Скачать 159.33 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 Итоги работы проблемной группы по апробации учебников издательства «Просвещение» Работа выполнена руководителем проблемной группы Скопиной О.В. Березники 2007 Основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Учителя школы №12 активно включились в эксперимент по обновлению структуры и содержания общего образования. Одним из направлений экспериментальной деятельности стала апробация УМК нового поколения, которые создавались в соответствии с государственным стандартом общего образования, где одним из приоритетов начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Сущность апробации учебников состоит в том, чтобы испытать их дидактические возможности в сочетании с прилагаемым учебным материалом, оценить результативность обучения с профессиональной позиции педагога, с учетом имеющихся учебно-материальной базы образовательных учреждений и возможностей учащихся, описать полученный опыт и подготовить рекомендации по дальнейшему практическому использованию этих пособий. Задачи апробации вариантных учебников следующие: - активизация внедрения учебников нового поколения в учебный процесс; - обновление содержания образования; - обеспечение качества образования; - выбор учебника как эффективного средства достижения педагогических целей. В школе № 12 с 2004 года в соответствии с приказом КВО проходит эксперимент по апробации учебников издательства «Просвещение» В эксперименте участвуют: учитель начальных классов 1 кв.категории Шаламова Л.П. УМК «Русский язык» (авторы: Л. М. Зеленина и Т.Е. Хохлова), учитель русского языка высшей категории Скопина О.В.- УМК «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 класс(авторы А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова), учитель истории 1 кв.категории Петухова М.Л., УМК «Новая история. 1500 - 1800», (автор А.В.Ревякин) 7 класс. Ответственным за эксперимент в школе №12 является зам.директора по УВР 1 кв.категории Скопина О.В. Для эффективной работы в школе №12 была создана проблемная группа «Апробация учебников издательства «Просвещения»». Представляем план работы проблемной группы.
В 2006-2007 г учебник «Русский язык» ( 3 класс) апробирует Шаламова Любовь Павловна - учитель начальных классов 1 кв.категории, стаж - 9 лет (участвует в эксперименте 3 год).Отмечаем, что она является:
В 2006-2007 году учитель, представляя результаты апробации УМК «Русский язык», отмечает, что учебник построен в соответствии с авторской концепцией обучения родному языку в начальной школе. Особенностью методической системы учебника является структурирование учебного материала по темам и урокам, постепенное его усложнение и углубление. В методический аппарат учебника включены специальные ориентиры (условные обозначения). Они помогают третьеклассникам самостоятельно работать с книгой. Яркой отличительной чертой остаются аналитические планы, но теперь дети работают по ним самостоятельно, а учитель только направляет. С помощью аналитических планов дети могут выполнять часть заданий в небольших группах. Система построения урока, способствует более осознанному усвоению знаний учащихся и имеет следующий вид: проблема —► аналитические планы —► самостоятельно сделанный вывод —► корректировка вывода —► отработка навыка. Подобная модель урока дает ребенку возможность размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы, что ведет к осознанному усвоению материала. Предусмотрены также уроки на закрепление, повторение и обобщение изученного. Структура учебника предлагает использование современных педагогических технологий (активно-деятельностный подход, индивидуализация обучения и др.). Шаламова Л.П. отмечает, что дидактический аппарат учебника продолжает оставаться разнообразным. Есть упражнения для самостоятельной работы, самоконтроля. Необходимо отметить упражнения, требующие от ученика самостоятельной работы со словарем в конце книги. Увеличилось количество заданий на развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся. Учитель обращает внимание на межпредметные связи с литературой, окружающим миром. Несмотря на то, что система упражнений стала более разнообразной, но еще недостаточно разноуровневых и индивидуальных форм заданий. Тексты заданий представлены произведениями классической и современной детской литературы, жанрами устного народного творчества и статьями энциклопедических изданий. Они близки детскому восприятию, служат более эффективному усвоению материала и развитию речи учащихся. Такой подбор текстов помогает показать детям красоту и выразительность родного языка, его самобытность. Иллюстративный материал учебника выполняет познавательную, эстетическую функции, является основанием постановки перед детьми задач творческого характера или используется при выполнении грамматических заданий. Он решает определенные педагогические задачи: помогают ребенку составить предложения, тексты, выполнить грамматическое задание, является одним из средств развития монологической речи; пробуждает мысль и чувство ребенка; расширяет возможность включения элемента проблемности и занимательности в систему заданий. По сравнению с предыдущим УМК сохранилось цветовое оформление разделов учебника. Форзацы содержат основную информацию по разделам «Предложение», Состав слова». Основные моменты урока выделены при помощи разнообразных форм, что позволяет акцентировать на них внимание учащихся. Цветовая гамма соответствует требованиям, предъявленным к сохранению здоровья школьников. Тексты иллюстрированы героями сказок, а также сюжетами реальной детской жизни. Все это делает процесс обучения доступным. Схемы, таблицы, графики использованы в соответствии с целями урока, они способствуют систематизации знаний, их прочному усвоению. Справочный аппарат учебника представлен сведениями о языке, словами для справок, сносками. Они даны настолько доступно, что не вызывают у ребенка трудностей в осознании и усвоении. Анализируя диагностические данные, можно говорить о том, что дети, в целом, справляются с материалом учебника, показывают знания и умения, соответствующие требованиям программы. Наряду со всеми перечисленными достоинствами, Шаламова Л.П. высказывает ряд пожеланий и обращает внимание на то, что в учебнике недостаточно упражнений для контроля и самоконтроля, а также разноуровневых заданий, позволяющих осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход. Учитель считает, что можно создать дополнительные сопровождающие материалы, например, рабочие тетради , в которых содержались бы материалы для чистописания, словарной работы, развития речи, диагностической работы, а так же схемы, таблицы и др. Возможно, в этих тетрадях были бы продуманы вариативная и инвариантная части, что облегчило бы работу по осуществлению индивидуального подхода учителю и дало возможность выбора учащимся. Создание листов индивидуальных достижений было бы актуальным в свете внедрения безотметочного обучения. Тем самым, все это, сделало бы процесс обучения русскому языку еще более продуктивным и увлекательным. Таким образом, по мнению учителя начальных классов Шаламовой Л.П., «Русский язык» 3 класс соответствует основным требованиям к учебнику начальной школы. Апробацию учебника «Новая история. 1500 - 1800» (автор А.В.Ревякин) 7 класс выполняла учитель истории 1 кв.категории Петухова М.Л. В течение 2006-2007 года провела «Мастер-класс» по теме «Использование ИКТ на уроках истории». Учителем представлен анализ работы по апробации учебно-методического комплекса «Новая история. 1500 - 1800» (автор А.В.Ревякин) 7 класс. Петухова М.Л. отмечает, что УМК состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия, что в значительной мере облегчает работу учителя и учащихся. Учебник написан в соответствии с программой по истории ( в 7 классе рассчитана на 28 часов), утвержденной Министерством образования РФ и используется в 7 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника в целом превышает Обязательный минимум образовательных программ по истории, что соответствует грифу «Академический школьный учебник». УМК направлен на детальное знакомство школьников с развитием зарубежных стран в новое время, на расширение кругозора учащихся (например, изучение стилей архитектуры и подробное знакомство с протестантскими течениями в христианстве вводится только в старших классах). В темах « Встреча миров», «Экономическое и социальное развитие Европы» и «Революции конца 18 века» много понятий из старшей школы (акционерные компании, акции, дивиденд, капитализм, суверенитет, интервенция и др.). Учитель отмечает, что авторы учебника стремятся к целостному и взаимосвязанному освещению событий мировой истории, помещая после каждого параграфа документы соответствующей тематики, карты (порой идеально соответствующие тексту параграфа). Таким образом, обучающийся рассматривает историю как единый процесс, ориентируется в пространстве и времени, использует межпредметные связи.. Соотношение фактов и теории в явную пользу первых, что в одних случаях ведет к перегрузке текста, в других – к сознательной информационной избыточности содержания учебной книги. Это создает возможности использования учебника для обучения широкого круга учащихся с различными познавательными возможностями и интересами. Этим же целям служат дополнительные материалы, иногда составляющие больше половины текста параграфа, и разноуровневые вопросы. Здесь же следует отметить задания рабочей тетради с дифференцированными заданиями. Материал учебника обращен в первую очередь к образному восприятию, мышлению, памяти школьников. Ученики знакомятся с отрывками из исторических источников, получают первые навыки анализа документов и текстов, учатся работать с замечательными иллюстрациями и репродукциями картин. Характерной чертой учебника является наличие кратких выводов по каждому параграфу. Учебник сопровождается яркими, цветными иллюстрациями и репродукциями выдающихся произведений искусства. Достоинством пособия является выделение соответствующим цветом терминов, документов, вопросов, дополнительного материала, заданий, что позволяет учащимся быстро ориентироваться в тексте учебника. Методический аппарат учебника равноценно состоит из вопросов и заданий разного уровня сложности и познавательной деятельности, творческих заданий, дающих возможность для проектной деятельности. В конце параграфов помещены таблицы, уместные для практического усвоения тем и развития навыков сравнительного анализа текста. Исходя из вышесказанного, учитель делает следующие выводы:
Результаты обучения по данному учебнику в основном не отличаются от результатов, обычно достигаемых учащимися 7 классов, хотя есть некоторые улучшения в качестве обучения. Результаты двух срезов знаний учащихся, занимающихся по данному учебнику, следующие: К=46%,У=100 %. Апробацией учебника «Русский язык» -10 класс занималась учитель русского языка Скопина Ольга Валерьевна ( высшая категории, стаж 21 год, в эксперименте 3 года). В течение 2006-2007 года был проведен «Мастер-класс» «Использование ИКТ на уроках русского языка», 2005-2006 году открытые уроки в рамках городской лаборатории по апробации учебников издательства «Просвещение». Учителем представлен анализ работы по апробации учебника издательства «Просвещение» «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 класс авторы А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. УМК включает в себя учебник «Русский язык», дидактические материалы к нему, методические рекомендации, содержащие примерное тематическое планирование и разработку уроков по каждой теме. Учебник «Русский язык» написан в соответствии с программой по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ и используется для изучения русского языка в 10 классе общеобразовательной школы. Книга соответствует основным валеологическим нормам:
По структуре учебника можно отметить следующее. Логика изложения изменена. Материал по теме «Общие сведения о языке» находится в середине учебника, что несколько затрудняет работу с учащимися. В конце книги приведен список литературы, который помогает не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому. На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. Авторы обращают особое внимание на взаимосвязь разных уровней языковой системы: фонемного и морфемного, морфемного и лексического, лексического и синтаксического, на связь разделов науки о языке: фонетики и орфографии, морфологии и морфемики, морфологии и синтаксиса. Учебник написан понятным языком, выдержан в едином стиле. Основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. Имеются и повышенной сложности (они выделены «звездочкой»). В начале и в конце каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения. Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10 классе. В заданиях к упражнениям необходимо выполнить различного рода анализ текста (лексико-фразеологический , речеведческий ), причем, показать роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа.Учитель отмечает, что авторы учебника, создавая дидактический аппарат, сознательно не используют узконаправленные, сугубо тренировочные занятия грамматикой и правописанием. Задача повышения грамотности не снимается, но становится подсобной. Главным становится понимание текстов разных стилей и жанров, умение их анализировать, видеть использование автором изобразительно-выразительных средств языка. Работа по совершенствованию речи учащихся, органично связанная с изучением литературы, строится в неразрывном единстве с формированием их личности, развитием мышления. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется через систему упражнений, рассчитанных на школьников, увлекающихся русским языком как системой, его научной, лингвистической стороной, и на тех, кто склонен к языковому творчеству в том или ином стиле (художественном, публицистическом, научном). Анализируя иллюстративный ряд учебника, учитель отмечает отсутствие привычных таблиц, схем для обобщения теоретического материала. Но в упражнениях для учащихся имеются задания, требующие создания таких таблиц для формулировки правил (упр.№20 (написание гласных е-и в окончаниях существительных), упр.№23(чт, рщ, нщ )). Достоинством учебника можно считать систему подготовки учащегося к ЕГЭ, особенно к заданиям части «В» и «С». Учитель считает, что в сборник «Дидактические материалы» необходимо включить больше упражнения на отработку знаний по орфографии и пунктуации. Процесс обучения немыслим без педагогического контроля учебных достижений учащихся. С целью диагностики были проведены срезы знаний учащихся по русскому языку в 10 классе УМК авторы А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. . Мониторинг изучения тем: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», « показал, что учащиеся усваивают материал с У=100 %, качеством 65,7%, 68,8 %, 52% ; «Морфология и орфография» У=98,2%, К= 54%, «Речь. Функциональные стили речи» с успеваемостью 98,2%, качеством 51,7%. Диаграммы, построенные в программе Microsoft Office Excel, отражают уровень усвоения знаний учащихся (см.