Скачать 54.32 Kb.
|
Г.А. Плотникова МБОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских», г. Пермь Использование технологии смешанного обучения на уроках информатики (из опыта работы) В 2012-2013 учебном году по инициативе издательства «Просвещение» и под руководством некоммерческого партнерства «Телешкола» в ряде образовательных учреждений РФ начался эксперимент по апробации моделей смешанного обучения. Гимназия № 4 стала участником этого федерального инновационного проекта. Смешанное обучение – это сочетание очного и электронного обучения, ключевыми задачами которого является реализация индивидуализации и дифференциации, самостоятельной деятельности ученика. Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие. Модель смешанного обучения, используемая для реализации на уроках информатики в 7 классе, называется «автономная группа». Класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся онлайн – учащиеся самостоятельно изучают электронный ресурс Телешколы: читают теорию, отвечают на вопросы тестов, выполняют практические задания, а учитель выступает в роли консультанта — группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в условно традиционной форме, а электронный ресурс используется для поддержки и отработки навыков. Группы на уроке перемещаются в двух зонах: для «традиционного» урока и зону онлайн-занятий. Понятно, что в этом случае роль учителя на уроке заключается в том, чтобы оптимально распределить свое внимание между двумя группами. Кроме того, здесь «традиционный» урок не является абсолютно «традиционным» в понимании учителя России, т.к. выступая в роли консультанта, учитель не столько объясняет новый материал, сколько организовывает через систему индивидуальных и групповых заданий знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. При такой организации урока время обучения не зависит от расписания уроков в школе; место обучения не ограничено стенами школьного кабинета; темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса; в учебный процесс вовлечены 100% обучающихся. Обучение эффективно для учащихся с разными возможностями и запросами; учебный процесс реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, методические подходы и педагогические технологии, используемые учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. При такой технологии используются вариативные формы и способы взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и формы и способы их взаимодействия с контентом; обучающиеся имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения. Учащиеся изучили с помощью этой технологии большую по времени изучения и материала тему «Текстовая информация в памяти ПК», которая в Телешколе представлена модулем «Кодирование и обработка текстовой информации». Темы модуля были следующими: «Форматирование символов», «Форматирование абзацев», «Стили форматирования», «Нумерованные и маркированные списки», «Оглавление документа», «Таблицы. Гипертекст», «Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов», «Системы оптического распознавания документов». Итогом изучения темы было выполнение групповых проектных работ в форме газет. Было создано 14 газет. Выводы о сформированности умений работы в ТП MS Word представлены в виде таблицы:
С помощью разработанного рубрикатора-таблицы ученики не только обоснованно, критично, компетентно выставили отметку своей газете, но быстро справились и с задачей оценивания других. Приятно, что такое оценивание было обоснованным, что исключало субъективность при выставлении отметки. Смешанное обучение способствует повышению мотивации познавательной деятельности ребенка; делает процедуру оценивания результатов своего труда максимально объективной; реализует индивидуальные запросы уровня учебных достижений ребенка с использованием ситуации успешности, предусмотренной в НП «Телешкола»; экономит время для реализации иных образовательных и культурных потребностей из-за интенсификации учебной деятельности; дает возможность осуществлять подготовку к ГИА и ЕГЭ (индивидуальный репетитор). Учитель при работе в технологии смешанного обучения использует новые виды контроля и коммуникации в педагогическом процессе, что способствует преодолению «цифрового разрыва» между педагогами и учащимися; дает дополнительную возможность работать с высокомотивированными учениками. Список литературы
|