Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ УП.01. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС (оркестр русских народных инструментов) Нижний Новгород 2013 г. Структура программы учебного предмета. 1.Пояснительная записка. - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. - Срок реализации учебного предмета. - Форма проведения учебных аудиторных занятий. - Цель и задачи предмета. - Обоснование структуры программы учебного предмета. - Методы обучения. - Описание материально - технических условий реализации учебного предмета. - Объём учебного времени, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. 2.Содержание учебного предмета. - Сведения о затратах учебного времени. - Требования по годам обучения. 3.Требования к уровню подготовки обучающихся. 4.Формы и методы контроля, система оценок. - Аттестация : цели, виды, форма, содержание. - Критерии оценок. 5.Методическое обеспечение учебного процесса. - Методические рекомендации педагогическим работникам. - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. - Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения. - Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников. (Сборники и пьесы для оркестра русских народных инструментов, имеющиеся в нашей школьной библиотеке). - Списки рекомендуемой методической и учебной литературы. 1).Методическая литература. 2).Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников. Пояснительная записка. 1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах : сольное, ансамблевое или оркестровое, приобщающее мировую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора. Народное музыкальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в общей системе музыкально-эктетического воспитания. В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ. В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования : ансамблю и оркестру. Программа учебного предмета "Оркестр русских народных инструментов" разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Народные инструменты". Оркестровый класс - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании. Создание оркестрового коллектива является первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также наличии квалифицированных педагогических кадров достаточно развитых материально - технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ. В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных русских народных инструментах ( домра, балалайка, баян, гитара). Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретёнными знаниями в классе по специальности. В музыкальных образовательных учреждениях, где нет больших классов струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра, широко распространяются смешанные ансамбли русских народных инструментов. Успешный опыт оркестра должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности. Данная программа разработана для оркестра русских народных инструментов. 2. Сроки реализации учебного предмета "Оркестр". Реализация данной программы осуществляется с 3 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 лет) и с 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5 лет). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы "Оркестровый класс" может быть увеличен на 1 год. По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3 - 5 классов и наиболее подготовленные учащиеся 2 класса. 3.Форма проведения учебных аудиторных занятий : групповая (оркестровые занятия) и мелкогрупповая ( ансамблевое музицирование) для занятий по партиям ( от 2 до 4 человек) Рекомендуемая продолжительность урока : 40 минут для мелкогрупповых занятий и 1 час 20 минут для групповых с 10-минутными перерывами между ними. 4.Цель и задачи предмета. ЦЕЛЬ:
им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства. ЗАДАЧИ:
Учебный предмет " Оркестр" неразрывно связан с учебным предметом "Специальность", а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты". Предмет "Оркестр" расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству пианистов, ударников, флейтистов и исполнителей на других инструментах. Оркестр может выступать в роли сопровождения солистам - вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей. Занятие в оркестре - накопление опыта коллективного музицирования, приобретение опыта концертной практики. 5.Обоснование структуры учебного предмета. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками. Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 6.Методы обучения. Выбор методов обучения по предмету "Оркестр" зависит от :
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Предложенные методы работы с оркестром русских народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах. 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета"Оркестр". Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам,нормам охраны труда. В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине "Оркестр". Реализация учебной программы оркестра русских народных инструментов требует от учебного заведения значительных материальных затрат и соответствующего обеспечения: 1). Это наличие в библиотеке достаточного количества репертуарных сборников и организация расписки партий для оркестра. 2). Это наличие специализированной аудитории или концертного зала для проведения общеоркестровых репетиций, а также 1-2 вместительных аудиторий (параллельно),желательно,находящихся поблизости для осуществления групповых и мелкогрупповых репетиций. 3). Необходимость специализированной аудитории (инструментальная комната) для хранения музыкальных инструментов.Также нужно следить за сохранностью, своевременным ремонтом инструментария и его приобретением; 4). Наличие качественного инструментария. Для успешной деятельности оркестрового класса необходимо иметь инструменты высокой категории качества. 5). Для успешной концертной деятельности оркестра необходим комплект переносных пультов, папок и т.д. 6). Для обеспечения устойчивого строя оркестра крайне важно регулярно производить замену струн у всех струнных инструментов, так как они со временем могут влиять на качество строя оркестра, приобретать ( или самостоятельно изготавливать ) своевременно медиаторы для струнной группы оркестра (домры и балалайки). Регулярно производить настройку баянов и аккордеонов. 7). Для точной и удобной настройки инструментов необходимо иметь электронный или акустический камертон. 8). Для своевременного ремонта дорогостоящих музыкальных инструментов, желательно иметь мастеров по ремонту струнных инструментов, а также баянов и аккордеонов. 9). Для доукомплектования оркестра в случае необходимости привлекать иллюстраторов-концертмейстеров в качестве концертмейстеров групп, а также для исполнения партий флейты, гобоя, ударных инструментов и др.. Оплачивать солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов, участвующих в программах оркестра за счет иллюстраторского фонда. .Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария: Домра малая – 8 -10 штук.. Домра Альт –8- 10 штук.. Домра Бас – 2 -3 штуки. Балалайка прима – 4 -5 штук. Балалайка секунда – 4 штуки. Балалайка Альт – 4 штуки. Балалайка Бас -- 2 -3 штуки. Балалайка Контрабас – 2 штуки. Баян – 1 штука. Аккордеон – 1 штука. Ударные инструменты. 8.Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию предмета «Оркестровый класс» Срок обучения 8(9) лет Таблица 1
Срок обучения 5(6) лет Таблица 2
1 час в неделю – 2-7 классы; 2 часа в неделю – 8-9 классы. Эти часы должны быть использованы для занятий по партиям.
|
Отчёт о результатах самообследования мбоу дод «Детская музыкальная... Лицензия №10999 от 03. 10. 2012 г. Серия 52I01 №0000512. Лицензия выдана на основании | Мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» | ||
Анализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Каменская детская музыкальная школа №1» расположена... | Программа «музыкальная литература» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2 | ||
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного... Школа, создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Жарковская... | О. А. Овсянникова детская музыкальная литература Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки... | ||
Положение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,... Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики.... | Реферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М | ||
Реферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М | Отчёт о работе мбоу дод «Детская музыкальная школа» в 2011 2012 учебном... | ||
«Лахденпохская детская музыкальная школа» Открытый информационный доклад муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей | Г. Саранск 2011 Раздел Краткая историческая справка Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2» | ||
Реферат Тема: Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах Дополнительного образования детей детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области | О т ч ё т Муниципальное учреждение дополнительного образования детей г. Казани «Детская музыкальная школа №16 имени Олега Леонидовича Лундстрема»... | ||
О работе за 2011\2012 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска детская музыкальная школа №1 им.... | «детская музыкальная школа №1» Методический доклад Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... |