Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер96.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Методическое обоснование к заключительному уроку литературы в 6 классе
1. Тема урока: «Знаем литературу»
Эпиграф: «Книги се бо суть рекы, напаяюще вселенную» («Повесть временных лет»)
2. Методическое обеспечение:

«Литература. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-составитель Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012.
3. Форма проведения

Урок-игра «Знаем литературу» в системе уроков литературы в 6 классе занимает позицию в конце учебного года, то есть является завершающим (обобщающим). Технология игры (в нашем случае – дидактической и театрализованной) в такой ситуации является самой удачной, поскольку реализует следующие цели:

- повысить интерес к изучению предмета;

- позволяет в нетрадиционной форме провести контроль усвоения материала, пройденного в течение года, а также контроль сформированности умений и навыков;

- развивать творческие способности обучающихся, увлечь их работой над ролями;

- актуализировать знания обучающихся, побудить их к углублённому осмыслению прочитанного;

- выработать навыки и умения использования знаний на практике;

- активизирует различные виды общения;

- реализовать межпредметные и предметные связи (с русским языком).
4. Оборудование:

- компьютер, проектор;

- 5 колец;

- мишень.
5. Ход урока.
Вступительное слово учителя-ведущего. Играют три команды: «Красные», «Синие», «Жёлтые». 6 туров. Победа и призы ждут тех, кто наберёт большее количество баллов.
Проведение игры

1 тур «Поединок капитанов»

Капитанам предлагается три кольца, которые по очереди нужно бросать на стену- мишень. Каждое попадание гарантирует подсказку болельщиков. Одновременно с бросанием колец капитан отвечает на вопросы ведущего. Каждый правильный ответ приносит команде балл. Максимальное количество баллов – 5.
Вопросы для команд

Назовите автора произведения

«Волк на псарне»

«Руслан и Людмила»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Ворона и лисица»

«Вождь краснокожих»

«Светлана»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Тапёр»

«Кладовая солнца»

«Конь с розовой гривой»

«Тарас Бульба»

«В дурном обществе»

«Толстый и тонкий»

«Волк и ягнёнок»


2 тур «История литературы»

Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета. Красное – лёгкий вопрос (3 балла), жёлтое – средней сложности (4 балла), синее – сложный вопрос (5 баллов). На раздумывание – 30 секунд. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.


Команда\сложность

«Красные»

«Синие»

«Жёлтые»

Сложный

На каких библейских персонажей ссылается О. Генри в своей новелле «Дары волхвов»?

Под каким именем прославился Алкид - сын древнегреческого бога Зевса?

Чем заканчивается «Повесть временных лет»?

Средний

Назовите два центральных христианских символа «Поучения Владимира Мономаха».

Какое имя придумала себе заглавная героиня повести Пушкина «Барышня-крестьянка»?

Кому посвящено самое задушевное произведение Жуковского?

Лёгкий

Кто такой Авгий?

Кто такой Геракл?

Как звали отца Зевса и кем он был?


3 тур «Блиц-эрудит»

За 30 секунд команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Один вопрос – один балл. Максимальное количество баллов – 10.


Под видом животных Крылов изображал… (людей)

Кто автор фольклора? (народ)

Лирика, эпос… назовите третий род литературы. (драма)

Что легло в основу сказок Пушкина? (русские народные)

Созвучное окончание двух строк называется… (рифма)

Кто отец Геракла? (Зевс)

Этот богатырь смог ходить в 33 года. (Илья Муромец)

Аллегория лежит в основе… (басни)

Какой приём использовал Бунин в строчке «Буря плачет у окна»? (олицетворение)

На каком острове построил дворец Гвидон? (Буян)

В каком произведении есть персонаж по имени Владимир? («Дубровский»)

Обязательный троп в басне… (аллегория)

Героев какого рассказа Толстого называют «джигит» и «смирный»? («Кавказский пленник»)

Гоголь создавал свои произведения в первой половине какого века? (19)

Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

Иносказательное изображение отвлечённого понятия. (аллегория)

Назови имена сыновей Тараса Бульбы. (Остап и Андрий)

Автор «Одиссеи»… (Гомер)

Кто такая Гера? (богиня Земли)

Назовите предмет любви Владимира Дубровского. (Маша Троекурова)

Где происходит действие рассказа «Толстый и тонкий»? (на вокзале)

Родиной Одиссея является… (Итака)

Определите стихотворный размер: «Как весел грохот летних бурь…» (Тютчев) (ямб)

Как называлось имение Дубровских? (Кистенёвка)

Где встретился Маленький принц с писателем? (в пустыне Сахара)

Маленький принц оставил на своей планете… (розу)

Закончите известное высказывание «Мы в ответе за тех…» (кого приручили)

Рассказ «Лапти» написал… (Бунин)

Кто такой Кербер? (пёс-охранник из царства Аида)

Победители на Олимпийских играх получают в награду… (лавровый венок)


4 тур «Загадки русской словесности»

Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета – область знаний. Красное – фразеология, жёлтое – грамматика, синее – литература. На раздумывание – 30 секунд. Максимальное количество баллов – 6. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.


Команда\область знаний

«Красные»

«Синие»

«Жёлтые»

Фразеология

Найдите в русском языке фразеологизм, синонимичный армянской пословице: тонущий в море и за пену морскую хватается.

Выражение шутка сказать мы употребляем, когда хотим привлечь внимание собеседника к чему-то неожиданно значимому (ты себе представляешь?!). Но если существительное шутка зависит от глагола сказать, то почему оно стоит в Им., а не в Вин. падеже?

Есть в русском языке фразеологические выражения пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и что различного в их значениях?

Грамматика

Сколько букв и сколько звуков в слове коллекция?

Ниже привоится ряд существительных в форме мн. ч. Ответьте, какая форма выпадает из этого ряда и почему? Отруби, отходы, отбросы, помои, опилки, осколки, ошмётки, объедки.

Есть ли среди следующих существительных одушевлённые: труп, покойник, мертвец?

Литература

Капитон, Татьяна, Герасим, Каштанка, барыня. Назовите само произведение и лишнее для этого произведения слово.

В книге Чуковского «От двух до пяти» приводится такой разговор маленькой девочки с няней:

- Няня, что это за рай такой?

- А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…

- Понимаю: рай – это компот.

Одно из слов здесь употреблено грамматически не совсем правильно. Какое именно?

- Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила (Н. Носов «Фантазёры»).

Что за части речи – бац и цап?


Ответы.

Фразеология. 1. Утопающий и за соломинку хватается. 2. В выражении шутка сказать сохранилась как исключение древняя синтаксическая конструкция: именительный падеж объекта при независимом инфинитиве. В некоторых русских диалектах до сих пор встречаются обороты типа баня топить, лодка смолить. Нынче в литературном языке на этом месте регулярно употребляется форма винительного. 3. Оба выражения употребляются по отношению к человеку, который прошёл через какие-то жизненные испытания, опасности, передряги… Но в результате этих испытаний один человек стал боязливым и осторожным – его-то и называют пуганой вороной, а другой закалился и приобрёл опыт; про него говорят: стреляный воробей.

Грамматика. 1. 9 и 9. 2. Осколки. Это слово имеет и обычную форму единственного числа – осколок. Остальные же существительные употребляются, как правило, в форме множественного числа. 3. Грамматическая одушевлённость – условная категория и не совпадает с признаками «быть живым», «иметь душу». У слов мужского рода (а также женского множественного числа) должна быть особая форма винительного, отличающаяся от именительного. С этой точки зрения покойник и мертвец – одушевлённые существительные (я видел покойника, мертвеца), а труп – неодушевленное (я видел труп).

Литература. 1. Тургенев «Муму», Каштанка. 2. Слова бац и цап своей неизменяемость напоминают междометия. Но они представляют собой глагольные корни, обозначают действия и в предложении выполняют функцию сказуемого, кроме того, имеют при себе зависимые слова. Справедливо считать их особым промежуточным классом – классом глагольных междометий, обозначающих мгновенные действия. 3. Черешни. Слово черешня в русском языке обозначает, во-первых, плодовое дерево, а во-вторых, плоды этого дерева – обычно в собирательном значении. А собирательные существительные (детвора) множественного числа не имеют.
5 тур «Язык художественной литературы»

Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета. Красное – лёгкий вопрос (4 балла), жёлтое – средней сложности (5 балла), синее – сложный вопрос (6 баллов). На раздумывание – 30 секунд. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.


Команда\сложность

«Красные»

«Синие»

«Жёлтые»

Сложный

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Вспомните настоящее имя героя.

«Повадилась лиса кур воровать…»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- А что значит повадилась?

«Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни…»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Какое внутренне состояние героя выражает пейзаж?

Средний

«Вечно холодные, вечно свободные\Нет у вас родины, нет вам изгнания»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Какое событие в жизни поэта стало поводом для написания стихотворения?

«Каждый идёь своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Какова основная проблема произведения? Какова авторская позиция?

«А царица молодая,\Дела вдаль не отлагая,\С первой ночи понесла»,

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Что она понесла?

Лёгкий

«Дурачина ты, простофиля!»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- В какой известной прибаутке встречается слово дурачина? Это одно и то же слово?

«Начинается ругань... А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки... Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах.».

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- К каким произведениям автора правомерно отнести этот рассказ?

«Подруга дней моих суровых,\Голубка дряхлая моя!..»

- Назовите произведение.

- Назовите автора.

- Кому посвящено стихотворение?


6 тур «Мастерская слова»

Каждая команда подготовила инсценировку басни Сергея Михалкова «Осторожные козлы». Однако первая команда – в жанре комедии, вторая – в жанре трагедии, а третья – в жанре театральной драмы. Жюри оценивает постановку по трём критериям:

- соответствие жанру;

- качество речи;

- выразительность актёрской игры.

Максимальное количество баллов – 2+2+2=6.
6. Подведение итогов.

Участники и победитель получают дипломы и книги в подарок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск