«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана»





Название«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана»
страница1/5
Дата публикации09.09.2014
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

УП.01. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

(оркестр русских народных инструментов)

Нижний Новгород

2013 г.

орни 2 страница.jpgСтруктура программы учебного предмета.

1.Пояснительная записка.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Форма проведения учебных аудиторных занятий.

- Цель и задачи предмета.

- Обоснование структуры программы учебного предмета.

- Методы обучения.

- Описание материально - технических условий реализации учебного предмета.

- Объём учебного времени, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

2.Содержание учебного предмета.

- Сведения о затратах учебного времени.

- Требования по годам обучения.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

4.Формы и методы контроля, система оценок.

- Аттестация : цели, виды, форма, содержание.

- Критерии оценок.

5.Методическое обеспечение учебного процесса.

- Методические рекомендации педагогическим работникам.

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

- Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

- Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников. (Сборники и пьесы для оркестра русских народных инструментов, имеющиеся в нашей школьной библиотеке).

- Списки рекомендуемой методической и учебной литературы.

1).Методическая литература.

2).Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников.

Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах : сольное, ансамблевое или оркестровое, приобщающее мировую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Народное музыкальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в общей системе музыкально-эктетического воспитания. В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ.

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования : ансамблю и оркестру. Программа учебного предмета "Оркестр русских народных инструментов" разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Народные инструменты".

Оркестровый класс - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестрового коллектива является первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также наличии квалифицированных педагогических кадров достаточно развитых материально - технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных русских народных инструментах ( домра, балалайка, баян, гитара).

Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретёнными знаниями в классе по специальности.

В музыкальных образовательных учреждениях, где нет больших классов струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра, широко распространяются смешанные ансамбли русских народных инструментов.

Успешный опыт оркестра должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности. Данная программа разработана для оркестра русских народных инструментов.

2. Сроки реализации учебного предмета "Оркестр".

Реализация данной программы осуществляется с 3 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 лет) и с 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5 лет).

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы "Оркестровый класс" может быть увеличен на 1 год.

По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3 - 5 классов и наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

3.Форма проведения учебных аудиторных занятий : групповая (оркестровые занятия) и мелкогрупповая ( ансамблевое музицирование) для занятий по партиям ( от 2 до 4 человек)

Рекомендуемая продолжительность урока : 40 минут для мелкогрупповых занятий и 1 час 20 минут для групповых с 10-минутными перерывами между ними.

4.Цель и задачи предмета.

ЦЕЛЬ:

  • развитие музыкально - творческих способностей учащегося на основе приобретённых

им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.

ЗАДАЧИ:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования;

  • расширение кругозора учащегося путём ознакомления с оркестровым репертуаром;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста ,влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • развивать чувство ансамбля (чувства партнёрства при игре в оркестре), артистизма и музыкальности;

  • обучения навыкам самостоятельной работы ,а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования;

  • формирование у наиболее одарённых выпускников профессионального комплекса солиста оркестра.

Учебный предмет " Оркестр" неразрывно связан с учебным предметом "Специальность", а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет "Оркестр" расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству пианистов, ударников, флейтистов и исполнителей на других инструментах. Оркестр может выступать в роли сопровождения солистам - вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятие в оркестре - накопление опыта коллективного музицирования, приобретение опыта концертной практики.

5.Обоснование структуры учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требование к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

6.Методы обучения.

Выбор методов обучения по предмету "Оркестр" зависит от :

  • возраста учащихся;

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава оркестра;

  • от количества участников оркестра;

  • от необходимости освоения некоторыми учащимися нового оркестрового инструмента.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

  • метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа; знакомство с дирижёрским жестом);

  • репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приёмов по образцу преподавателя);

  • наглядный (демонстративный) : использование технических средств, просмотр кино и телепрограмм, прослушивание произведений;

  • частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с оркестром русских народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета"Оркестр".

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам,нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине "Оркестр".

Реализация учебной программы оркестра русских народных инструментов требует от учебного заведения значительных материальных затрат и соответствующего обеспечения:

1). Это наличие в библиотеке достаточного количества репертуарных сборников и организация расписки партий для оркестра.

2). Это наличие специализированной аудитории или концертного зала для проведения общеоркестровых репетиций, а также 1-2 вместительных аудиторий (параллельно),желательно,находящихся поблизости для осуществления групповых и мелкогрупповых репетиций.

3). Необходимость специализированной аудитории (инструментальная комната) для хранения музыкальных инструментов.Также нужно следить за сохранностью, своевременным ремонтом инструментария и его приобретением;

4). Наличие качественного инструментария. Для успешной деятельности оркестрового класса необходимо иметь инструменты высокой категории качества.

5). Для успешной концертной деятельности оркестра необходим комплект переносных пультов, папок и т.д.

6). Для обеспечения устойчивого строя оркестра крайне важно регулярно производить замену струн у всех струнных инструментов, так как они со временем могут влиять на качество строя оркестра, приобретать ( или самостоятельно изготавливать ) своевременно медиаторы для струнной группы оркестра (домры и балалайки). Регулярно производить настройку баянов и аккордеонов.

7). Для точной и удобной настройки инструментов необходимо иметь электронный или акустический камертон.

8). Для своевременного ремонта дорогостоящих музыкальных инструментов, желательно иметь мастеров по ремонту струнных инструментов, а также баянов и аккордеонов.

9). Для доукомплектования оркестра в случае необходимости привлекать иллюстраторов-концертмейстеров в качестве концертмейстеров групп, а также для исполнения партий флейты, гобоя, ударных инструментов и др..

Оплачивать солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов, участвующих в программах оркестра за счет иллюстраторского фонда.

.Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:

Домра малая – 8 -10 штук..

Домра Альт –8- 10 штук..

Домра Бас – 2 -3 штуки.

Балалайка прима – 4 -5 штук.

Балалайка секунда – 4 штуки.

Балалайка Альт – 4 штуки.

Балалайка Бас -- 2 -3 штуки.

Балалайка Контрабас – 2 штуки.

Баян – 1 штука.

Аккордеон – 1 штука.

Ударные инструменты.
8.Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию предмета «Оркестровый класс»

Срок обучения 8(9) лет

Таблица 1

Класс

3-8 классы

3-9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

646

773

Количество часов на аудиторные занятия

396

462

Количество часов на внеаудиторные занятия

198

231

Консультации

52

80



Срок обучения 5(6) лет

Таблица 2

Класс

2-5 классы

2-6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

444

555

Количество часов на аудиторные занятия

264

330

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

165

Консультации

48

60




  1. Недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» 2 часа в неделю (аудиторные групповые занятия) в соответствии с вариативной частью учебного плана детской музыкальной школы.

  2. В вариативной части учебного плана предусмотрены часы ансамблевого музицирования для мелкогрупповых занятий (2-4 человека):

1 час в неделю – 2-7 классы;

2 часа в неделю – 8-9 классы.

Эти часы должны быть использованы для занятий по партиям.

  1. Для учащихся 2-го класса в вариативной части учебного плана предусмотрен 1 час в неделю мелкогрупповых занятий для подготовки к занятиям в оркестре.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconОтчёт о результатах самообследования мбоу дод «Детская музыкальная...
Лицензия №10999 от 03. 10. 2012 г. Серия 52I01 №0000512. Лицензия выдана на основании
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconМбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год
Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа»
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconАнализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Каменская детская музыкальная школа №1» расположена...
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconУстав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Школа, создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Жарковская...
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconПоложение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,...
Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики....
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconРеферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconРеферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconОтчёт о работе мбоу дод «Детская музыкальная школа» в 2011 2012 учебном...

«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» icon«Лахденпохская детская музыкальная школа»
Открытый информационный доклад муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconГ. Саранск 2011 Раздел Краткая историческая справка
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconРеферат Тема: Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах
Дополнительного образования детей детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconО т ч ё т
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей г. Казани «Детская музыкальная школа №16 имени Олега Леонидовича Лундстрема»...
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» iconО работе за 2011\2012 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска детская музыкальная школа №1 им....
«Детская музыкальная школа №17им. Александра Цфасмана» icon«детская музыкальная школа №1» Методический доклад
Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск