Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»





Скачать 47.07 Kb.
НазваниеУрок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
Дата публикации09.09.2014
Размер47.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная школа» Прилузский район


Урок-размышление по повести В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых».

(Урок литературы в 11-ом классе.)

Место урока: После изучения романа М. Шолохова « Поднятая целина».

ТЕМА: Почему повесть, рассказывающая о коллективизации, озаглавлена

«Пара гнедых»?

Цель урока: 1.Выявить нравственные идеалы писателя.

2.Раскрыть философский смысл рассказа.

3.Научить делать ассоциативные связи между разными литературными

произведениями.

4.Развивать самостоятельность мышления и речи.

Эпиграфы: Деревня не столько социальная, сколько

духовная категория.

В.Распутин.

Сражение не бывает без потерь, пусть даже

духовных.

В. Тендряков.

Враз переделать человека нельзя!

М. Зощенко.

Не судите, да не будете судимы.

Из «Евангелия».

Коллективизация – «год великого перелома»,

«жестокая пора головотяпства,

«вселенский геноцид»,

«кромешный ад».

В.Белов.

?

Словарная работа: антитеза

гармония

геноцид

гнедая

эпитеты

метафора

образные сравнения

образ-символ

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

--Ребята, кто из вас считает себя деревенским? Вас пугает насмешливое, буквально на слуху выражение « ну ты, дерёвня»? Я думаю, что на сегодняшнем уроке состоится наш диалог, наше сотрудничество, хотя бы потому, что мы с вами деревенские, а еще земляки, тоже немаловажная деталь.

Все, что вы услышите сегодня на уроке, все, что увидите, в чем возражаете и с чем согласны – записывайте: в опорных словах ли, в рисунках ли, можете схемами. Эти записи помогут вам выполнить творческую работу на втором уроке

«Деревня – не столько социальная, сколько духовная категория»,- писал В.Распутин, утверждая, что в деревне заключается нравственное и духовное начало общества. Недаром слова: дерево и деревня – однокоренные. Известные писатели: Астафьев, Распутин, Белов, Шукшин – с гордостью говорили: « Все мы вышли из деревни!». Их произведения о людях деревни, о судьбе деревни наполнены любовью и болью. В этом ряду писателей и Владимир Федорович Тендряков. « По праву памяти», как сказал А.Твардовский, Владимир Федорович пишет рассказ « Пара гнедых».

2. Проверка первичного восприятия.

-- Как вы определили тему и главную мысль произведения?

-- Какие вопросы появились?

-- Что отличает это произведение от « Поднятой целины»?

-- Почему Тендряков сделал повествователем пятилетнего ребенка?

3. Лингволитературный анализ.

-- Какое слово врезалось в память мальчика?( Справедливость).

-- Как устанавливалась справедливость на селе?

-- Уравниловка – это справедливость? Ведь один раз, после 17-го года уже уравняли всех крестьян, отняв у богатых земли, раздав их бедным по количеству едоков.

-- Почему же справедливости нет в деревне? Снова нет равенства?

-- Откуда опять богатые и бедные?

-- Какими запомнились писателю выхваченные из памяти детства два очень разных человека: Коробов Антон Ильич и Иван Акулька.?

Задание по вариантам:

1в- Выписать слова с оценочной окраской, характеризующие Коробова.

2в- Ивана Акульку.

-- Дайте на основе выписанного характеристику этих героев.

Богатый А.И. Коробов. Бедный Акулька

Умный Невежественный

Культурный Темный

Трудолюбивый Ленивый

Ухватистый Пьяница

Ярко выражено чувство собственного Нет чувства собственного

достоинства. достоинства.

-- Почему А.И.Коробов, которого на селе величали по имени- отчеству, казался мальчику Богом? ( Подсознательно ощущал его правоту).

-- Какое место занимает в понимании идеи рассказа оцинкованное корыто? (Напоминает старуху у разбитого корыта).

-- Похож ли Антон Коробов на Якова Лукича из « Поднятой целины»?

(Нет, это человек, думающий не только о себе, но и о стране: « Мне б волю дать, я бы…

великую Россию досыта накормил». Но такую возможность у человека власти отнимают)

-- Как бы вы ответили на вопрос мужиков: « Божеское у вас равенство или нет?»

Прослеживание семантико-ассоциативной связи слов в заглавии.

--Что ярче всего запомнилось мальчику из той поры ?( Ослепительная красота коробовских

коней).

-- Давайте оставим на мгновение коней Тендрякова и поговорим о том, почему такое большое место занимает образ коня, лошади в искусстве? Обратите внимание, в народных сказках, песнях через одну есть конь. По мифу древней Эллады, конь Пегас возносит на гору Парнас поэтов, чтобы боги венчали их там венком признания. Ни один поэт и писатель не обошли вниманием это животное. Скульпторы, художники создали немало произведений, в которых выразили благородную красоту этих созданий.

Выразительное чтение отрывка описания коней.

-- Какая чудная картина! Словно живые предстали эти прекрасные кони.

-- Ребята, а вы не задумались: почему пара гнедых?

Пара* – в мире все в паре: земля и небо, вода и воздух, река и берег, день и ночь. Нет рыбы без воды, птицы без неба. Слово пара- это символ гармонии, согласия, лада, содружества, совместимости, совершенства.

Гнедая*- лошадь красновато- рыжего окраса.

Гнедые в паре предстают как совершенные в своей красоте и совместимости.

Чтение эпизода « Кони во время пахоты».

-- Так ли благородно выглядят дорогие сердцу мальчика люди: Антон Коробов и Федор Васильевич, отец мальчика?

(Они живут не в содружестве, между ними нет согласия, понимания.).

-- Вспомним героев Тургенева: Хоря и Калиныча. Разные по характеру и взгляду на мир, они жили в согласии, в ладу и составляли цельный образ русского крестьянина. Тургенев мечтал о единении нации и в этом видел силу русского народа, России.

-- Может ли быть сильной страна, где люди живут в зависти, во вражде?

-- Толковый, светлый, красивый душой человек уходит из деревни - остаются акульки;

разрушается красивый добротный дом – остаются развалюхи и баньки;

отданы в колхоз сказочно красивые кони – об их красоте там никто не позаботится.

Уходит из деревни красота.

Рушится Дом.

Пустеет Деревня.

? Россия?!

-- Что будет с Россией?

-- Кто виноват в том, что происходило в деревне?

-- Судья ли автор этой книги? (« Не судите, да не будете судимы»).

-- Что и кто может возродить деревню? (Вы – молодые, сильные, умные, красивые).

На втором уроке учащиеся пишут сочинения «Мои размышления по поводу услышанного».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconКол час
История нравственного перерождения в повести В. Тендрякова «Поденка – век короткий»
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУчебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин....
Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconГруппа 91 – 1 пара – физкультура 2 пара – физкультура 7 урок – устройство...

Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опережающее задание учащимся: представить готический (1 пара) и романский (2 пара) храм в виде компьютерной презентации
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина "
Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок IV четверти на тему: «разноцветные букашки»
Первый урок: работа парами – изготовление отдельных насекомых, работая по инструкционным картам. Каждая пара по одной карте изготовляет...
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты»
Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит...
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок 26 Тема: Пара предметов
Оборудование: цветные карандаши, пт, рт, сюжетная картинка «Зайчиха везет в коляске зайчат»
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconОни сражались за Родину
Урок-размышление над повестями В. Катаева «Сын полка» и Л. Агакова «Золотая цепочка»
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок размышление по рассказам
Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» iconУрок-размышление. Тема
Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т е чтобы дети увидели в книге собеседника


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск