Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных





Скачать 257.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных
страница1/3
Дата публикации31.08.2014
Размер257.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю.

заседании МО с зам. директора по УВР: Директор школы:

(пр.№__от_______): ________ ______(Призенцов А. В.)

_____(Призенцова Н. В.) _______(Садыкова Г. М.) Приказ №___от_____

Литературное чтение 3 класс

4 часа в неделю – 136 уроков.

Пояснительная записка
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Самое великое чудо на свете.

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество.

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь.

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели.

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь.

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки.

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы.

  1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».



Поэтическая тетрадь.

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое.

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь.

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов.

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература.

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Требования к уровню подготовки учащихся3 класса
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту;

  • Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

  • Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением;

  • Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом;

  • Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам;

  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий

  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков;

  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем;

  • Ориентировка в учебной книге.





Формы и средства контроля.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности.

В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля являются - достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учителем заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Календарно-тематическое планирование.




урока

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Указание на учебн. материал

Дата


Планир.

Фактич.

Самое великое чудо на свете.


1

Рукописные книги Древней Руси.

1

Стр.6-7

02.09.




2

Первопечатник Иван Федоров.

1

Стр.8-9

04.09.




3

Урок – путешествие в прошлое.

1

Стр.10-12

05.09.




4

Вн. чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1




06.09.




Устное народное творчество.


5

Русские народные песни.

1

Стр.14-17

09.09.




6

Докучные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка.

1

Стр.18-21

11.09.




7

Вн. чтение. Устное народное творчество.

1




12.09.




8

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка.

1

Стр.22-27

13.09.




9

«Иван – царевич и серый волк». Русская народная сказка.

1

Стр.28-34

16.09.




10

«Иван – царевич и серый волк».

1

Стр.35-39

17.09.




11

Вн. чтение. Русские народные сказки.

1




18.09.




12

«Сивка- бурка». Русская наро-дная сказка.

1

Стр.40-43

19.09.




13

«Сивка- бурка». Русская наро-дная сказка.

Проверка техники чтения.

1

Стр.44-46

23.09




14

«Сивка- бурка». Русская народная сказка.

1

Стр.47-50

24.09.




15

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Тест на тему«Устное народное творчество».

1

Стр.51-57

25.09.




16

Вн. чтение. Русские народные сказки.

1




26.09.




Поэтическая тетрадь №1.


18

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

Стр.62

30.09.




19

Ф. Тютчев «Листья».

1

Стр.63

01.10.




20

Вн. чтение. Русские народные сказки.

1




02.10.




21

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…».

1

Стр.64-65

03.10.




22

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

1

Стр.66-67

07.10.




23

И. Никитин «Встреча зимы».

1

Стр.68-71

08.10.




24

Вн. чтение. Родные поэты.

1




09.10.




25

И. Суриков «Детство».

1

Стр.72-75

10.10.




26

И. Суриков «Зима».

1

Стр.76-77

14.10.




27

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Тест на тему «Поэтическая тетрадь № 1».

1

Стр.78-80

16.10.




28

Вн. чтение. Басни И. А. Крылова.

1




17.10.




Великие русские писатели.


29

А. Пушкин « Уж небо осенью дышало…».

1

Стр.82-86

21.10.




30

А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…».

1

Стр.86-87

22.10.




31

А. Пушкин «Зимнее утро».

1

Стр.88-89

23.10.




32

Вн. чтение. Веселые стихи Б.Заходера.

1




24.10.




33

А. Пушкин «Зимний вечер».

1

Стр.90-91

28.10.




34

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

Стр.92-104

29.10.




35

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

Стр.105-117

30.10.




36

Вн. чтение. Рассказы Н. Носова.

1




06.11.




37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» .

1

Стр.118-129

07.11.




38

И. Крылов «Мартышка и очки».

1

Стр.130-135

11.11.




39

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

Стр.136-137

12.11.




40

Вн. чтение. В. Маяковский – детям.

1




13.11.




41

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

Стр.137-139

14.11.




42

М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс», «Осень».

1

Стр.140-147

18.11.




43

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).

1

Стр.148-151

19.11.




44

Вн. чтение. О братьях наших меньших. (В.Чаплина)

1




20.11.




45

Л. Толстой «Акула» .

1

Стр.152-155

21.11.




46

Л. Толстой «Прыжок».

1

Стр.156-159

25.11.




47

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

Стр.160-161

26.11.




48

Вн. чтение. О братьях наших меньших. (Б.Житков).

1




27.11.




49

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». Л. Толстой «Куда девается вода из моря».

1

Стр.162-163

28.11.




50

Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели». Тест «Великие русские писатели».

1

Стр.164-166

02.12.




Поэтическая тетрадь № 2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено...
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Школьный курс по изобразительному искусству...
Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Статус документа Планирование составлено на...
Плановых контрольных уроков – 2; уроков развития речи – 8; уроков внеклассного чтения – 8
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач»
Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconРабочие программы для 4 класса 2013 2014 учебный год
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск