Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку





Скачать 180.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
Дата публикации13.07.2013
Размер180.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для XI класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 10-11 классов (Бабайцева В.В., Еремеева и др. Програмно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О.А.. Издатеьство «Дрофа», 2008 г.). Учебный комплекс: Русский язык. 10-11 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля .Автор: Бабайцева В.В. Издательство «Дрофа», 2008. – 447 с.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе в объеме 34 часов. Дополнительно 34 часа вводятся из школьного компонента для обобщения и систематизации знаний учащихся по разделам «Орфография», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация» и др. разделов, изучавшихся в основной школе в процессе выполнения практических работ: сочинений, изложений, диктантов, самостоятельных работ. Повторение изученного, предусмотренное по программе (9 часов) распределены на текущее повторение, а дополнительное повторение проводится в конце изучения всех тем.




Тема

Уроков по программе

Дополнительно уроков




Введение

2 часа







Культура письменной и устной речи

9 часов







Источники расширения словарного состава современного русского языка

11 часов







Принципы русского правописания

3 часа







Повторение изученного

9 часов

34 часа



Требования к уровню
подготовки выпускников


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Тематическое планирование – 68 часов

Культура письменной и устной речи – 9 часов
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка – 11 часов

Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. Определения способа образования новых слов и выражений. Использование окказионализмов и новообразований.

Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Народная этимология. Использование историзмов и архаизмов. Термины науки (лингвистические, математические термины и др.). Вхождение термина науки в языковой обиход. Религиозная лексика, использование библеизмов. Периферийная лексика. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Заимствования

Принципы русского правописания – 3 часа

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

Повторение изученного – 43часа

Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.

Тематическое планирование материала.



Темы, разделы курса

всего часов

из них

Самостоятельные работы

контрольные работы, диктанты

(количество)

Изложений и сочинений

1.

Введение

2




1




2.

Повторение.

4




1




3

Культура письменной и устной речи

9

1




1

4

Повторение

2

1







5

Источники расширения словарного состава современного русского языка

11




1

1

6

Повторение

3

1







7

Принципы русского правописания

3




1




8

Повторение

32

4

6

1

9

Резерв

2










Литература

Для учителя:

Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.

Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.

Бабайцева В. В. Тайна орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — № 1.

Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2003.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 1999.

Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003.

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. — М., 1963.

Методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О.А.. Издатеьство «Дрофа», 2008 г.).

Календарно - тематическое планирование по русскому языку.

2 урока в неделю (68 часов)

№пп

Дата

Тема урока

Тип урока

Самост.деятельность

учащ. Вид контроля. Обеспечение

учебного

процесса

Примечания

Введение – 2 часа




Вводный урок

Повторительно-обобщающий урок

Комплексный анализ текста. Записывание текста под диктовку







Контрольный диктант за курс 10 класса

Урок контроля

Контрольный диктант




Повторение – 4 часа




Обособленные приложения

Повторительно - обобщающий урок










Обособленные дополнения

Повторительно - обобщающий урок










Обособленные обстоятельства

Повторительно - обобщающий урок










Диктант по теме: «Обособленные члены предложения»

Урок контроля

Диктант




Культура письменной и устной речи – 9 часов




Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров

Урок усвоения новых знаний

Раздаточный материал







Использование различных видов чтения

Урок усвоения новых знаний










Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Самостоятельная работа


Повторительно-обобщающий урок

Раздаточный материал. Самостоятельная работа







Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации

Урок усвоения новых знаний










Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Урок усвоения новых знаний










Основные признаки художественной речи.

Урок усвоения новых знаний










Языковые средства художественной речи

Повторительно-обобщающий урок










Подготовка к сочинению с использованием языковых средств художественной речи

Урок развития речи

Раздаточный материал







Сочинению с использованием языковых средств художественной речи

Урок развития речи







Повторение- 2 часа




Повторение фонетики, графики и орфоэпии

Повторительно - обобщающий урок

Вып. зад 264. Затранскрибировать текст







Повторение морфемики. Самостоятельная работа

Повторительно - обобщающий урок

Заполнить таблицу. Самостоятельная работа. Раздаточный материал




Источники расширения словарного состава современного русского языка – 11 часов




Словообразование

Урок усвоения новых знаний










Появление у слов новых лексических значений

Урок усвоения новых знаний










Лексика пассивного словарного фонда

Урок усвоения новых знаний

Вып. Упр.224







Использование историзмов и архаизмов

Урок усвоения новых знаний










Термины науки.

Урок усвоения новых знаний










Религиозная лексика

Урок усвоения новых знаний










Периферийная лексика.


Урок усвоения новых знаний










Диалектизмы.

