Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения





Скачать 40.47 Kb.
НазваниеОсобенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения
Дата публикации13.07.2013
Размер40.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СПОСОБОМ СЛОВОСЛОЖЕНИЯ.

С.А. Хавронина, Т.С. Камбарян

Методика преподавания русского языка иностранцам (МПРЯИ) – постоянно и динамично развивающаяся область знания. Терминология методики как самая информативная часть подъязыка данной науки отражает современное состояние практики преподавания и уровень её теоретического осмысления. Современный этап развития МПРЯИ характеризуется углублением лингвистических, психологических и педагогических основ препода­вания русского языка иностранцам и поисками путей оптимизации учебного процесса. Одновременно с развитием методики как науки формируется её понятийно-терминологический аппарат, постоянно пополняясь специальными словами, обозначающими новые или уточняю­щими уже имеющиеся методические понятия. Большую часть методических терминов составляют терминологические словосочетания и сложные слова.

Словосложение в современном русском языке является продуктивным способом создания новых лексических единиц, в том числе терминов разных наук — сложносоставных слов. Образование по модели «слово+слово» дериватов лексических единиц обусловлено коммуникативными потребностями: словосложение является экономным средством обозначения сложных понятий и отношений между понятиями.

Предметом изучения МПРЯИ является учебный процесс в един­стве и взаимодействии его составляющих. Термины методики называют языковые единицы и речевые действия, которыми должен овладеть учащийся, приёмы и методы, средства и технологии, применяемые обучающим, а также отноше­ния между компонентами учебного процесса - учеником, учителем и учебным предметом. Этот факт объясняет наличие сложных методичес­ких понятий, находящих своё наиболее полное воплощение в многоком­понентных наименованиях - терминологических словосочетаниях и терминах - сложных словах. Неслучайно, одним из активных способов терминообразования в методике, наряду с синтаксическим способом – созданием терминов-словосочетаний, оказывается и морфологический, а именно – словосложение, позво­ляющее, по словам 0.Г.Винокура, "выразить две идеи в одном слове".

В сложносоставное слово объединяются две самостоятельные словесные единицы для комплексного именования одного понятия. В таком способе выражения номинативного значения видится проявление тенденции русского языка к аналитизму.

Для номинации сложных методических понятий используются как слитное словосложение, например: речевосприятие, двуязычие, микродиалог, внутриязыковая (интерференция), частнометодические (принципы), так и составное словосложение, например: словарь-минимум, язык-посредник, текст-образец, сознательно-практический метод, лексико-грамматический материал, аспектно-комплексное обучение.

Особую активность в процессе образования терминов методики проявля­ет составное словосложение как существительных, так и прилагательных. В первом случае из двух самостоятельных существительных образуется термин, в котором первый компонент обозначает базовое понятие, а второй называет дифференцирующий признак, например: диалог – расспрос, диалог-беседа, диалог-дискуссия, диалог-унисон, диалог-полемика; правило-инструкция, правило-обобщение; урок-беседа, урок-дискуссия, урок- экс­курсия, урок-игра. Составные термины-существительные с иным типом семантических отношений (определение - определяемое), например: эхо-метод, абитуриент-тест единичны, что подтверждает отмечаемую исследователями тенденцию к системности оформления терминов в пределах определённых наук. Образующиеся в результате словосложения термины-прилага­тельные обозначают признак, относящийся в равной степени к пред­метам или действиям, названным мотивирующими основами, например: предметно-изобразительная наглядность, слухо-произносительные навыки, ритмико-интонационные средства, репродуктивно-продуктивные умения.

Словосложение используется как способ компрессии многословных терминов, их более краткого и экономного представления, на­пример: текст для аудирования - аудиотекст, контроль с помощью тестов – тест-контроль, процесс речи и мысли - речемыслительный процесс, вводный курс фонетики - вводно-фонетический курс, стимулирующая реп­лика - реплика-стиимул.

Грамматическое оформление сложносоставного слова задается типовой моделью и завершается строгой фиксацией компонентов с формированием у сложносоставного слова унифицированной грамматической формы. Сложносоставной дериват, как знак элементной номинации, имеет статус слова: обладает цельностью номинативного значения, устойчивостью, воспроизводимостью, цельностью и структурно-словобразовательным единством. Специфичность образования сложносоставных слов заключается в том, что словообразовательным формантом при словосложении является процесс сложения слов и закрепления местоположения компонентов.

Продуктивность образования терминов методики отвечает потребностям современной практики преподавания русского языка иностранцам. Анализ двух словарей – «Термины методики преподавания русского языка как иностранного» Б.А. Глухова и А.Н.Щукина(1993г.) и «Словарь методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина(1999г.) показал, что за шесть лет, разделяющих эти издания, появилось много новых терминологических единиц. Среди них преобладают сложные термины прилагательные, входящие в состав терминологических словосочетаний, такие как: общегуманитарная компетенция, паралингвистические средства, речеповеденческая тактика, ритмодинамическая технология, варьирующе-ситуативный этап, рационально-логический тип личности, структурно-глобальный метод обучения, личностно-ориетированный учебник и др. В связи с тем, что в последнее время в практику преподавания русского языка иностранцам активно внедряется методика тестового контроля, появились такие новые терминологические словосочетания, как: лингводидактический тест, критериально-ориентированный тест, абитуриент-тест, тест-контроль и др.

Изучение терминов методики преподавания русского языка как иностранного подтверждает известный тезис о том, что для создания новых терминов язык не изобретает новые слова, а использует уже имеющиеся в нем ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconМетодические рекомендации «Использование в методике преподавания...
Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconРусский литературный постмодернизм: психоидеологические основы, генезис, эстетика
Диссертация выполнена на кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconГендерные особенности вербализации концепта «мужчина» в интернет-дискурсе
Работа выполнена на кафедре межкультурной коммуникации и преподавания русского языка как иностранного гоу впо «Татарский государственный...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconМетодика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconС углубленным изучением иностранного языка
Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconФункциональные особенности формы родительного падежа множественного...
Работа выполнена на кафедре современного русского языка и методики преподавания федерального государственного автономного образовательного...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconУчебный план программы повышения квалификации специалистов-филологов...
Етодами и принципам преподавания рки, ознакомление их с основными достижениями в области методики, психологии, лингвистики, педагогики,...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconФормирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов...
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Серебряный век как явление культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...
Особенности процесса образования терминов методики преподавания русского языка как иностранного способом словосложения iconОсобенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы...
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск