МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА «АВИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (МБОУ «АВИЛОВСКАЯ СОШ»)
Учитель: Кочковая Л.Н. Аннотация к рабочей программе по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год. I. Пояснительная записка 1.1 Данная рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Обязательный минимум содержания образования.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
«О приоритетных направлениях развития образования»: концепция модернизации образовательной политики РФ.
Базисный учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
1.2 Рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2012. 1.3 Цели и задачи учебного курса: Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
1.4 В рабочую программу по литературе в 10 классе по сравнению с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе внесено ряд изменений:
Добавлено в тему «А.Н.Островский» знакомство с драмой «Бесприданница»; «Н.С.Лесков» - «Тупейный художник»; «Л.Н.Толстой» - «Севастопольские рассказы»; «А.П. Чехов» - «Ионыч».
В теме «Н.В. Гоголь» повесть «Невский проспект» повторяется, т.к. изучалась в 9 классе, а повесть «Нос» разбирается.
Изучение романа «Обломов» не обзорное, а подробное.
Добавлены произведения для изучения литературы регионального компонента.
1.5 УМК
Работа ведется по учебнику В.И.Сахарова, С.А.Зинина «Литература XIX века» . 10 класс: в 2ч. 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012г. Подробные поурочные разработки всех тем курса, а также некоторые проверочные тестовые работы по творчеству писателей и поэтов содержатся в книге И.В. Золотаревой, Т.И.Михайловой «Поурочные разработки по литературе». 10 класс: в 2 ч. М.: «ВАКО» 2012г.
В качестве эффективного усвоения материала используются таблицы, схемы, содержание которых дано логично, последовательно, в доступной форме для учащихся, позволяет понять программный материал и освоить теоретико-литературные понятия и категории. При изучении биографии писателей и поэтов используются портреты, фотографии тех мест, где прошло детство автора, иллюстрации к изучаемым произведениям, что, несомненно, повышает интерес к изучению предмета.
1.6 Основные технологии, используемые при обучении, формы и методы. Используются современные технологии обучения:
педагогика сотрудничества,
тестовые технологии,
личностно-ориентированное обучение,
информационно-коммуникативное обучение,
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Методы:
Диалогический, монологический, исследовательский, интерактивный. Приемы:
разные виды чтения;
чтение и восприятие;
чтение и анализ:
пообразный анализ,
анализ вслед за автором,
проблемный анализ,
сравнительный анализ,
комплексный анализ;
чтение и интерпритация,
дискуссия по проблеме.
Формы работы:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
Виды уроков:
Вводный урок,
Урок изучения обзорных тем,
Урок освоения и изучения конкретного произведения или худ. Мира писателя,
Урок обобщения и систематизации изученного материала,
Урок контроля, урок развития речи.
Формы контроля:
тест;
сочинение;
проверочная работа;
контрольная работа.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
1.7 Место предмета «Литература» в базисном учебном плане Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе –140 часов.
Годовой календарный график МБОУ «Авиловская СОШ» на 2013-2014 учебный год предусматривает изучение литературы в 10 классе в количестве 140 часов. В календарно-тематическом планировании указано примерное домашнее задание, которое может быть скорректировано в зависимости от степени усвоения учебного материала, индивидуальной подготовки обучающихся, климатических условий. Реализация регионального компонента осуществляется путем использования текстов донских авторов «Литературы Дона: хрестоматии для чтения в 10-11 классах» при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.
ΙΙ. Содержание учебного предмета. 2.1 Структура курса
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| 1
| Введение. Русская литература 19в. в контексте мировой культуры
| 3
| Русская литература первой половины XIX века
| 20 +1 р.р.+1к.р.
| 2
| А.С. Пушкин
| 7 + 1 р.р.
| 3
| М.Ю. Лермонтов
| 7
| 4
| Н.В. Гоголь
| 6.
| Русская литература второй половины XIX века
| 88 +15р.р. + 2 к.р.
| 5
| Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века
| 1
| 6
| А.Н. Островский
| 7+2 p. p.
| 7
| И.А. Гончаров
| 8+2 p.p.
| 8
| И.С. Тургенев
| 9+1 p.p.
| 9
| Н.Г.Чернышевский.
| 2
| 10
| Н.А. Некрасов
| 7+3 p.p.
| 11
| Ф.И.Тютчев
| 3
| 12
| А.А. Фет
| 3+1 p.p.
| 13
| Н.С. Лесков
| 5
| 14
| М.Е. Салтыков-Щедрин
| 6
| 16
| А.К. Толстой
| 2
| 15
| Л.Н. Толстой
| 18+3p.p.
| 17
| Ф.М. Достоевский
| 9+2 p.p.
| 18
| А.П. Чехов
| 8+1 p.p.+ 2 к.р.
| Зарубежная литература
| 8 ч
| 19
| Обзор зарубежной литературы
| 1
| 20
| В. Шекспир.
| 2
| 21
| Ги де Мопассан
| 1
| 22
| И.Ф. Гете
| 2
| 23
| Оноре де Бальзак
| 2
| Итоговое повторение
| 2
|
| Итого
| 140 = 122 + 18р.р.
| |