Урок усвоения новых знаний










Профессионализмы. Жаргонизмы. Мини-сочинение

Урок усвоения новых знаний

Сочинение-рассуждение «Несколько слов о жаргонизмах»







Заимствования

Урок усвоения новых знаний










Контрольная работа по теме: «Источники расширения словарного состава русского языка»

Урок контроля

Контрольная работа




Повторение - 3 часа




Повторение пунктуации. Знаки препинания в приложениях.

Повторительно - обобщающий урок

Зад.306,307







Повторение словообразования. Согласованные определения.

Повторительно - обобщающий урок

Тест. Раздаточный материал







Несогласованное определение. Самостоятельная работа по теме: «Определение»

Повторительно - обобщающий урок

Самостоятельная работа. Записать предложения под диктовку. Подчеркнуть грамматические основы и определения.




Принципы русского правописания – 3 часа




Принципы орфографии

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом







Принципы пунктуации. Авторские знаки

Урок усвоения новых знаний










Контрольный диктант по теме: « Принципы русского правописания»

Урок контроля

Диктант




Повторение изученного – 34часа




Повторение словообразования

Повторительно - обобщающий урок










Лексикология, фразеология, этимология

Повторительно - обобщающий урок

Подобрать к фразеологизмам слова-антонимы







Комплексный анализ текста

Урок контроля

Проверочная работа. Раздаточный материал







Повторение морфологии. Имя существительное

Повторительно - обобщающий урок










Глагол и имя прилагательное

Повторительно - обобщающий урок










Числительное. Местоимение. Самостоятельная работа.

Повторительно - обобщающий урок

Зад.371. Самостоятельная работа







Служебные части речи

Повторительно - обобщающий урок










Контрольный диктант по теме: «Морфология»

Урок контроля

Диктант







Повторение синтаксиса и пунктуации. Основные единицы синтаксиса

Повторительно - обобщающий урок










Словосочетание

Повторительно - обобщающий урок










Предложение

Повторительно - обобщающий урок










Простое предложение. Смысловой центр предложения Сравнительные конструкции

Повторительно - обобщающий урок

Самостоятельная работа. Раздаточный материал







Диктант по теме: «Простое предложение»

Урок контроля

Диктант







Главные и второстепенные члены предложения

Повторительно - обобщающий урок










Односоставные предложения.

Повторительно - обобщающий урок










Подготовка к изложению с сохранением авторских изобразительных средств

Урок развития речи

Раздаточный материал







Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств

Урок развития речи

Изложение. Раздаточный материал







Полные и неполные предложения

Повторительно - обобщающий урок










Вводные и вставные конструкции

Повторительно - обобщающий урок

Записать под диктовку и проанализировать несколько фрагментов из стихотворений М.Цветаевой







Предложения с однородными членами

Повторительно - обобщающий урок










Предложения с обращениями

Повторительно - обобщающий урок










Диктант с творческим заданием: «Летящий звон»

Урок контроля

Диктант







Сложное предложение

Повторительно - обобщающий урок










Сложносочиненное предложение

Повторительно - обобщающий урок










Сложноподчиненное предложение

Повторительно - обобщающий урок










Сложное бессоюзное предложение

Повторительно - обобщающий урок










Диктант по теме: «Сложное предложение»

Урок контроля

Диктант







Повторение орфографии. Правописание корней.

Повторительно - обобщающий урок










Правописание морфем

Повторительно - обобщающий урок










Правописание ъ и ь. Самостоятельная работа.

Повторительно - обобщающий урок

Тест. Раздаточный материал







Правописание не и ни с разными частями речи

Повторительно - обобщающий урок










Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Контрольная работа (по аналогии тестов для проведения ЕГЭ)







Анализ контрольной работы

Урок коррекции










Резерв – 1 час

























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
С. И. Львовой по русскому языку для 5-9 классов (М: Мнемозина, 2010), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПримерная программа по русскому языку для базового уровня представляет...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет...
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПримерная программа по русскому языку представляет собой целостный...
Мбоу «Иляксазская оош». Программа рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПрограмма по русскому языку для профильного уровня представляет собой...
Программа по русскому языку для профильных 10-11 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПрограмма по русскому языку представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классов авторов Ладыженской...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПримерная программа по русскому языку для профильного (филологического)...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПримерная программа по русскому языку представляет собой целостный...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и новых учебников по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л. А. Тростенцова,...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по литературе для базового уровня представляет...
Я. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина под редакцией В. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2008). и базисного учебного плана мбоу...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по технологии представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа разработана для обучения школьников 5 – 8 классов и рассчитана на 68 час. Для 8,10 классов программа составлена...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconПрограмма по технологи для изучения в 5 8 классах включает: «Технологии...
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно...
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск