АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2009 Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Требования к пятиклассникам в соответствии с ГОС:
знать/понимать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
образную природу словесного искусства;
уметь: определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать художественный текст и делать его частичный анализ;
выделять смысловые части художественного текста, составлять простой план текста;
определять известный жанр и род литературного произведения;
давать простую характеристику героев;
знать развитие сюжета, композицию несложного произведения;
сравнивать героев;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения, читать наизусть;
владеть различными видами пересказа;
строить несложные устные и письменные высказывания по произведению;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
писать отзывы и маленькие сочинения о прочитанных произведениях;
Виды практической деятельности учащихся на уроке: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебно-тематический план
№
п/п
| Содержание раздела
| Количество часов
| В том числе:
| Развитие речи/ Внеклассное чтение
| Контрольные работы
| 1
| Введение. Книга в жизни человека.
| 1
|
|
| 2
| Устное народное творчество
| 6
| 1/
|
| 3
| Из древнерусской литературы.
| 1
|
|
| 4
| Из литературы XVIII века.
| 1
|
|
| 5
| Из литературы XIX века.
| 30
| 4/4
| 2
| 6
| Из литературы XX века.
| 22
| 3/2
| 1
| 7
| Из зарубежной литературы.
| 6
| 1/3
|
| 8
| Итоговый урок
| 1
|
| 1
| 9
| Резервные уроки
| 2
|
|
|
| ИТОГО
| 70
| 9/9
| 4
|
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник «Литература. 5 класс» в 2 –х частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин: Просвещение. – М., 2007.
Дидактические материалы по литературе. К учебнику – хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт. – сост. В.Я. Коровина и др.) О.В. Шаталова: ЭКЗАМЕН. - М., 2006.
Поурочные разработки по литературе Программа В.Я. Коровиной (68 часов). О.Б Беломестных: ВАКО. – М., 2006
Тесты. Литература. 5 класс» Д.Г. Чижов: АСТ: Астрель.- М., 2004.
Читаем, думаем, спорим. 5 кл. В.Я. Коровина: Просвещение.- М., 2008.
|