Скачать 81.06 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010» Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем; 2) развивать умение работать в парах; 3) воспитывать культуру межличностных отношений. Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала. Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками» Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами; на доске «Базовый лист контроля» к уроку:
План урока:
Ход урока: I. Организационный момент. Учитель: Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах. Как вы понимаете значение слова «словообразование»? Что мы узнаем нового и чем будем заниматься? (см. Базовый лист контроля) Мы не только узнаем об основных способах образования слов, но и будем продолжать учиться работать в парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы. (На доске написано: - Говорим вполголоса! - Общаемся культурно!) II. Повторение сведений о морфемах. 1) Взаимообмен карточками. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам. Алгоритм работы: Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию. Критерии оценки заданий: «5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях. «4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях. «3» - 3-5 ошибок. «2» - учащийся допустил более 5 ошибок.
2) Устный опрос:
III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования 1) Слово учителя. Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса! 2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике. При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).
IV. Подведение итогов урока. 1. Что вы сегодня узнали на уроке? /см. Базовый лист контроля/ (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры). 2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть. Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры). V. Рефлексия. Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями. 1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет. 2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет. В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку. VI. Домашнее задание: 1) упр. 580 (устное высказывание); 2) упр. 579. Литература 1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004 2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с. РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования ФИ ученика ………………………… I. Повторение сведений о морфемах. Выполните задание №1
II. Изучение нового материала выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7
III. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (подчеркните да / нет) 1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет. 2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет. |
Рекомендации по оформлению представлений к поощрению Почетной грамотой... Тора Приморского края, утвержденным Постановлением Губернатора Приморского края от 23 мая 2003 года №166 «Об утверждении положения... | М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок творческого взаимодействия разработан учителем русского языка и литературы вкк путенко О. М. и проведен в 6 «В» классе 27. 02.... | Урок по русскому языку 7 класс урок разработан и проведен учителем... Москва – столица нашей Родины. На берегу Москвы-реки расположился Кремль, и каждый прибывший в столицу для знакомства с ней обязательно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На основании Устава Приморского края, в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 13 апреля 2012 года n 88-па... | Урок английского языка в 9А классе на тему «Экстремальные виды спорта» Урок разработан и проведён учителем английского языка мбоу «сош №9» г. Чебоксары Беловой Татьяной Васильевной | ||
Положение о проведении муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Алтая 2014» Муниципальный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2014» проводится с 30. 11. 2013 по 06. 12. 2013 на базе мбоу «Гимназия... | Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода.... | ||
Урок английского языка в 6 классе на тему: «Школа моей мечты» Февраля 2011 года на базе моусош №1 учителем английского языка Цолко Е. А. был проведен урок- проект на тему «Школа моей мечты» в... | План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Подробное... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Положение о проведении школьного конкурса «Учитель года 2012» Школьный этап конкурса «Учитель года» (далее конкурс) призван содействовать развитию педагогического мастерства, повышению престижа... | Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем... Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | ||
«Секунда» Альбина Владимировна Харченко (учитель начальных классов... Маоу гимназии восточных языков № Директор гимназии Горлова И. В. и заместители директора Фартушная Е. П., Суранова Е. И. и Фомина... | Диплом победителя Краевого конкурса «Проект по использованию икт... Я, Мезенцева Любовь Николаевна, работаю учителем физики в школе №72 с 1996 года, педагогический стаж работы 30 лет | ||
Об утверждении программы противодействия коррупции в приморском крае на 2012 2015 годы На основании Устава Приморского края, Закона Приморского края от 10 марта 2009 года n 387-кз "О противодействии коррупции в Приморском... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов... |