отчет). Таким образом, УМК издательства «Просвещение» способны сформировать у школьников основные образовательные компетенции, развивают творческие способности учащихся, в результате, формируется познавательная активность школьника, увеличивается степень его самостоятельности в выборе способа получения знаний на уроке, повышается мотивация учения. Эксперимент предполагает работу не только с учащимися класса, но и с их родителями. Так, первым этапом работы по апробации стало проведение родительских собраний, где родители были ознакомлены с апробируемым курсом, его особенностями и преимуществами. Здесь же было получено согласие родителей на участие их детей в эксперименте. Следующим шагом стало проведение курса лекций для родителей, где были даны методические рекомендации, касающиеся подходов к изучению той или иной темы, подготовки к самостоятельной работе и ряда других. Следует сказать и о такой форме работы, как анкетирование. Анкеты были предложены участникам эксперимента на сайте «Просвещение» (для родителей, учителей, учащихся). Родителям предлагалось заполнить опросные листы, где они отвечали на вопросы: Как Вы относитесь к эксперименту? Каких результатов вы ждете от апробации учебника? С какими трудностями приходится сталкиваться вам и вашему ребенку, изучая русский язык по новому учебнику? Оправдались ваши ожидания или нет? С чем это связано? Данные анализа анкет показали, что 97% родителей считают, что эксперимент нужен и ждут от него высоких результатов, 3% сомневаются, что эксперимент что-либо изменит. Проблемные вопросы были систематизированы и вынесены в курс лекций. Итоговые опросы показали, что, в целом, родители и дети результатами участия в эксперименте довольны, их ожидания оправдались. Данная работа активизировала деятельность родителей и оказала неоценимую помощь в проведении эксперимента, способствовала повышению познавательной активности учащихся. Учащиеся 3 и 10 классов также ответили на вопросы анкеты. Было выявлено(10 класс), что в основном учебный материал выстроен логично и последовательно, так что легко самостоятельно ориентироваться в книге; в учебнике есть творческие задания, не имеющие однозначного решения, позволяющие порассуждать и поспорить; в учебнике есть задания, для выполнения которых нужно обратиться к дополнительной литературе, поработать в библиотеке. Учащиеся третьих классов отмечают, что изучаемый материал изложен в учебнике увлекательно и интересно, есть занимательные тексты и задания, которые интересно выполнять, даже если их не задают, достаточное количество упражнений, благодаря чему можно не только изучить новый материал, но и закрепить его. Учебник очень удобный, легкий, с яркими приятными цветами и рисунками Таким образом, основная функция учебников издательства «Просвещение» – пробудить у школьников интерес к преподаваемым предметам, создать на уроке ситуацию удивления. Заложенная в учебниках методическая система даёт ученику возможность принимать активное участие в усвоении знаний, открытии нового. И как результат – знания детей становятся не формальными, а осознанными, более прочными. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новые линии учебников по всеобщей и отечественной истории издательства «Просвещение» | ||
Управление проблемной задолженностью банков украины в современных условиях Целью научной работы является комплексное исследование теоретических и методических основ управления проблемной задолженностью банков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году по инициативе издательства «Просвещение» и под руководством некоммерческого партнерства «Телешкола» в ряде... | ||
Цели и задачи работы проблемной группы «Взаимодействие участников... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Анализ работы проблемной группы «Новый стандарт» за 2012-2013 учебный год Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План работы проблемной группы учителей предметов естественно-математического цикла на 2013-2014 учебный год | 2. реферативные работы Исследования, как правило, завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. Письменные работы... | ||
Анализ работы проблемной группы «фгос в основной школе» за 2012 2013 уч год С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок «Молодые для молодых» в рамках работы проблемной группы гмо учителей физической культуры «Опыт молодых учителей» (отв.... | ||
План работы проблемной группы «Урок в новой информационной образовательной... Проблема: фгос общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Дубина Ирина Леонидовна Тестирование как метод педагогического контроля... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Итоги апробации цифрового образовательного ресурса «Библиотека электронных... Урок географии – это урок, на котором нельзя обойтись без наглядных пособий. Слайд 2 | ||
Планирование работы группы Вытягиваем значки, разбиваемся на группы... Проверка знаний населения по оказанию пмп (есть ли знания и насколько они верны) (группа «Врачи»)) | «инвестиционная стратегия хабаровского края на период до 2020 года» Экспертной группы ано «Агентство стратегических инициатив» по мониторингу внедрения и апробации Стандарта деятельности органов исполнительной... |