Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти»)





Скачать 220.57 Kb.
НазваниеИсследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти»)
Дата публикации13.07.2013
Размер220.57 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
Всероссийская научно-практическая конференция

«Тема детства в мировой литературе»

Секция: лингвистическая

Исследовательская работа



СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ (на материале книги

к.и. Чуковского «от двух до пяти»)

Выполнила: Лисина Ольга,

обучающаяся 9 класса

ГБОУ Республики Марий Эл

«Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Иштриковой Т.В.»

Научный руководитель: Бурова Т.Л.,

учитель высшей категории

ГБОУ Республики Марий Эл

«Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Иштриковой Т.В.»

Йошкар-Ола

2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3

  1. Детская речь как объект лингвистического изучения…………...5

  2. Неологизмы и окказионализмы. Основные

теоретические понятия и проблемы………………………………7

Глава 3. Классификация детских окказионализмов ……………………….9

  1. Имена существительные …………………………………………..9

  2. Имена прилагательные ……………………………………………12

  3. Глаголы ……………………………………………………………14

  4. Наречия……………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ


Первые труды, посвящённые описанию детской речи, в России появились ещё в 80-е годы XIX века. Проблемами её изучения в разное время занимались такие учёные, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин. В 2004 году в г. Санкт-Петербург состоялась международная научная конференция «Детская речь как предмет лингвистического исследования». Но несмотря на это, онтолингвистика в нашей стране до сих пор остаётся молодой наукой.

В последнее время интерес в лингвистике к изучению детской речи очень велик, о чём свидетельствует большое количество исследований, посвящённых её анализу.

В нашей работе мы тоже обратились к этой актуальной проблеме, а источником для исследования послужила книга К.И.Чуковского «От двух до пяти», которая, к сожалению, воспринималась современниками автора преимущественно как собрание забавных и умилительных анекдотов. Объектом исследования стали детские окказионализмы, собранные К.И. Чуковским.

Предмет исследования – словообразовательные модели, по которым строятся окказионализмы, выявленные в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Цель работы – анализ способов словообразования детских окказионализмов.

Задачи исследования:

  • выявить детские неологизмы в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти»;

  • выполнить их словообразовательный анализ;

  • произвести классификацию,

  • проанализировать полученные результаты.


Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

  • сбор информации (составление картотеки окказионализмов);

  • метод обработки и анализа данных (классификация окказионализмов по словообразовательным моделям).


В работе рассматриваются основные вопросы, связанные с неологизмами и окказионализмами, проводится словообразовательный анализ слов. В этом заключается практическое использование данного исследования.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указывается цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается практическая ценность полученных результатов, определяется структура работы.

В первой главе рассматривается онтолингвистика как раздел науки о языке.

Во второй главе рассматриваются основные теоретические понятия, связанные с неологизмами и окказионализмами.

В третьей главе классифицируются и анализируются детские окказионализмы, выявленные в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».

В заключении приводятся выводы в соответствии с поставленными целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Глава1. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ИЗУЧЕНИЯ

Лингвистика детской речи (онтолингвистика) относится к разряду молодых научных дисциплин, объектом которой является речевая деятельность ребёнка, а предметом – процесс освоения детьми их родного языка.

Хотя онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России, впоследствии она получила большее развитие на Западе. Соответствующая учебная дисциплина (language acquisition, сhild language) преподается в университетах и колледжах в Европе и США, в этих странах имеется большое количество учебников и учебных пособий, посвящённых детской речи. Важно отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения российских учёных (прежде всего – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), работы которых давно переведены на английский язык.

В России судьба онтолингвистики складывалась драматично. Работы А. Н. Гвоздева, написанные на материале речи его сына и изданные в 50- 60-е годы, не получили широкого распространения. Не был своевременно подхвачен и призыв И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем и Л. В. Щербы, обращенный к лингвистам, – исследовать факты речи ребёнка, поскольку они помогают представить «будущее состояние племенного языка». Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», содержащая, кроме многочисленных фактов из речи ребёнка, ряд глубоких и серьёзных лингвистических идей, воспринималась современниками преимущественно как собрание забавных и смешных историй.

В последующие несколько десятилетий западные исследователи сумели опередить своих российских коллег – отчасти благодаря техническим достижениям, позволяющим создавать новые программы автоматического анализа текстов, продуцируемых детьми, отчасти благодаря более гибкой системе обмена научной информацией (журналы, конференции, семинары, летние школы и т. п.). Однако сильнейшей стороной отечественных исследований в области онтолингвистики была и остаётся серьёзная теоретическая база, разработанная применительно к исследованиям «взрослой» речи. Фундаментальные исследования в области морфологии, синтаксиса, лексикологии, словообразования, выполненные на материале кодифицированного литературного языка, а в последнее время – и разговорной речи взрослых людей, создали надёжный теоретический аппарат, который можно было с успехом использовать и при изучении речи ребёнка. При этом все с большей степенью определённости становилось ясным, что «детский» материал достаточно специфичен и требует особого подхода, обусловленного необходимостью проследить любое языковое явление в его динамике, развитии, становлении, индивидуальном своеобразии.

Поскольку онтолингвистика относится к разряду формирующихся в настоящее время областей научного исследования, не смолкают споры относительно её статуса: одни учёные признают за ней статус отдельной науки, другие нет.

В настоящее время, которое можно назвать периодом расцвета онтолингвистики, её развитие проявляется не только в расширении проблематики научных исследований, увеличении фактической базы, совершенствовании методов изучения процесса освоения ребёнком родного языка, но и во внедрении научных достижений в учебный процесс.

Глава 2. НЕОЛОГИЗМЫ И ОККАЗИОНАЛИЗМЫ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Неологизмами (др.-греч. νέος — новый, λόγος — речь, слово) называют слова, недавно появившееся в языке. Свежесть и необычность таких слов или словосочетаний ясно ощущается носителями данного языка. Наука, которая занимается изучением неологизмов, называется неологией.

Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. В периоды наибольшей активности общественно-политической и культурной жизни нации приток новых слов особенно увеличивается.

Судьба новых слов складывается в языке по-разному: одни очень быстро получают признание, другие проходят проверку временем и закрепляются, но не сразу, а иногда и вовсе не признаются, забываются. Слова, получающие широкое распространение, вливаются в состав активной лексики. Так, в разные периоды XX в. вошли в русский язык слова вуз, ликбез, зарплата, космонавт, луноход, жвачка, челночный бизнес, федералы и т.д. Сейчас они уже не кажутся нам новыми.

В отличие от них, слова не до конца освоенные языком, сохраняют оттенок необычности.

Стилистический интерес представляют новые слова, к которым еще не успели привыкнуть, которых пока нет в словарях. Практически все новые слова пребывают какое-то время в этом качестве. Но со временем некоторые из них утрачивают стилистический оттенок новизны, иные даже архаизуются (сравните историзмы: комбеды, стахановец, красноармеец). Из последних новаций эта судьба уготована пресловутым ваучерам, финансовой компании МММ, ГКЧП и под.

Неологизмы появляются и функционируют в языке по-разному, что позволяет выделить в их составе несколько групп. В основе классификации неологизмов лежат различные критерии их оценки. В зависимости от способов образования выделяют неологизмы лексические, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков (подписант – официальное лицо, подписывающее документ; посткоммунистический, антиперестроечный, разгосударствление, партсовноменклатура, спецназ, БТР, ОМОН, деморосс, федерал), и семантические, которые возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам (челнок – мелкий торговец импортными товарами, привозящий их из-за рубежа, тусоваться – общаться в дружеской обстановке, крутой (парень, мотив), обвал (национальных валют) и под.).

В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на две группы: слова, возникновение которых не связывается с именем их создателя, их можно назвать анонимными, и слова, введенные в употребление конкретными авторами, то есть индивидуально-авторские неологизмы. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе. И хотя у каждого вновь созданного слова есть творец, обычно он остается неизвестным (никто не может сказать, кем были придуманы слова земляне, рыночник, думцы, бесхоз и подобные). Чаще новое слово создается по такой продуктивной модели, что его начинают употреблять одновременно многие (читабельный, смотрибельный, наработки, подвижки). Ко второй группе неологизмов принадлежит, например, созданное В. Маяковским слово прозаседавшиеся, которое неизменно заставляет нас вспомнить сатирическое произведение поэта, написанное по поводу бесконечных заседаний.

Перешагнув границы индивидуально-авторского употребления, став достоянием языка, такие слова присоединяются к активной лексике. Так, давно освоены русским языком созданные М.В. Ломоносовым термины: созвездие, полнолуние, притяжение; введенные Н.М. Карамзиным некогда «новые» существительные промышленность, будущность и др.

Окказиональные неологизмы – это слова, употребленные в определенном контексте лишь один раз.

В письменной речи окказионализмы могут цитироваться при передаче чьих-либо разговоров, выступлений, шуток. Радиокомментатор, рассказывая об английском парламенте, использует окказионализм, который, по его мнению, поможет слушателям живо представить дебаты англичан: «С речью выступил заднескамеечник сэр Джон...» Подобные новации не всегда удачны, но, созданные по случаю, они не наносят особого ущерба языку, так как быстро забываются.

Особое место в составе неологизмов занимают так называемые индивидуально-стилистические неологизмы – слова, созданные писателями, публицистами с определенной художественной целью : утреет (Блок), листолет (Есенин), ежевечерне (Пастернак). Индивидуально-стилистические неологизмы объединяет с окказионализмами употребление их в пределах контекста; они живут только в том художественном произведении, в котором их использовал автор.

К окказионализмам относятся и детские новообразования: « Дай мне распакетить пакеты». Среди них могут быть не только лексические, но и семантические неологизмы: « Мама, смотри, идет гусеница с детками!» (о гусыне). Подобные окказионализмы возникают особенно часто в устной речи, они создаются непроизвольно, что отличает их от прочих неологизмов.

Глава3. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ

Мы выявили в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» 194 детских окказионализма и произвели их классификацию. Первоначально все слова были разделены на несколько групп в зависимости от того, какой частью речи они являются (из 194 окказионализмов 95 имён существительных, 29 имён прилагательных, 59 глаголов, 11 наречий). Далее мы анализировали каждую группу.
§1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

    1. «Этимологические» окказионализмы

Самый распространенный способ – создавать слово, опираясь на свойства, значение этого слова. Ребенок создает новые слова, стремясь понять и дать логическое объяснение языковым фактам. При этом он перестраивает существующее слово, сохраняет его значение, чуть меняя его звучание. Чаще всего в таких словах изменяется звуковой облик самого корня, а не других морфем. Возьмём, к примеру, слово кусарик (сухарик). Ребёнок изменил малопонятное ему слово «сухарик» на более понятное, ведь кусарик – это, что кусают.

Таких слов мы нашли 35. Рассмотрим некоторые из них.

«Творушка» (вместо «ватрушка») в понимании ребёнка связано со словом «творог», потому что творог добавляют в ватрушку в качестве начинки.

Слово «вихрахер» (парикмахер) образовано от «вихры». То есть вихрахер –человек, который стрижет вихры.

«Пальчатки» (вместо «перчатки») – вещь, которую надевают на пальцы.

«Помаза» (помада) – косметика, которую мажут на губы.

«Тушенники» (пожарные) – это те, кто тушат пожар.

«Ползук» (червяк) – насекомое, которое ползает.

«Мазелин» (вазелин) образовано– крем, который мажут.

«Журчей» (ручей) так называется, потому что журчит.

«Папонки» (запонки) носит папа, поэтому они и«папонки».

«Рыжка» (белка) имеет рыжую окраску, а не белую.

«Мокресс» (компресс) образовано от прилагательного «мокрый».

«Сердитки» (морщины), по мнению детей, появляются, когда сердятся.

«Улиционер» (милиционер) – человек, который следит за порядком на улице.

«Цветаника» (ботаника) – наука, изучающая цветы (растения)

1.2. «Обратные» окказионализмы
Нередко встречающийся способ словообразования – создание

слов в результате обратного словообразования, новое слово оказывается не производным, а якобы его производящим. Таких слов в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» мы насчитали 12. Рассмотрим некоторые из них.

