Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»





Скачать 259.74 Kb.
НазваниеУчебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»
Дата публикации06.12.2014
Размер259.74 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник
Аннотация к рабочей программе по литературе 5 класс
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 5 классе  на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего по литературе 2004 года  и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по  литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.- 4-е изд., исправленное и доп.- М: ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2010.

В состав УМК входит учебник (Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г.С. Меркин -  8-е изд., испр. и доп.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени (из расчета 3 учебных часов в неделю, 1 час за счёт школьного компонента), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 4: из них классных сочинений – 3, домашних – 1.

 Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

 . овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.      

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Формы и средства контроля

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений

-  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки учащихся

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Аннотация к рабочей программе по литературе 6 класс
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 6 классе  на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего по литературе 2004 года  и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по  литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - 4-е изд., исправленное и доп.- М: ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2010.

В состав УМК входит учебник (Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин -  8-е изд., исправленное и доп.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю),

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Формы и средства контроля

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные виды деятельности по освоению литературных  произведений

-  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки учащихся

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе» для 5-11 классов (авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Преподавание ведется по учебнику «Литература. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин».

На изучение предмета в 7 классе выделено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Главная цель обучения формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературы, овладение умениями анализа литературного произведения, расширение активного словарного запаса школьников.

Формы проведения тематического контроля: составление письменных ответов на проблемные вопросы, устные и письменные высказывания на заданную тему, устные и письменные сочинения, составление цитатных и тезисных планов статьи учебника, художественных произведений, художественное чтение и пересказы, доклады, сообщения.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют формирование следующих умений и навыков:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе» для 5-11 классов (авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Преподавание ведется по учебнику «Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин».

На изучение предмета в 8 классе выделено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Главная цель обучения формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературы, овладение умениями анализа литературного произведения, расширение активного словарного запаса школьников.

Ведущим видом деятельности на уроках литературы в 8 классе является углублённая исследовательская работа с текстом. Акцент делается на выявление специфики художественной формы, жанра, стиля, фонетических, лексических, композиционных особенностей литературного произведения. Формы проведения тематического контроля: составление письменных ответов на проблемные вопросы, устные и письменные высказывания на заданную тему, устные и письменные сочинения, составление цитатных и тезисных планов статьи учебника, художественных произведений, художественное чтение и пересказы, доклады, сообщения, групповые и индивидуальные зачеты.

В курсе литературы 8 класса происходит расширение сведений о биографии писателей, к творчеству которых учащиеся обращались ранее. Работа с текстом направлена на обогащение культурно-исторической памяти учащихся, воспитание у школьников активного отношения к действительности, формирование гуманистического мировоззрения, развитие грамотной устной и письменной речи. В 8 классе на уроках литературы происходит углубление знаний по теории литературы: представление о литературных родах и жанрах, формирование умения анализировать литературное произведение с учетом его жанрово-родовой специфики.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют формирование следующих умений и навыков:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций


Аннотация к рабочей программе по литературе,

9 класс
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса».

Учебник: С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).


Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.



Аннотация к рабочей программе по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Примерной программы

среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), соответствующей

Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю – 1 час из школьного компонента).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В. И. Чалмаев, Г. С. Меркин, С. Л.

Зимин // Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

2. Сахаров, В. И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.

/B.И. Сахаров, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

3. Литература XIX века. 10 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений :в 2 ч.

/авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умения, анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  2. осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  3. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  4. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  5. воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  6. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;



Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, теоретико-литературные понятия
уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  1. определять род и жанр произведения;

  2. сопоставлять литературные произведения;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  5. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  6. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
    русского литературного языка;

  2. участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  2. сравнение, сопоставление, классификация;

  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  7. составление плана, тезисов, конспекта;

  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.


Аннотация к рабочей программе по литературе для 11 класса

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А., М.: «Русское слово», 2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С. А., Чалмаев В. А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2007.

Программа рассчитана на 102 часа (3часа в неделю).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление, классификация;

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Основные знания, умения и навыки обучающихся

  • По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;

  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

  • - ведения аргументированной полемики;

  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;

  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconУчебник «Литература. 7 класс» автор-составитель: Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Используется учебник «Литература. 9 класс» в 2-х частях. / Г. С. Меркин. Б. Г. Меркин – 6-е изд., испр и доп. М.: Русское слово....
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: «Литература «6 класс. Учебник для общеобразовательных школ: в 2-х частях. Автор-сост. Г. С. Меркин. 6-е издание. М:-ооо «тид...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconУтверждена
Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Г. С. Меркина. – Москва, Русское слово, 2010),...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconУрока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература...
Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.:...
Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconЛитература для чтения Древнегреческие мифы о героях: «Герои»
Литература. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Автор сост. Г. С. Меркин. – М.: «Тид «Русское...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Литература. 7 класс/ авт составитель Г. С. Меркин. М.: Ооо тид русское слово, 2010
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С....
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литература. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Автор-составитель Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово»,...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений....
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г. С. Меркин
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: ООО «тид «Русское слово»-рс, 2011. 56с. Автор Домогацких Е. М. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconРабочая программа По литературе
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г. С. Меркин 8-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» iconРабочая программа разработана на основе Программы по литературе для...
Родионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная школа» (мбоу «авиловская сош»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск