Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение





Скачать 384.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение
страница1/4
Дата публикации11.07.2014
Размер384.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Литературное чтение

4 класс
Пояснительная записка

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

 - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

- воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интере­са к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим пред­метам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитан­ное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники уча­ствуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энцикло­педиях.

- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художест­венной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значе­ние. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмо­циональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адек­ватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведе­ний, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», 2011 г. М., «Просвещение».

   Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

            Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

            Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

            Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится   объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.   

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
На изучение литературного чтения отводится 4 ч в неделю – 136 ч (34 учебные недели).


Содержание тем учебного курса

Литературное чтение (136 ч)

4 класс

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей. Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (7 ч)

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (24ч)

П.П.Ершов «Конек - горбунок». А.С.Пушкин «Няне», «Туча»,«Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб». Л.Н.Толстой «Детство»,

«Как мужик убрал камень». А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь № 1 (8ч)

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А.Н.Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И.А.Бунин «Листопад».

Литературные сказки (17ч)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (9 ч)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка?». В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства (7 ч)

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч)

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка».

Природа и мы (12 ч)

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь № 3 (7 ч)

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебедушка».

Родина (5 ч)

И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (5 ч)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычев «Путешествия Алисы».


Зарубежная литература (12 ч)

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Г.Х.Андерсен «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».
Внеклассное чтение (17 ч)

Самые интересные книги, прочитанные летом. Летописи, былины, сказания.

Творчество А.С.Пушкина. Рассказы В.Ю.Драгунского. М.М.Пришвин- певец русской природы. Творчество Л.Н.Толстого. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Стихи русских поэтов о зиме. Проект «От чистого сердца» (о маме). В.Бианки «Лесная газета». Рассказы Н.И.Сладкова. Сказки писателей о детях. Книги о сверстниках, о школе.

Пионеры-герои. Рассказы о ВОв. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».
Учебно-тематический план

Литературное чтение (136 ч)

4 класс





п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов


1

Летописи. Былины. Жития

7

2

Чудесный мир классики

24

3

Поэтическая тетрадь № 1

8

4

Литературные сказки

17

5

Делу время – потехе час

9

6

Страна детства

7

7

Поэтическая тетрадь № 2

6

8

Природа и мы

12

9

Поэтическая тетрадь № 3

7

10

Родина

5

11

Страна «Фантазия»

5

12

Зарубежная литература

12

13

Внеклассное чтение

17




Итого

136
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconРабочие программы для 4 класса 2013 2014 учебный год
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на...
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка: Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики...
...
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладение iconПояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск