Скачать 40.47 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СПОСОБОМ СЛОВОСЛОЖЕНИЯ. С.А. Хавронина, Т.С. Камбарян Методика преподавания русского языка иностранцам (МПРЯИ) – постоянно и динамично развивающаяся область знания. Терминология методики как самая информативная часть подъязыка данной науки отражает современное состояние практики преподавания и уровень её теоретического осмысления. Современный этап развития МПРЯИ характеризуется углублением лингвистических, психологических и педагогических основ преподавания русского языка иностранцам и поисками путей оптимизации учебного процесса. Одновременно с развитием методики как науки формируется её понятийно-терминологический аппарат, постоянно пополняясь специальными словами, обозначающими новые или уточняющими уже имеющиеся методические понятия. Большую часть методических терминов составляют терминологические словосочетания и сложные слова. Словосложение в современном русском языке является продуктивным способом создания новых лексических единиц, в том числе терминов разных наук — сложносоставных слов. Образование по модели «слово+слово» дериватов лексических единиц обусловлено коммуникативными потребностями: словосложение является экономным средством обозначения сложных понятий и отношений между понятиями. Предметом изучения МПРЯИ является учебный процесс в единстве и взаимодействии его составляющих. Термины методики называют языковые единицы и речевые действия, которыми должен овладеть учащийся, приёмы и методы, средства и технологии, применяемые обучающим, а также отношения между компонентами учебного процесса - учеником, учителем и учебным предметом. Этот факт объясняет наличие сложных методических понятий, находящих своё наиболее полное воплощение в многокомпонентных наименованиях - терминологических словосочетаниях и терминах - сложных словах. Неслучайно, одним из активных способов терминообразования в методике, наряду с синтаксическим способом – созданием терминов-словосочетаний, оказывается и морфологический, а именно – словосложение, позволяющее, по словам 0.Г.Винокура, "выразить две идеи в одном слове". В сложносоставное слово объединяются две самостоятельные словесные единицы для комплексного именования одного понятия. В таком способе выражения номинативного значения видится проявление тенденции русского языка к аналитизму. Для номинации сложных методических понятий используются как слитное словосложение, например: речевосприятие, двуязычие, микродиалог, внутриязыковая (интерференция), частнометодические (принципы), так и составное словосложение, например: словарь-минимум, язык-посредник, текст-образец, сознательно-практический метод, лексико-грамматический материал, аспектно-комплексное обучение. Особую активность в процессе образования терминов методики проявляет составное словосложение как существительных, так и прилагательных. В первом случае из двух самостоятельных существительных образуется термин, в котором первый компонент обозначает базовое понятие, а второй называет дифференцирующий признак, например: диалог – расспрос, диалог-беседа, диалог-дискуссия, диалог-унисон, диалог-полемика; правило-инструкция, правило-обобщение; урок-беседа, урок-дискуссия, урок- экскурсия, урок-игра. Составные термины-существительные с иным типом семантических отношений (определение - определяемое), например: эхо-метод, абитуриент-тест единичны, что подтверждает отмечаемую исследователями тенденцию к системности оформления терминов в пределах определённых наук. Образующиеся в результате словосложения термины-прилагательные обозначают признак, относящийся в равной степени к предметам или действиям, названным мотивирующими основами, например: предметно-изобразительная наглядность, слухо-произносительные навыки, ритмико-интонационные средства, репродуктивно-продуктивные умения. Словосложение используется как способ компрессии многословных терминов, их более краткого и экономного представления, например: текст для аудирования - аудиотекст, контроль с помощью тестов – тест-контроль, процесс речи и мысли - речемыслительный процесс, вводный курс фонетики - вводно-фонетический курс, стимулирующая реплика - реплика-стиимул. Грамматическое оформление сложносоставного слова задается типовой моделью и завершается строгой фиксацией компонентов с формированием у сложносоставного слова унифицированной грамматической формы. Сложносоставной дериват, как знак элементной номинации, имеет статус слова: обладает цельностью номинативного значения, устойчивостью, воспроизводимостью, цельностью и структурно-словобразовательным единством. Специфичность образования сложносоставных слов заключается в том, что словообразовательным формантом при словосложении является процесс сложения слов и закрепления местоположения компонентов. Продуктивность образования терминов методики отвечает потребностям современной практики преподавания русского языка иностранцам. Анализ двух словарей – «Термины методики преподавания русского языка как иностранного» Б.А. Глухова и А.Н.Щукина(1993г.) и «Словарь методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина(1999г.) показал, что за шесть лет, разделяющих эти издания, появилось много новых терминологических единиц. Среди них преобладают сложные термины прилагательные, входящие в состав терминологических словосочетаний, такие как: общегуманитарная компетенция, паралингвистические средства, речеповеденческая тактика, ритмодинамическая технология, варьирующе-ситуативный этап, рационально-логический тип личности, структурно-глобальный метод обучения, личностно-ориетированный учебник и др. В связи с тем, что в последнее время в практику преподавания русского языка иностранцам активно внедряется методика тестового контроля, появились такие новые терминологические словосочетания, как: лингводидактический тест, критериально-ориентированный тест, абитуриент-тест, тест-контроль и др. Изучение терминов методики преподавания русского языка как иностранного подтверждает известный тезис о том, что для создания новых терминов язык не изобретает новые слова, а использует уже имеющиеся в нем ресурсы. |
Методические рекомендации «Использование в методике преподавания... Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385 | Вопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения... Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические).... | ||
Русский литературный постмодернизм: психоидеологические основы, генезис, эстетика Диссертация выполнена на кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного... | Гендерные особенности вербализации концепта «мужчина» в интернет-дискурсе Работа выполнена на кафедре межкультурной коммуникации и преподавания русского языка как иностранного гоу впо «Татарский государственный... | ||
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | С углубленным изучением иностранного языка Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Функциональные особенности формы родительного падежа множественного... Работа выполнена на кафедре современного русского языка и методики преподавания федерального государственного автономного образовательного... | Учебный план программы повышения квалификации специалистов-филологов... Етодами и принципам преподавания рки, ознакомление их с основными достижениями в области методики, психологии, лингвистики, педагогики,... | ||
Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов... Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Серебряный век как явление культуры» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое... | Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы... Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы... |