Скачать 311.28 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей учебной программе по учебному курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА» для 10 класса Рабочая программа составлена на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2011.-56с. Автор - Домогацких Е.М. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2013. Рабочая программа курса географии для 10 класса составлена на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений» общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Домогацких Е.М. написана в соответствии с Государственным стандартом общего образования. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Цель данной программы обучения: - сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества; Задачи: - развить пространственно-географическое мышление; - воспитать уважение к культурам других народов и стран; - сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; - научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире; - воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде. Так как данная рабочая программа составляется по Программе Домогацких Е.М., то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные. Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы идет после темы «Население мира». Тема1 «Современная география» изучается 2 часа. На втором уроке проводится итоговая практическая работа 1. «Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации». Тема 2 «География населения мира» изучается в объеме 5 часов. По этой теме проводится 5 практических работ: №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий (обучающая). №3 Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных (обучающая). №4 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий (тренировочная). №5 Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий (тренировочная). №6 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов (итоговая). Суммарная доля заданий, проверяющих усвоение этого блока в материалах ЕГЭ, составляет 15%. Этим объясняется основное количество практических работ в курсе 10 класса. Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов). Третья часть учебного материала курса приходится на эту тему, т.к. этот материал является своеобразным «скелетом», на который наращивается материал по отраслям специализации хозяйства мира. Суммарная доля заданий, проверяющих усвоение этого блока в материалах ЕГЭ, составляет 6,5%. Практическая работа №7 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов» является итоговым уроком по данной теме. Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа), тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов) и тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1) составляют 50% материала курса географии 10 класса. Итоговая практическая работа №8 Составление тестопросника по теме (итоговая), №9 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» проводится по теме «Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь». Суммарная доля заданий, проверяющих усвоение этого блока в материалах ЕГЭ, составляет 10%. По результатам года проводится итоговый тест за курс 10 класса. В курсе 01 класса формы обучения предлагаются более самостоятельные - лекции, семинары, практикумы. Изменения в программе Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Место учебного предмета в учебном плане. География является обязательным учебным предметом в 10-х классах. На изучение курса отводится 35 часов, по 1 часу в неделю. Региональный компонент. В создании основ и дальнейшем развитии системы регионального образования важное место принадлежит программно-методическому обеспечению, которое в настоящее время является недостаточно сформированным, особенно в его составляющей, содержащей региональный компонент. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной географии Ставропольского края. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.Элементы с использованием регионального компонента находят отражение в КТП. Они позволят в каждой теме урока выделить местные материалы, связать его с мировыми проблемами. Планируемые результаты изучения учебного предмета. По результатам изучения курса экономической и социальной географии мира учащиеся должны: 1. Знать: - методы географических исследований и уметь применять их на практике; - особенности размещения основных видов природных ресурсов; - динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения; - особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; - географическую специфику отдельных стран и регионов мира; - географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда. 2. Уметь: - составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов; - объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений; - оценивать ресурсообеспеченность стран; - использовать разнообразные источники географической информации. Система оценивания знаний Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний. Формы и средства контроля Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, из них отводится на проведение практических работ – 8 часов. В целях подготовки к ЕГЭ и контроля качества знаний предусмотрены 2 итоговых тестирования: по теме «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» и тест за курс 10 класса. Текущий контроль в форме тестирования проводится по темам 1. Страны современного мира, 2. . География населения мира, 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства. Промежуточное тестирование проводится по теме 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства.
|