Например: Слово «дотёпа» – антоним к слову «недотепа». В

этом слове мы наблюдаем удаление приставки «не», для создания антонима. Следующие слова образованы по такому же принципу: «вежа», «лепость», «ряха», «гритёнок» (от негритёнок).

Примечательным является то, что ребенок понимает, что суффикс «к» имеет уменьшительное значение. И когда ребенок хочет сказать слово без приуменьшения, он просто опускает его. Например: «балалая» (балалайка), «босоноги» (босоножки), «сыроега» (сыроежка), «лога» (ложка), «игруха» (игрушка), «чаха» (чашка), «подуха» (подушка), «лошада» (лошадка), «щен» (щенок), «игола» (иголка), «коша» (кошка), «бела» (белка), «нита» (нитка).

Таким же образом образовано слово «одуван» (одуванчик).

1.3. «Аналогические» окказионализмы
Это окказионализмы, созданные по обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости. Данный вид детских неологизмов является самым многочисленным.

Например: «вагонята» (маленькие вагоны). Образовано слово с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса «ят» от слова «вагон».

По аналогии составлены слова «шишенята» (маленькие шишки), «огонята» (искры).

«Смеяние» (смех) образовано от глагола «смеяться» с помощью суффикса ний. Это слово образовано по такой же модели, как и существительное ныряние, блеяние, осмеяние, дыхание.

«Сольница» (солонка) образовано суффиксальным способом от слова «соль» (с помощью суффикса ниц). Такое же словообразование встречается в словах мыльница, пепельница и т.п. То есть «сольница» – посуда, в которую кладут соль.

Слово «брызгань» (брызганье) построено по аналогии со словом «ругань» суффиксальным способом (с помощью суффикса нь)

Слово «перелай» (прерывистость собачьего лая) составлено по такому же принципу, как слова «перекличка», «переписка», «перебранка», «перепляс» и т.п.

Слово «нырьба» (ныряние) составлено по аналогии со словами «борьба», «ходьба» ( с помощью суффикса б)

Слово «лошадист» (извозчик) образовано суффиксальным способом от слова «лошадь». Слово «лошадист» составлено по аналогии со словами «танкист», «таксист», «велосипедист» (суффиксальный способ).

Слова «тормозило» (тормоз) и «учило» (учебник), «обувало» (обувь) составлены по аналогии со словами «шило», «мыло», «рыло». Если шило – то, чем шьют, мыло – то, чем моют, рыло – то, чем роют, тогда то, чем тормозят – тормозило, то, чем учат – учило, то, а чем обувают – обувало.

Слово «стрекозел» (муж стрекозы) образовано суффиксальным способом, по аналогичному принципу, как и коза – козел и т.д

Итого «аналогичных» окказионализмов – 24

1.4. «Морфологические» окказионализмы
Очень часто дети думают, что окончание «а» – показатель женского пола, и создают слова мужского рода с нулевым окончанием, не существующие в литературном языке.

Например : «слуг» (слуга), «русал» (русалка), «синиц» (синица),

«бяк» (бяка), «пьяниц» (пьяница), «черепах» ( черепаха), «мужчин» (ед.ч) (мужчина), «царап» (царапина), «пап» (папа).

Итого «морфологических» окказионализмов – 9.

1.5. «Сложные окказионализмы
Следующий способ словообразования мы условно назвали окказионализмы – «сложения». Правильнее, наверное, в данном случае говорить о сложносокращённых словах (чаще всего сложение с сокращением, по аналогии со словами «беруши», «мопед». Ребёнок соединяет части разных слов, получая при этом новые: «кучело» (куча+чучело ), «луксус» (лук с уксусом), «марточка» ( марка + карточка), «подхализ» (подхалим + подлиза), «пиджакет» (пиджак + жакет), «паукан» ( паук + таракан), «переводинки» (переводные картинки), «морякорь» (моряк + якорь), «волосетка» (сетка +волосы), «жукашечка» (жук + букашечка)

1.6. «Омонимические» окказионализмы
Иногда ребенок создает слова, которые по звучанию и написанию схожи со словами, уже имеющимися в русском языке. Рассмотрим их: «любовница» («Бабушка! Ты моя лучшая любовница!»), «распутница» («Мама, я такая распутница!» и показала верёвочку, которую ей удалось распутать»), «Макарона» вместо Макаровна («Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона»), «Кочегарка» (жена кочегара), «судак» (подсудимый).

Итого окказионализмов – «омонимов»: 5



§2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Эта группа неоднородна по своему составу.

Окказионализмы-прилагательные мы разделили на подгруппы: «этимологические» окказионализмы, окказионализмы, образованные от местоимений, прилагательные-окказионализмы в сравнительной степени, сложные окказионализмы, «обратные» окказионализмы, окказионализмы-«омонимы».


    1. «Этимологические» окказионализмы


При образовании таких прилагательных дети опираются на этимологию слова. Яркие примеры этой группы: «баюльная песня» – (колыбельная песня). Почему «баюльная»? А все потому что под колыбельную песню детей баюкают. «Баюльная» – слово, легче воспринимаемое.

Прилагательное «крошкинная» (усыпанная крошками) образовано от слова «крошка» с помощью суффикса «инн».

Интересное прилагательное «настульная» (настольная) образовано от существительного «стул» приставочно-суффиксальным способом. Ребенок создал это прилагательное, так как он играл не за столом, а за столом.

Прилагательное «оточительный» (перочинный нож) образовано от глагола «точить» при помощи приставки «о» и суффикса «тельн».

Прилагательное «наливательная» (разливательная ложка) образовано от глагола «наливать» при помощи суффикса «тельн».

«Молоконная» кастрюля – кастрюля, предназначенная для молока. Прилагательное образовано при помощи суффикса «нн».

«Слепитые» (конфеты) – слипшиеся конфеты. Конфеты – слепитые, потому что они слепились, а не липнут.

Итого «этимологических» окказионализмов: 5.

    1. «Обратные» окказионализмы

Мы выделили всего 2 таких окказионализма. «Обратные» неологизмы образуются обратным словообразованием, например: «наглядная» – антоним к прилагательному «ненаглядная». В этом слове наблюдается опущение приставки «не», «уклюжий» – антоним прилагательного «неуклюжий».

    1. «Сложные» окказионализмы

Это неоднородная по своему составу группа. Здесь и сложносокращённые слова: «мапин» (мамин + папин), «блистенькая» (блестящая + чистенькая), рыбижирная (рыбий + жир+н); и сращения с суффиксацией: однойнельзяходительный (лес) (одной+нельзя+ходить+ тельн), лучшевсехная (лучше+всех+н); и сложные слова : близоглазый (близко+глаз).

Всего окказионализмов в группе – 7.

    1. «Аналогические» окказионализмы

Это самая большая группа. В неё входят слова, образованные по аналогии со словами, уже существующими в русском языке.

Прилагательное «пугательные» образовано от глагола «пугать» суффиксальным способом.

Прилагательное «зубовный» образовано суффиксальным способом от существительного «зуб».

Прилагательное «заблудительный» (заблуждающийся) образовано от слова «заблудиться» с помощью суффикса «тельн».

    1. «Морфологические» («формообразовательные») окказионализмы

Не всегда дети могут правильно (с точки зрения литературной

нормы) образовать формы сравнительной степени прилагательного, потому что и здесь они строят слова по аналогии: «высокей» (выше) от прилагательного «высокий», «самее», «утрее», «звездее».

    1. Окказионализмы, образованные от местоимений

Эта группа включает окказионализмы, образованные от местоимений. В каждом слове наблюдаются нарушения в образовании этих неологизмов: «ктошинная» (чья), «кавонина» (чья), «ктойтина» (чья), «ихинная» (их), «чьиная» (чья), «всехний» (всеобщий), «никовойная» (ничья).

Итого окказионализмов, образованных от местоимении : 7.


    1. «Омонимичные» окказионализмы

Такой окказионализм в тексте только один: «толстопузые» (ноги) (вместо толстые ноги).

§3. ГЛАГОЛЫ

В книге К.И. Чуковского «От трёх до пяти» мы нашли 59 глаголов – детских неологизмов.

3.1. «Этимологические» окказионализмы
Это самая распространённая группа (37 слов). При создании «этимологических» глаголов-окказионализмов ребенок опирается на действие, которое обозначает глагол.

Глагол «нанитывать» значит нанизывать что-то на нитку.

«Отмухиваться» отмахиваться от мух.

«Копытнуть» ударить копытами.

«Защекать» положить за щеку.

«Отскорлупать» очищать от скорлупы.

«Часикать» тикать (о часах).

«Почайпить» попить чай.

«Расгащиваться» расходиться (о гостях).

«Высолить» убрать соль.

«Отразиться» (выздороветь) – антоним к глаголу «заразиться». «Аллёкать» (звонить) образовано от слова «аллё» суффиксальным

способом. Возможно, ребенок слышал, как родители при звонке говорили «алле», и взял это слово за основу этого окказионализма.

«Отсониться» проснуснуться.

«Оцыплятиться» обзавестись цыплятами (о курице).

«Углазиться» уставиться на что-либо.

«Отпачкать» (руку) антоним к глаголу «пачкать».

«Вытрудить» сделать что-либо, приложив много усилий.

Итого «этимологических» глаголов-окказионализмов: 37.


3.2. «Морфологические» («формообразовательные») окказионализмы
Грамматика является сложным блоком для детей. Дети чаще всего затрудняются в образовании формы глагола: «воевает», «войнует» (воюет); «сплям, сплим, сплюм» (спим); «оживела» (ожила), «потрила» (потерла); «дадошь» (дашь); «взяму» (возьму); «нарисовай» (нарисуй); «люгну» (лягу), «поцелул» (поцеловал); «идёмить» (идти); «красавлюсь» (красуюсь); «ещекать» (образование глагола от наречия).

    1. «Сложные» окказионализмы

Образование сложных окказионализмов представляет собой сложение основ: «поломыть» (мыть полы), «божемойкать» (постоянно говорить «Боже мой»)», «покойночиться» (пожелать «спокойной ночи»).

Итого «сложных» окказионализмов: 3.

    1. «Обратные» окказионализмы

Окказионализмы этой группы образуются на обратной модели.

Яркие примеры этой группы: «навидеть» – антоним к глаголу «ненавидеть», «выкать» – антоним глагола «привыкать». Итого «обратных» окказионализмов: 2.

    1. «Омонимические» окказионализмы

Таких слов всего 2: «удобряться» (становиться доброй), «раскулачить» – разжать пальцы, собранные в кулак.

§4. НАРЕЧИЯ


Способов словообразования наречий не так много, и они не так распространены, как имена существительные, глаголы, имена прилагательные. Но все же мы их перечислим.

4.1. «Аналогические» окказионализмы
Такие окказионализмы составлены по модели, которые уже знакомы ребенку: «на двуеньках» (на двух ногах), «на пятереньках» (на пяти ногах), «на шестереньках» (на шести ногах), «на семереньках» (на семи ногах) составлены по аналогии со словом «на четвереньках».

Наречие «утьком» (ходить как утки) составлено по такому же принципу как и наречие «гуськом».

Наречие-числительное «всколькером» образовано по той же модели, что и слова «вчетвером», «впятером», «вшестером».

Итого «обычных» окказионализмов: 6.

    1. «Обратные» окказионализмы

Окказионализмы такого типа образуются на обратной модели: «чаянно» – антоним слова «нечаянно» (опущение приставки «не»), «льзя» – антоним слова «нельзя» (опять же опущение приставки «не»).

Итого «обратных» окказионализмов: 2.

    1. «Морфологические» («формообразовательные») окказионализмы

Окказионализмы такого типа построены на типичных ошибках детей в грамматике: сравнительная степень «едвее» (едва); «нельзей» (нельзя).

Итого формообразовательных окказионализмов: 2.

    1. «Сложные» окказионализмы

В книге К.И.Чуковского нас заинтересовало только 1 наречие:

«безумительно» (безумно +изумительно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В работе на материале книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» анализируются детские окказионализмы. Данные слова рассматриваются как особый вид неологизмов, обладающий своими особенностями.

Мы провели семантический и словообразовательный анализ детских окказионализмов.

Всего в тексте книги «От двух до пяти» было выявлено 194 детских неологизма. Из них 95 имён существительных, 59 глаголов, 29 имён прилагательных и 11 наречий.

Чаще всего дети создают «этимологические» неологизмы. Так образовано 83 слова (43%): 37 глаголов, 35 существительных, 6 наречий, 5 прилагательных.

Дети хорошо видят структуру слова, умеют в них (на интуитивном уровне) определять суффиксы и приставки. Об этом говорит большое количество окказионализмов, образованных «по аналогии» с существующими словами. Таких слов в тексте 33 (17%). Обычно так образуются существительные и наречия. Близки к «аналогическим» окказионализмам неологизмы «обратные», основанные на «обратной» модели словообразования, что говорит так же об умении ребёнка видеть структуру слова. Таких детских неологизмов в книге К.И. Чуковского 16 (8%).

Иногда мы встречаем в речи ребёнка не образование новых слов, а видим создание необычных форм слова. Такие окказионализмы мы назвали формообразовательными, или морфологическими. Всего их в книге К.И. Чуковского 30 (15%). Сюда же можно отнести и необычные формы притяжательных прилагательных, образованных от местоимений. Их в тексте 7. Таким образом, всего «морфологических» окказионализмов – 37 (19%).

Интересны созданные детьми сложные слова, которые обычно образуются не обычным способом сложения, а сложносокращённым способом. Всего «сложных» окказионализмов в книге 21 (11%).

Иногда дети создают слова, которые случайно по своей звуковой форме совпадают с уже имеющимися в языке словами. Такие окказионализмы мы назвали «омонимическими». Их в тексте всего 8 (4%).

Если проанализировать детские неологизмы в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» по их частеречной принадлежности, то можно выявить следующую закономерность: чаще всего дети образуют новые имена существительные (95 слов – 49%) и глаголы (59 слов – 30%), реже имена прилагательные (29 слов – 15%) и наречия (6%).

Таким образом, анализируя выявленные в книге К.И. Чуковского детских окказионализмы, мы выяснили, что при создании новых слов, дети чаще всего опираются на аналогию, что говорит о «видении» структуры слов и на своё желание дать непонятному слову более простое и доступное толкование («детская этимология»).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.

2. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.

3.  Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. Учебное пособие для вузов / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2004. – 240 с.

4.  Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Составитель М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы Введение
Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconЮ. А. Соломонова библиотечный урок
Оформление: Выставка «читаем сами», представлены рисунки и поделки детей по мотивам детских книг: К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто,...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconКнига состоит из двух частей
Словообразовательные ресурсы русского языка. Словарь неузуальных слов современной разговорной речи: Сборник статей / Под ред к ф...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconМетафора как структурообразующее начало в лирике русского модернизма...
Работа выполнена на кафедре теории литературы Тверского государственного университета
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconТема Содержание
Краткие биографические сведения. Характеристика деятельности К. Чуковского в области теории и практики детской литературы. Веселые...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconЛингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом...
Работа выполнена в гоувпо «Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского»
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconПлан урока: I организационный момент
Цели: 1 обучающая: сформировать понятие о деепричастии на конструктивном уровне; выявить синтаксические, морфологические и словообразовательные...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconИсследовательская работа по теме: «Особенности русской национальной кухни»
Методы исследований: исследовательский, сравнительный, информационный, практическая (инструкционные карты)
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconСловообразовательные модели неологизмов в английском языке (на материале...
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconНеделя детской книги 2012 г. Афиша мероприятий
Традиционно в дни школьных каникул в Петербурге пройдет «Неделя детской книги». В большинстве детских библиотек увлекательный книжный...
Исследовательская работа словообразовательные особенности детских окказионализмов (на материале книги к и. Чуковского «от двух до пяти») iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск