Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для





Скачать 335.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для
страница1/4
Дата публикации14.01.2015
Размер335.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Изменения, внесенные в программу: рабочая программа соответствует авторской, изменения отсутствуют

Используемый учебно-методический комплект:

  • Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

  • Меркин Г.С. Литература 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях-«Русское слово», Москва 2009

  • Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 8 класса. М.:Русское слово, 2008

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 8 классе 70 часов (2 часа в неделю). Планированием предусмотрены 4 классных контрольных сочинений, 1 домашнее.

Формы организации учебного процесса

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление;

-умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форм результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.

Устно: выразите6льное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов—подробный, выборочный, от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста)— главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.

Подготовка характеристики героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.

Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)

Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки—на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг

Учебно-тематическое планирование курса литературы 8 класс



Раздел, тема

Количество часов

Введение

1

Из устного народного творчества

2

Из древнерусской литературы

4

Из литературы XVIII века

4

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга

А.С.ПУШКИН

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Н.В. ГОГОЛЬ

И.С. ТУРГЕНЕВ

Н.А. НЕКРАСОВ

А.А.ФЕТ

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Л.Н. ТОЛСТОЙ

28

3

7

4

5

3

1

1

2

3

Из литературы XX века

М.ГОРЬКИЙ

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Сатира начала ХХ века

Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ

В.П. АСТАФЬЕВ

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

В.Г.Распутин

12

2

1

1

1

2

2

4

Из зарубежной литературы

4

Итоговый урок

Внеклассное чтение

1

4

Контрольные работы – 10 часов

Классное сочинение – 4

Домашнее сочинение - 1


7

1

Всего 70 часов

70
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса...
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 11 класса...
Программа предназначена для изучения литературы в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчёта 3 часа в неделю (102ч.)
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку...
Лекция введение. Назначение и состав методологий внедрения информационных систем 4
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПрограмма по литературе для 10 класса создана на основе федерального...
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для  iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск