Скачать 180.34 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по русскому языку для XI класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 10-11 классов (Бабайцева В.В., Еремеева и др. Програмно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О.А.. Издатеьство «Дрофа», 2008 г.). Учебный комплекс: Русский язык. 10-11 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля .Автор: Бабайцева В.В. Издательство «Дрофа», 2008. – 447 с. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня. Структура документа Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка. Общая характеристика учебного предмета Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе в объеме 34 часов. Дополнительно 34 часа вводятся из школьного компонента для обобщения и систематизации знаний учащихся по разделам «Орфография», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация» и др. разделов, изучавшихся в основной школе в процессе выполнения практических работ: сочинений, изложений, диктантов, самостоятельных работ. Повторение изученного, предусмотренное по программе (9 часов) распределены на текущее повторение, а дополнительное повторение проводится в конце изучения всех тем.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематическое планирование – 68 часов Культура письменной и устной речи – 9 часов Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка – 11 часов Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. Определения способа образования новых слов и выражений. Использование окказионализмов и новообразований. Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Народная этимология. Использование историзмов и архаизмов. Термины науки (лингвистические, математические термины и др.). Вхождение термина науки в языковой обиход. Религиозная лексика, использование библеизмов. Периферийная лексика. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Заимствования Принципы русского правописания – 3 часа Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. Повторение изученного – 43часа Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания). Совершенствование устной речи. Тематическое планирование материала.
Литература Для учителя: Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988. Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000. Бабайцева В. В. Тайна орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — № 1. Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2003. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 1999. Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. — М., 1963. Методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О.А.. Издатеьство «Дрофа», 2008 г.). Календарно - тематическое планирование по русскому языку. 2 урока в неделю (68 часов)
|
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... С. И. Львовой по русскому языку для 5-9 классов (М: Мнемозина, 2010), рекомендованной Министерством образования и науки РФ | Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет... Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический... | Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный... Мбоу «Иляксазская оош». Программа рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю | ||
Программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой... Программа по русскому языку для профильных 10-11 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего... | Программа по русскому языку представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классов авторов Ладыженской... | ||
Примерная программа по русскому языку для профильного (филологического)... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и новых учебников по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л. А. Тростенцова,... | Рабочая программа по литературе для базового уровня представляет... Я. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина под редакцией В. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2008). и базисного учебного плана мбоу... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования... | Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ,... Рабочая программа разработана для обучения школьников 5 – 8 классов и рассчитана на 68 час. Для 8,10 классов программа составлена... | ||
Программа по технологи для изучения в 5 8 классах включает: «Технологии... Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе |