Методическое обоснование к заключительному уроку литературы в 6 классе 1. Тема урока: «Знаем литературу» Эпиграф: «Книги се бо суть рекы, напаяюще вселенную» («Повесть временных лет») 2. Методическое обеспечение:
«Литература. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-составитель Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012. 3. Форма проведения
Урок-игра «Знаем литературу» в системе уроков литературы в 6 классе занимает позицию в конце учебного года, то есть является завершающим (обобщающим). Технология игры (в нашем случае – дидактической и театрализованной) в такой ситуации является самой удачной, поскольку реализует следующие цели:
- повысить интерес к изучению предмета;
- позволяет в нетрадиционной форме провести контроль усвоения материала, пройденного в течение года, а также контроль сформированности умений и навыков;
- развивать творческие способности обучающихся, увлечь их работой над ролями;
- актуализировать знания обучающихся, побудить их к углублённому осмыслению прочитанного;
- выработать навыки и умения использования знаний на практике;
- активизирует различные виды общения;
- реализовать межпредметные и предметные связи (с русским языком). 4. Оборудование:
- компьютер, проектор;
- 5 колец;
- мишень. 5. Ход урока. Вступительное слово учителя-ведущего. Играют три команды: «Красные», «Синие», «Жёлтые». 6 туров. Победа и призы ждут тех, кто наберёт большее количество баллов. Проведение игры
1 тур «Поединок капитанов»
Капитанам предлагается три кольца, которые по очереди нужно бросать на стену- мишень. Каждое попадание гарантирует подсказку болельщиков. Одновременно с бросанием колец капитан отвечает на вопросы ведущего. Каждый правильный ответ приносит команде балл. Максимальное количество баллов – 5. Вопросы для команд
Назовите автора произведения
«Волк на псарне»
| «Руслан и Людмила»
| «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
| «Повесть о разорении Рязани Батыем»
| «Ворона и лисица»
| «Вождь краснокожих»
| «Светлана»
| «Вечера на хуторе близ Диканьки»
| «Тапёр»
| «Кладовая солнца»
| «Конь с розовой гривой»
| «Тарас Бульба»
| «В дурном обществе»
| «Толстый и тонкий»
| «Волк и ягнёнок»
|
2 тур «История литературы»
Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета. Красное – лёгкий вопрос (3 балла), жёлтое – средней сложности (4 балла), синее – сложный вопрос (5 баллов). На раздумывание – 30 секунд. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.
Команда\сложность
| «Красные»
| «Синие»
| «Жёлтые»
| Сложный
| На каких библейских персонажей ссылается О. Генри в своей новелле «Дары волхвов»?
| Под каким именем прославился Алкид - сын древнегреческого бога Зевса?
| Чем заканчивается «Повесть временных лет»?
| Средний
| Назовите два центральных христианских символа «Поучения Владимира Мономаха».
| Какое имя придумала себе заглавная героиня повести Пушкина «Барышня-крестьянка»?
| Кому посвящено самое задушевное произведение Жуковского?
| Лёгкий
| Кто такой Авгий?
| Кто такой Геракл?
| Как звали отца Зевса и кем он был?
|
3 тур «Блиц-эрудит»
За 30 секунд команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Один вопрос – один балл. Максимальное количество баллов – 10.
Под видом животных Крылов изображал… (людей)
| Кто автор фольклора? (народ)
| Лирика, эпос… назовите третий род литературы. (драма)
| Что легло в основу сказок Пушкина? (русские народные)
| Созвучное окончание двух строк называется… (рифма)
| Кто отец Геракла? (Зевс)
| Этот богатырь смог ходить в 33 года. (Илья Муромец)
| Аллегория лежит в основе… (басни)
| Какой приём использовал Бунин в строчке «Буря плачет у окна»? (олицетворение)
| На каком острове построил дворец Гвидон? (Буян)
| В каком произведении есть персонаж по имени Владимир? («Дубровский»)
| Обязательный троп в басне… (аллегория)
| Героев какого рассказа Толстого называют «джигит» и «смирный»? («Кавказский пленник»)
| Гоголь создавал свои произведения в первой половине какого века? (19)
| Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
| Иносказательное изображение отвлечённого понятия. (аллегория)
| Назови имена сыновей Тараса Бульбы. (Остап и Андрий)
| Автор «Одиссеи»… (Гомер)
| Кто такая Гера? (богиня Земли)
| Назовите предмет любви Владимира Дубровского. (Маша Троекурова)
| Где происходит действие рассказа «Толстый и тонкий»? (на вокзале)
| Родиной Одиссея является… (Итака)
| Определите стихотворный размер: «Как весел грохот летних бурь…» (Тютчев) (ямб)
| Как называлось имение Дубровских? (Кистенёвка)
| Где встретился Маленький принц с писателем? (в пустыне Сахара)
| Маленький принц оставил на своей планете… (розу)
| Закончите известное высказывание «Мы в ответе за тех…» (кого приручили)
| Рассказ «Лапти» написал… (Бунин)
| Кто такой Кербер? (пёс-охранник из царства Аида)
| Победители на Олимпийских играх получают в награду… (лавровый венок)
|
4 тур «Загадки русской словесности»
Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета – область знаний. Красное – фразеология, жёлтое – грамматика, синее – литература. На раздумывание – 30 секунд. Максимальное количество баллов – 6. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.
Команда\область знаний
| «Красные»
| «Синие»
| «Жёлтые»
| Фразеология
| Найдите в русском языке фразеологизм, синонимичный армянской пословице: тонущий в море и за пену морскую хватается.
| Выражение шутка сказать мы употребляем, когда хотим привлечь внимание собеседника к чему-то неожиданно значимому (ты себе представляешь?!). Но если существительное шутка зависит от глагола сказать, то почему оно стоит в Им., а не в Вин. падеже?
| Есть в русском языке фразеологические выражения пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и что различного в их значениях?
| Грамматика
| Сколько букв и сколько звуков в слове коллекция?
| Ниже привоится ряд существительных в форме мн. ч. Ответьте, какая форма выпадает из этого ряда и почему? Отруби, отходы, отбросы, помои, опилки, осколки, ошмётки, объедки.
| Есть ли среди следующих существительных одушевлённые: труп, покойник, мертвец?
| Литература
| Капитон, Татьяна, Герасим, Каштанка, барыня. Назовите само произведение и лишнее для этого произведения слово.
| В книге Чуковского «От двух до пяти» приводится такой разговор маленькой девочки с няней:
- Няня, что это за рай такой?
- А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…
- Понимаю: рай – это компот.
Одно из слов здесь употреблено грамматически не совсем правильно. Какое именно?
| - Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила (Н. Носов «Фантазёры»).
Что за части речи – бац и цап?
|
Ответы.
Фразеология. 1. Утопающий и за соломинку хватается. 2. В выражении шутка сказать сохранилась как исключение древняя синтаксическая конструкция: именительный падеж объекта при независимом инфинитиве. В некоторых русских диалектах до сих пор встречаются обороты типа баня топить, лодка смолить. Нынче в литературном языке на этом месте регулярно употребляется форма винительного. 3. Оба выражения употребляются по отношению к человеку, который прошёл через какие-то жизненные испытания, опасности, передряги… Но в результате этих испытаний один человек стал боязливым и осторожным – его-то и называют пуганой вороной, а другой закалился и приобрёл опыт; про него говорят: стреляный воробей.
Грамматика. 1. 9 и 9. 2. Осколки. Это слово имеет и обычную форму единственного числа – осколок. Остальные же существительные употребляются, как правило, в форме множественного числа. 3. Грамматическая одушевлённость – условная категория и не совпадает с признаками «быть живым», «иметь душу». У слов мужского рода (а также женского множественного числа) должна быть особая форма винительного, отличающаяся от именительного. С этой точки зрения покойник и мертвец – одушевлённые существительные (я видел покойника, мертвеца), а труп – неодушевленное (я видел труп).
Литература. 1. Тургенев «Муму», Каштанка. 2. Слова бац и цап своей неизменяемость напоминают междометия. Но они представляют собой глагольные корни, обозначают действия и в предложении выполняют функцию сказуемого, кроме того, имеют при себе зависимые слова. Справедливо считать их особым промежуточным классом – классом глагольных междометий, обозначающих мгновенные действия. 3. Черешни. Слово черешня в русском языке обозначает, во-первых, плодовое дерево, а во-вторых, плоды этого дерева – обычно в собирательном значении. А собирательные существительные (детвора) множественного числа не имеют. 5 тур «Язык художественной литературы»
Три кольца, которые кидает участник от каждой команды, попадают на поле определённого цвета. Красное – лёгкий вопрос (4 балла), жёлтое – средней сложности (5 балла), синее – сложный вопрос (6 баллов). На раздумывание – 30 секунд. Если ответ дан с подсказки болельщиков, то команда получает 1 балл.
Команда\сложность
| «Красные»
| «Синие»
| «Жёлтые»
| Сложный
| «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Вспомните настоящее имя героя.
| «Повадилась лиса кур воровать…»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- А что значит повадилась?
| «Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни…»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Какое внутренне состояние героя выражает пейзаж?
| Средний
| «Вечно холодные, вечно свободные\Нет у вас родины, нет вам изгнания»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Какое событие в жизни поэта стало поводом для написания стихотворения?
| «Каждый идёь своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Какова основная проблема произведения? Какова авторская позиция?
| «А царица молодая,\Дела вдаль не отлагая,\С первой ночи понесла»,
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Что она понесла?
| Лёгкий
| «Дурачина ты, простофиля!»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- В какой известной прибаутке встречается слово дурачина? Это одно и то же слово?
| «Начинается ругань... А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки... Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах.».
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- К каким произведениям автора правомерно отнести этот рассказ?
| «Подруга дней моих суровых,\Голубка дряхлая моя!..»
- Назовите произведение.
- Назовите автора.
- Кому посвящено стихотворение?
|
6 тур «Мастерская слова»
Каждая команда подготовила инсценировку басни Сергея Михалкова «Осторожные козлы». Однако первая команда – в жанре комедии, вторая – в жанре трагедии, а третья – в жанре театральной драмы. Жюри оценивает постановку по трём критериям:
- соответствие жанру;
- качество речи;
- выразительность актёрской игры.
Максимальное количество баллов – 2+2+2=6. 6. Подведение итогов.
Участники и победитель получают дипломы и книги в подарок. |