Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации13.09.2014
Размер0.54 Mb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Литература > Тематический план
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

Биографический метод в социологии

для направления 040200.68 – Социология подготовка магистров
Автор к.филос.н.. проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е.Ю.

(e-rozhdestvenskaya@hse.ru ; rigasvaverite@gmail.com)

Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов


Зав. Кафедрой И.Ф.Девятко

. « » 2009 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« » 2009 г.


Москва
Тематический план учебной дисциплины


п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Лекции

Сем.или практ. занятия

Всего




Тема 1.

История биографического метода в психологии и социологии.

Классические качественные исследования


1




1







Тема 2.

Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма


1

1

2







Тема 3.

Методология качественного подхода как общая для биографических исследований


1

1

2







Тема 4.

Нарратология, основные понятия и концепции


1




1







Тема 5.

Биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни. Гендерные биографии


1

1

2







Тема 6.

Биографическое интервью

1

1

2

Практическое задание




Тема 7.

Анализ текста биографического интервью


1

1

2

Практическое задание




Тема 8.

Качественный содержательный анализ

Обоснованная теория Глэзера, Страуса и Корбин


1

1

2







Тема 9.

Психоаналитическая интерпретация текста


1




1







Тема 10.

Объективная герменевтика У.Овермана


1




1







Тема 11.

Конверсационный анализ

1

1

2

Практическое задание




Тема 12.

Интент анализ

1

1

2







Тема 13.

Анализ невербальной коммуникации, язык гендеризованной телесной коммуникации

1

1

2

Практическое задание




Тема 14.

Анализ визуальных биографических документов



1

1

2

Практическое задание




Тема 15. Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и социальной памятей


1




1
















25

Итоговое эссе на любую из тем курса


Базовый учебник и ридер

Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994.

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ./Под ред.В.Воронкова,Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997.

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) 2-е изд. - М .: Университет, 2002

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002

Содержание ридера в электронной форме:
Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории

Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии

Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров

Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу

Шютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии

Формы контроля:


  • промежуточный контроль складывается из отслеживания подготовки студентов к семинарским занятиям, требующим чтения и освоения литературы, а также по мере выполнения практических заданий (интервью, наблюдений, визуального анализа),

  • оценка складывается из сведений промежуточного контроля, который служит основанием зачета по курсу, итоговый контроль проводится в форме письменного зачета-эссе объемом 10-12 страниц (с оценкой результатов по 10-балльной шкале).



Содержание программы
Биографический метод в социологии

Введение к курсу

Тема 1. История биографического метода в психологии и социологии. Классические качественные/ биографические исследования

Американская и европейская школы биографических исследований. Теоретические концепции в поле биографического исследования. Три концептуальных перспективы биографического исследования: смысловая (социология понимания и социального действия), функциональная (биографическое как выражение и функция социальных процессов) и структурная (объективные матрицы биографии и правила воспроизводства в них социального). Биографический метод на пересечении с другими методами качественного анализа – нарративное интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, аудиовизуальное наблюдение, конверсационный анализ, обьективная герменевтика, интент-анализ, анализ языка тела, визуальных документов и др. Биографические исследования и Устная история как граничащие сферы анализа.

Уроки классических качественных /биографических исследований:

“Польский крестьянин в Европе и в Америке” (1918-1920) У.И.Томас и Ф.Знанецки.

“Безработные в Мариентале” (1933) М.Ягода, П.Ф.Лазарсфельд и Х.Цайзель.

Исследования “авторитарной личности” (1950) Т.В.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Дж.Левинсон, Р.Невитт Занфорд.

“Менеджмент и рабочий” (1939) Ф.Дж.Ротлизбергер и У.Диксон

Исследования мотивации (1961) Д.Мак-Клеланд.

“Балинезийский характер” (1942) - Качественное исследование как упорядоченная субъективность. Г.Батсон и М.Мид.

Содержательные сферы применения биографического подхода. Исследования Л.Нитхаммера о коллективном жизненном опыте и коллективной памяти. Работы М.Коли и Г.Роберта о процессах индивидуализирования и биографизирования. Исследования в сфере труда и индустриальной социологии Г.Брозе. Работы Ленца К. о молодежной субкультуре, Фишера-Розенталя об исторических своеобразиях немецкой биографии, и другие. Обзор отечественных исследований в биографическом направлении (В.Семенова, В.Голофаст, В.Воронков, Е.Здравомыслова, А.Темкина и др.).
Основная литература:

Bertaux,D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences.Beverly Hills,Sage 1981.

Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994.

Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,с.71-89.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.
Дополнительная литература

Plummer,K.Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Allen & Unwin, 1983.

Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.

Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt.

Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York.

Roethlisberger, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge

McClelland, D.C.(1961) The achieviing society. Van Nostrand, Princeton.

Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York.

Тема 2. Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма

Классификации памяти: произвольная и непроизвольная; образная и вербально-логическая; моторная, слуховая, зрительная, одорная, вкусовая; по времени сохранения- ультра-кратковременная, кратковременная, долговременная память. С точки зрения структуры и функционирования хранения информации, - подразделение ее на процедурную и декларативную (Л.Сквайер). Подструктуры, образующие строение системы долговременной памяти: процедурная, семантическая и эпизодическая память, последняя и содержит автобиографический опыт. (Э.Тульвинг). Автобиографическая память (АП) удерживает та­ко­го ро­да со­бы­тия, ко­то­рые люди осоз­на­ют как "часть их лич­ной ис­то­рии". Функции (АП): социальной коммуникации, психодинамическая, директивная. Интерсубъективно АП ответственна за поддержание связей с различными социальными группами, достижение социальной солидарности или отторжения, передачу опыта жизни новому поколению, установление межличностных контактов, предсказание поведения других по аналогии с событиями своей жизни.

Социальная групповая память целевых социальных групп, которые берут на себя выполнение определенных общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования положительного опыта, сохранения и передачи его между членами группы. Ради этого целевыми и социальными группами создается система социальной коммуникации, включающая особую групповую память, которая включает следующие разделы: специальный язык, массив недокументированных знаний, профессиональные нормы, документальные.фонды. Благодаря групповой памяти социальные группы образуют свою субкультуру.

Направление клинической социологии (де Гольжак, Шутценбергер, Морено) оперирует коллективным бессознательным рода, социальными атомами родства, невидимыми лояльностями, в поисках закономерностей повторяемых поступков. Память как «учебник жизни», «ревитализация» пережитого, рефлексия по А.Мюксель. Построение геносоциограммы. Судьбоанализ Сонди.
Основная литература:

Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2002

Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007

Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы социологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130

Гольжак де В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И. К. Масалкова. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000

Разумова И. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001
Дополнительная литература

Сонди Л. Судьбоанализ. Эл.ресурс http://www.norbrink.narod.ru/Szondi/Szondi-0.htm

Судьбы людей : Россия ХХ век.Биографии семей как обьект социологического исследования.-М.:Ин-т социологии РАН,1996.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина М.: Новое издательство, 2007

Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / Пер. с франц. И.К. Масалкова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

Markowitsch H.J. Die Errinerung von Zeitzeugen aus der Sicht der Gedaechtnisforschung // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000, S.30-50

Ross B.M. Remembering the Personal Past. Descriptions of Autobiographical Memory. Oxford University Press, N.Y., 1991

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск