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,О. М. Александрова,... | ||
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной... Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение стр | Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя... Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание,... | ||
Рабочая программа педагога моау «сош №9» г. Нурлат Республики Татастан... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | Рабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному... Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,... | ||
Рабочая программа педагога филиновой Лидии Александровны первой квалификационной... Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному... | Рабочая программа педагога абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной... Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» 3- е изд дораб и доп. – М:... | ||
Рабочая программа педагога василенко Людмилы Викторовны, I квалификационная... Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года и федеральными законами РФ в области безопасности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объединение гильоширования «Искусница» существует в цртдю «Радость» с 1999 года. Под руководством Рожковой Людмилы Ивановны, педагога... | ||
«Согласовано» Заместитель директора по увр моу «оош с. Юнгеровка»... Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию... | Пояснительная записка рабочая программа курса обж для 7а,б,в,г,д... Рабочая программа курса обж для 7а,б,в,г,д классов преподавателя –организатора обж макрушиной Маргариты Александровны | ||
Рабочая программа по азбуке Смоленского края для 3 класса начального... | Рецензия на рабочую программу дисциплины Программа подготовлена преподавателем филиала Ургупс в г. Златоусте Ковалевой Ольгой Евгеньевной | ||
Рабочая программа По природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны Предлагаемая программа составлена к умк «Природоведение». Сетка часов -2 часа в неделю | Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных... |