Скачать 263.68 Kb.
|
МБОУ «Холмовская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель Директор _______ директора по УР Холмовской средней школы Протокол №_____ от ________И.Л.Брынчик ________Т.В.Муравьёва «____»________2013г. Приказ №_____ от «____»__________2013г. Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса (авт.-состав. Программы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд., М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010) Учителя русского языка и литературы Петуховой Нины Николаевны (высшая квалификационная категория) 2013 – 2014 учебный год Класс: 11 , общеобразовательный, 3 часа в неделю Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (авт.-состав. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд., М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс XI класса Учащиеся должны знать: - Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков. - Тексты художественных произведений. - Сюжет, особенности композиции. - Типическое значение характеров главных героев произведения. - Основные понятия по теории литературы. - Изобразительно-выразительные средства языка. - Элементы стихотворной речи. Учащиеся должны уметь: - Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия. - Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма). - Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств. - Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. - Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. - Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать. - Составлять план и конспекты литературно-критической статьи. - Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему. - Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу. - Писать сочинение на публицистическую или литературную тему. - Пользоваться словарями различных типов, справочниками. Содержание учебного материала. Введение. 1.Русская литература начала 20-го века. 2.Писатели-реалисты начала 20-го века. И.А.Бунин. М.Горький. А.И.Куприн. Л.А.Андреев. 3.Обзор творчества В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского. 4.Серебряный век русской поэзии. Творчество В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Н.С.Гумилёва, А.Ахматовой. 5.М.Цветаева. Короли смеха из журнала «Сатирикон». 6.Обзор творчества М.М.Пришвина, М.А.Волошина, В.К,Арсентьева. 7.Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки, юмористическая проза. В.В.Маяковский, С.А.Есенин. 8. Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов. Рождение песен, литература на стройке, драматургия, эмигрантская ветвь. О.Мандельштам, А.Н.Толстой, М.Шолохов. М.А.Булгаков. Б.Пастернак. А.П.Платонов. В.В.Набоков. 9.Литература периода Великой Отечественной войны. Творчество А.Т.Твардовского и др. Н.Заболоцкий. 10. Литературный процесс 50-80-х годов. В.Шукшин. Н.М.Рубцов. В.П.Астафьев. В.Г.Распутин. А.И.Солженицын. 11. Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Дополнительная литература: - Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г. - Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 11 класс. М.: «Вако», 2005г. - М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г. - В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г. - Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ» Литература и средства обучения 1.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007 2.Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998 3.Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989 4.Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990 5.Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000 6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7- 11 классов 7. Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы. 8. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 9.М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование в 11 классе. Ярославль, «Академия развития», 2003 10. И.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С-П.: «Паритет», 2006 11.Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы Волгоград, 2004 12. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ. М.: «АСТ-Астрель», 2011 Электронные пособия 1.Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков. 2.Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.) 3.Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.) 4.Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.Толстой) 5.Русская литература от Нестора до Маяковского. 6.Русская поэзия XVII-XX веков. 7.Хрестоматия по русской литературе. 8.Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 9.Н.В.Гоголь. “Мёртвые души”. 10.М.Ю.Лермонтов. “Герой нашего времени”. 11.А.П.Чехов. Рассказы. 12.Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”. 13.Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты 14.И.С.Тургенев. 15.Ф.М.Достоевский. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты 16.А.П.Чехов. “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишнёвый сад”
|
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразвательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С.... | Рабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной... Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская... | ||
«согласовано» «утверждаю» Положения о рабочей программе мбоу лицея №7 Приказ №267/1 от 22. 06. 2009, Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной... | Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... | Рабочая программа По литературе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов... | Чалмаев В. А., Зинин С. А. 8-е изд Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С. А. Зинин, В. А. Чалмаев).... | ||
Пояснительная записка Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... |