Скачать 0.53 Mb.
|
Пояснительная записка. ЛИТЕРАТУРА 6 класс Программа рассчитана на 70 часов. Все разделы авторской программы сохранены. Разделы программы: -пояснительная записка. -требования к знаниям и умениям. -Тематическое планирование. -поурочное планирование. УМК: «Литература « 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ: в 2-х частях. Автор-сост. Г.С. Меркин. 6-е издание.- М:-ООО «ТИД «Русское слово»- РС», 2008. Данная программа для специальных (коррекционных) классов составлена на основе авторской программы авторы-составители Меркина Г.С. по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида (2006г.) с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология» (№ 6, 1996), на основе федерального государственного стандарта 2004г. Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С., 2010г.) Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся 6 «В» VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Перед специальным (коррекционным ) классом VII вида (классами выравнивания) стоят те же цели обучения, которые заложены в программах изучения литературы в 5—9 классах массовой общеобразовательной школы (Стандарт основного общего образования по литературе, 2004)).
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей. Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входят формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. К коррекционно-развивающим задачам относятся:
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: 1.совершеностование движений и сенсомоторного развития: Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие артикуляционной моторики. 2. коррекция отдельных сторон психической деятельности: Коррекция- развитие восприятия, представлений, ощущений; Коррекция- развитие памяти; Коррекция- развитие внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие представлений о времени. 3. развитие различных видов мышления, развитие наглядно-образного мышления: Развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями и событиями); 4.развитие основных мыслительных операций: Развитие умения сравнивать, анализировать; Развитие умения выделять сходство и различие понятий; Умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; Умение планировать деятельность. 5. коррекция нарушения в развитии эмоционально- личностной сферы: Развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; Формирование умения преодолевать трудности; Воспитание самостоятельности и принятия решения; Формирование адекватности чувств; Формирование устойчивой и адекватной самооценки; Формирование умения анализировать свою деятельность; Воспитание правильного отношения к критике 6. коррекция-развитие речи: Развитие фонематического восприятия; Коррекция нарушений устной и письменной речи; Коррекция монологической речи; Коррекция диалогической речи; Развитие лексико- грамматических средств языка. 7.расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; 8. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; 9. совершенствование навыков чтения- сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя. Основные подходы к организации учебного процесса: *подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности; *приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ; *индивидуальный подход; *сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями; *повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; *постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. *использование многократных указаний, упражнений; *проявление большого такта со стороны учителя, * использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы; *поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; *использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Требования к уровню подготовки, обучающихся 6 класса VII вида. Ученик должен знать/понимать: -содержание изученных произведений; -основные факты жизни А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова -образную природу словесного искусства; -изученные теоретико- литературные понятия Ученик должен уметь:- воспринимать и анализировать художественный текст , составлять план прочитанного; -определять жанр литературного произведения; -выделять смысловые части художественного теста, составлять тезисы и план прочитанного; -выделять и формулировать тему; -давать характеристику героев; -коллективно характеризовать особенности сюжета, роль изобразительно- выразительных средств; -коллективно сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев литературных произведений; -выявлять авторскую позицию; -выражать своё отношение к прочитанному; -выразительно читать произведения; -строить коллективные устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; -писать коллективно о самостоятельно прочитанных произведениях Тематическое планирование.
|