МОУ «Должанская ООШ»
Согласовано
Руководитель МО
__________Федорященко Т.В. Протокол № ___ от «____»____________2013 г.
| Рассмотрено
На заседании
педагогического совета №____от «____»____________2013 г.
| Утверждаю
Директор МОУ «Должанская ООШ»
________Ломакина Т.М. Приказ № ___от
«___»____________2013 г.
|
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
Ломакиной Татьяны Михайловны
по учебному предмету «Литература»
5 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства
Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2012-2013 уч. году
Изменений, внесённых в программу, нет.
В состав УМК входит учебник (Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 4: из них классных сочинений – 3, домашних - 1 Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Формы организации учебного процесса_ это сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки ролевой и деловой игры, викторины, олимпиадныезволяющие выявить одарённых детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению литературе
Формы текущего контролдя знаний в 5 классе: индивидуальный устный опрос, фронтальный опросЮ, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, чтение наизусть стихотворных текстов, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературы 5 класса ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико – литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
определять род и жанр литературного произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе произведений; сочинения по изученному произведению;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Календарно - тематическое планирование уроков литературы в
5 классе
на 2013-2014 учебный год количество часов на год: 70 количество письменных контрольных
сочинений: 4
в неделю: 2 часа классных - 3, домашних – 1
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Дата проведения
| Примечание
| Планир
сроки.
| Фактич
| 1
| Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
| 1
|
|
|
|
2
3
4
| Из мифологии. Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах. «Рождение Зевса», «Олимп» Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на стороне циклопов. Полифем» Мифы древних славян как форма познания действительности «Рождение мира»
| 3 1
1
1
|
|
|
|
5
6
7
8
| Из устного народного творчества Загадки как малый фольклорный жанр. Пословицы и поговорки русского народа.
Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка» Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
Сюжет и реальная основа в бытовые сказке «Чего на свете не бывает»
| 6 1
1
1
1
|
|
|
| 9
10
| Р/р Классное сочинение «Мой любимый сказочный герой»
Вн.чт. В гостях у сказки
| 1
1
|
|
|
| 11
12
|
Из древнерусской литературы
О литературе Древней Руси. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий, щек и Хорив», «Дань хазарам».
|
2 1
1
|
|
|
|
|
|
13 14
15
16
17
| Из басен народов мира Раскрытие характеров персонажей в басне Эзопа «Ворон и Лисица».
Сравнение басни Эзопа «Лисица и виноград» и басни Жана де Лафонтена «Лисица и виноград» Русские баснописцы XYIII в. Нравственная проблематика и злободневность русских басен. И.А.Крылов -великий русский баснописец. Сатирическое и нравоучительное в баснях. Образный мир басен И.А.Крылова. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика басен.
| 5 1 1
1
1
1
|
|
|
|
18 19
20
21
22
23
24
| Из литературы XIX века А.С.Пушкин. Детские годы поэта. «Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - прямая наследница народной» Беззащитность добра и агрессивность зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Сказочные элементы, богатство выразительных средств в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
Сказочные традиции в поэме
А. Пушкина
«Руслан и Людмила».
В мире пушкинских стихотворений о природе: «Зимняя дорога», «Бесы». Р/р Классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина
| 27 1 1
1
1
1 1
1
|
|
|
|
|
|
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36 37
38 39
40
41
42
43 44
| Поэзия XIX века о родной природе. Выразительное чтение и анализ стихотворений П.А.Вяземского, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского. Р./р. Обучение анализу поэтического текста М.Ю.Лермонтов. История создания стихотворения «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» Н.В.Гоголь и его художественный мир. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести «Ночь перед Рождеством» славянских преданий и легенд. Реальное и фантастическое в сюжете повести. Сочетание лиризма и юмора в повести «Ночь перед Рождеством» И.С.Тургенев. Обличение крепостного права в рассказе «Муму». Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Стихотворения И.С.Тургенева в прозе. «Воробей», «Русский язык». Вн.чт. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня». Темы крестьянской жизни.
Тема детства в стихотворении
Н..А.. Некрасова «Крестьянские дети».
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
|
-
| Основная тема стихотворения Н..А.. Некрасова «Тройка» Т.Л. Законы стихосложения Л.Н.Толстой.«Кавказский пленник». Своеобразие сюжета. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Р/р Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»?
| 1
1 1
1
1
1
1 1
|
|
|
| А.П.Чехов «Злоумышленник». Тема рассказа. Юмор в рассказе Вн. чтение по рассказам А.П.Чехова. Р./р. Написание юмористического рассказа
|
45
46
47
48
49 50
51
| | |