Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н





Скачать 252.14 Kb.
НазваниеРодионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер252.14 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА «АВИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (МБОУ «АВИЛОВСКАЯ СОШ»)
Учитель: Петрова Т.Н.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 10 класса на 2013-2014 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)2007г., примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина)-2009г. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 класса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч). В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 2ч в разделе «Клетка», 2 ч в разделе «Организм».

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействуют на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

Данная программа реализована в учебнике: В.Б.Зазаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. Биология. Общие закономерности: Учебник для 10-11 кл. образовательных учебных заведений.– М.: Дрофа, 2009.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная), сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую символику и терминологию;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её использовать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.




Содержание программы

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах В.Б. Захарова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

I. Введение в биологию

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле-7ч

Основные свойства живого. Многообразие живого мира

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.

Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Химическая организация живого вещества

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Предпосылки возникновения жизни на Земле

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточное™.

III. Учение о клетке-11ч

Строение и функции прокариотической клетки

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин.

Обмен веществ в клетке (метаболизм)Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Жизненный цикл клеток

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.

Клеточная теория

Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов многоклеточные водоросли). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клетки. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл, митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

IV. Размножение организмов-5ч

Бесполое размножение растений и животных

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Половое размножениеПоловое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Индивидуальное развитие организмов

Эмбриональное развитие животных

Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа разработана на основе Программы по литературе для...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош»)
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа разработана на основе Программы по литературе для...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош»)
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа разработана на основе Программы по литературе для...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош»)
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconУрок №4 Начало пророчества Авторы Ибатуллина Г. С., учитель Алмалинской...
Литвинова Л. В., учитель мбоу «Начальная школа – детский сад Вишенка» Оренбургского района
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРоссийская Федерация Администрация Родионово-Несветайского района...
На основании заявлений обучающихся 9 класса о выборе экзаменов для сдачи на государственной итоговой аттестации за курс основной...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconОбразовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconМетодическая разработка
Учитель – тимошичева елена ивановна – учитель истории и обществознания мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение родионово-несветайского района
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconЛ. В. учитель мбоу сош №1 р п. Тумботино Павловского р-на Нижегородской...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconViii районная научно-практическая конференция фестиваль «Наука. Творчество....
В целях корректировки плановых объёмов программных мероприятий в 2013 г в связи с досрочным выполнением программных мероприятий по...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconМбоу кулешовской сош №16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кулешовская средняя общеобразовательная школа №16 азовского района
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №30»
«средняя общеобразовательная школа №30 Рассмотрена и принята на заседании педсовета мбоу «сош №30»
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconПортфолио учителя географии мбоу сош №3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале Пуровского района
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconРабочая программа По литературному чтению для 3 класса Филиала мбоу...
Филиала мбоу бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Большебирюлинская...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош») Учитель: Петрова Т. Н iconСогласовано Утверждено Начальник мку «Управление Директор мбоу «Нуринерская...
Учебный план мбоу «Нуринерская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2012/2013...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск