посещение учреждений культуры
(филармоний
, театров
, концертных залов
, музеев и др
.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Первый класс. (Срок обучения шесть лет).
В первом полугодии два зачёта, во втором два зачёта. Аудиторные занятия 2 часа в неделю, консультации 8 часов в год. Минорные и мажорные гаммы в одну октаву. Работа над постановкой корпуса, губ, рук, исполнительского дыхания. Гаммы на дтш, легато. 5-10 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список.
Должиков Ю. Этюды №№1-16 (по выбору).
Платонов Н. Упражнения №№1-18 (по выбору).
Сборник лёгких пьес для флейты.Спб., 1982.
Школа игры на флейте. Платонов Н. М., 1983.
25 легких пьес для флейты. Яковлева М. Спб., 2012.
Пьесы ля начинающих. Вавилина - Мравинская А. Спб., 1998.
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. М., 2004.
Пьесы.
Р.Н.П. Степь да степь кругом.
Во поле берёза стояла.
Как под горкой, под горой.
Ч.Н.П. Пастушок
Чайковский П. Зелёное моё ты, виноградье.
Старинная французская песенка.
Бекман Л. Ёлочка.
Дунаевский И. Колыбельная .
Бах И. Песня.
Бетховен. Л. Немецкий танец. Экосез. Аллегретто.
Моцарт В. Майская песня. Менуэт.
Французская детская песенка.
Шуберт Ф. Вальс. Романс.
Люлли. Ж. Песенка. Менуэт.
Рамо Ж. Ригодон.
Гедике Г. Танец.
Тиличеева Е. Вальс.
Аллерн С. Вальс - мюзетт.
Потоловский Н. Охотник.
Кабалевский. Д. Серенада красавиц.
Александров А. Чешская мелодия.
Примерный переводной экзамен.
1 вариант.
Ч.Н.П. Пастушок.
Моцарт В. Французская детская песенка.
2 вариант.
Дунаевский Д. Колыбельная. Рамо Ж. Ригодон.
Второй класс.
Два зачёта в первом полугодии и экзамен во втором. Аудиторные занятия 2 часа в неделю, 8 часов консультаций в год. Мажорные и минорные гаммы, трезвучия , арпеджио в тональностях до одного знака в среднем темпе. Хроматическая гамма (исполняется штрихами дтш и легато). 5-10 этюдов, 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список.
Должиков Ю. Этюды. (по выбору).
Кёллер Э. Десять этюдов. №№1-6.
Платонов Н. Этюды (по выбору).
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. 2004.
25 лёгких пьес для флейты и фортепьяно. Спб., 2013.
Хрестоматия. Корнеев А. М., 2004.
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов. Семёнова Н. Спб.. 1993.
Пьесы
Бакланова Н. Хоровод.
Глинка М. Жаворонок.
Гречанинов. А. Вальс. Грустная песенка.
Чайковский П. Немецкая песенка. Сладкая грёза.
Старинная французская песенка. Полка.
Шостакович Д. Вальс-шутка. Шарманка.
Вивальди. Д . Отрывок из Маленькой симфонии.
Гайдн Й. Анданте. Менуэт. Немецкий танец.
Корелли. А. Сарабанда.
Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта».
Аллегретто. Вальс. Менуэт.
Шуман Р. Смелый наездник. Весёлый крестьянин.
Гендель. Г. Бурре.
Рамо. Ж. Тамбурин.
Сенисало Г. 2-я миниатюра.
Моцарт В. Игра детей.
Мах Ст. Танец.
Перголези Дх. Ах, зачем я не лужайка.
Глюк К. Весёлый хоровод.
Шостакович Д. Шарманка.
Гассе И. Менуэт.
И.Н.П. Санта лючия..
А.Н.П. Весёлый мельник.
П.Н.П. Милая Касенька.
Градески Э. По дороге домой из школы.
Орик Ж. Вальс. У старой мельницы.
Листов К. Севастопольский вальс.
Мендел Дж. Тень твоей улыбки.
Эрмоса У. Ламбада.
Карнелюк И. Город, которого нет.
Глинка М. Ах ты, ночь ли, ноченька.
Чайковский Б. Песенка кота.
Бендицкий А. Танец.
Примерная программа экзамена.
1 вариант.
Чайковский П. Сладкая грёза.
Бакланова Н. Хоровод.
2 вариант.
Моцарт В. Игра детей.
Шостакович Д. Вальс-шутка.
Третий класс.
Аудиторные занятия 2 часа в неделю. Консультации 8 часов год. За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта в первом полугодии, и два во втором. Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до 2-х знаков в умеренном темпе. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами дтш и легато). 5-10 этюдов (по нотам). 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список.
74 этюда. Тетрадь №1 (по выбору). Б., 1980.
15 этюдов для флейты (по выбору) Кёллер Э.М., 1947.
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов. Семёнова Н. Спб., 1993.
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. М., 1987.
Хрестоматия для флейты. Корнеев А. М., 2004.
Пьесы.
Гайдн Й. Анданте.
Люлли Ж. Гавот.
Гендель Г. Сарабанда.
Пёрсел Н. Ария.
Моцарт В. Аллегретто.
Куперен. Ф. Рондо.
Бах. И. Менуэт.
Данкла Ш. Романс.
Бонончини Д. Рондо.
Корелли А. Гавот.
Реггер М. Резвость.
Чайковский П. Вальс.
Глинка М. Чувство.
Мусоргский М. Слеза.
Верстовский А. Мазурка.
Прокофьев С. Гавот .Марш.
Шостакович Д. Танец из балетной сюиты.
Кабалевский Д. Клоуны.
Рубинштейн А. Мелодия.
Хренников Т. Вальс. Романс. Три прелюдии.
Казенин В. Танец старых кукол.
Блок В. Московская полька.
Р.Н.П. Обр. Н. Горлова. Вышло солнце за оконце.
Жилинский А. Маленькая танцовщица.
Жилин А. Вальс.
1 вариант.
Моцарт В. Аллегретто.
Чайковский П. Вальс.
2 вариант. Данкла Ш. Романс. Блок В. Московская полька.
Четвёртый класс.
Аудиторные занятия 2 час в неделю, консультаций 8 часов в год. За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта в первом полугодии и два во втором. Гаммы в тональностях до трёх знаков, в том числе доминантовый и вводный септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы. 10-15 этюдов (по нотам). 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список.
74 этюда. Тетрадь №1 (по выбору). Б., 1980.
15 этюдов для флейты (по выбору) Кёллер Э.М., 1947.
30 этюдов для флейты (по выбору).Платонов Н. М., 1946.
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов. Семёнова Н. Спб., 1993.
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. М., 1987.
Хрестоматия для флейты. Корнеев А. М., 2004.
Флейтовая музыка.Б., 1971.
Педагогический репертуар для флейты Должикова Ю. М.. 2004.
Школа игры на флейте. Платонов Н.
Сборник пьес для флейты. Певзнер С. М., 1965.
Пьесы.
Бах. И. Два менуэта.
Блаве М. Сицилиана.
Дэрвелуа Л. Марш.
Платти. Д. Соната.
Кванц И. Прелюдия и гавот.
Боккерини Л. Три менуэта.
Гендель Г. Сонаты №№2,3.
Лойе Ж. Соната си минор.
Ваньхаль Я. Престо.
Гретри А. Мюзетт.
Балакирев М. Полька.
Аренский А. Незабудка.
Чайковский П. Баркарола.
Глинка М. Кадриль. Мазурка.
Иипполитов- Иванов М. Мелодия.
Рубинштейн А. Мелодия.
Лысенко Н. Две у.н.п.
Прокофьев С. Марш. Вечер.
Верстовский А Мазурка.
Шопен Ф. Этюд.
Цыбин В. Старинный немецкий танец.
Чиняков А. Вариации на тему у.н.п. «Как под вишнею».
Должиков Ю. Элегия.
Гордон Я. Колыбельная.
Примерная программа зачёта.
1 вариант.
Боккерини Л. Менуэт.
Ипполитов - Иванов М. Мелодия.
2 вариант.
Блаве М. Сицилиана.
Прокофьев С. Марш.
Пятый класс.
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю, консультации 8 часов в год. Учащиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение преподавателя.Два зачёта в первом и два во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы в тональностях до 4-х знаков, в том числе септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в тональностях (дтш и легато). 10-15 этюдов (по нотам). 4 пьесы и одно произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список.
74 этюда. Тетрадь №1 (по выбору). Б., 1980.
15 этюдов для флейты (по выбору) Кёллер Э.М., 1947.
30 этюдов для флейты (по выбору).Платонов Н. М., 1946.
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов. Семёнова Н. Спб., 1993.
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. М., 1987.
Хрестоматия для флейты. Корнеев А. М., 2004.
Флейтовая музыка.Б., 1971.
Педагогический репертуар для флейты Должикова Ю. М.. 2004.
Школа игры на флейте. Платонов Н.
Сборник пьес для флейты. Певзнер С. М., 1965.
Пьесы.
Бах В. Рондо.
Бах И. Гавот из «Английской сюиты №3».
Лойе Ж-Б. Соната си минор оп3 №10, оп4 №2.
Гендель Г. Соната.
Ванхаль Я. Престо.
Марчелло Б. Аллегро.
Винчи Л. Адажио и аллегро из сонаты ре минор.
Боккерини Л. Менуэт.
Госсек Ф. Тамбурин.
Мендельсон Ф. Весенняя песня.
Шуберт Ш. Музыкальный момент.
Дебюсси К. Девушка с волосами цвета льна.
Допплер Ф. Андантино.
Чайковский П. Мелодия. Баркарола.
Мусоргский М. Гопак. Слеза.
Глинка М. Мазурка. Чувство.
Лядов А. Прелюдия.
Даргомыжский А. Душечка-девица.
Рахманинов С. Итальянская полька.
Аренский А. Незабудка.
Балакирев М. Полька.
Верстовский А. Мазурка.
Шостакович Д. Прелюдия. Танец из балетной сюиты.
Спендиаров А. Колыбельная.
Фомин Н. Балетная сцена.
Хренников Т. Три прелюдии. Вальс. Полька.
Раков Н. Сонатина.
Цыбин. В. Старинный немецкий танец.
Должиков Ю. Русская сюита. Элегия.
Эрас Х. Простая соната.
Кванц И. Ариозо и Аллегро.
Винчи Л. Адажио и Аллегро.
Чиняков А. Вариации на тему у.н.п №Как под вишнею».
Лысенко Н. Две у. н.песни с вариациями.
1 вариант.
Марчелло Б. Аллегро.
Аренский А. Незабудка.
2 вариант.
Дебюсси К. Девушка с волосами цвета льна.
Хренников Т. Полька.
Кванц И. Ариозо и престо.
Шестой класс.
Учащиеся продолжают обучение в шестом классе. Играют в учебном году зачёт и выпускной экзамен. Мажорные и минорные гаммы до пяти знаков. Знакомство с тональностями до семи знаков. 15-20 этюдов. 4 пьесы и 1 крупная форма. Мажорные и минорные гаммы в тональностях др 5 знаков, в т.ч септаккорды и их обращения исполнять в подвижном темпе. 10-15 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список.
74 этюда. Тетрадь №1 (по выбору). Б., 1980.
15 этюдов для флейты (по выбору) Кёллер Э.М., 1947.
30 этюдов для флейты (по выбору).Платонов Н. М., 1946.
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов. Семёнова Н. Спб., 1993.
Нотная папка флейтиста №1. Должиков Ю. М., 1987.
Хрестоматия для флейты. Корнеев А. М., 2004.
Флейтовая музыка.Б., 1971.
Педагогический репертуар для флейты Должикова Ю. М.. 2004.
Школа игры на флейте. Платонов Н.
Сборник пьес для флейты. Певзнер С. М., 1965.
Школа артикуляции. Упражнения и этюды. Марсель Муаз. Спб., 1999.
Пьесы.
Ваньхаль Я. Менуэт с вариациями.
Телеман Ф. Кантабиле и Аллегро.
Лойе Ж. Соната.
Гендель Г. Сонаты №№2,3.
Глюк К. Мелодия.
Рослер-Росетти. Ф. Концерт ре мажор.
Беллинциани Б. Соната№5.
Платти Д. Соната ми минор.
Фигнер Ф. Соната.
Госсек. Тамбурин.
Дворжак А. Юмореска.
Дебюсси К. Маленький пастух.
Мендельсон Ф. Весенняя песня.
Андерсен И. Колыбельная.
Григ Э. Танец змеи.
Металлиди Ж. Вальс.
Глиэр. Р. Вальс.
Шуберт Ф. Баркарола.
Чайковский П. Подснежник. Песня без слов.
Римский - Корсаков Н. Песня индийского гостя.
Мусргский М. Гопак.
Лядов А. Вальс.Прелюдия.
Алябьев А. Соловей.
Прокофьев С. Вальс.
Платонов Н. Вариации на р.н.тему.
Сапаров Ала танго.
Раков Н. Соната.
1 вариант.
Телеман Г-Ф. Кантабиле и Аллегро.
Мусоргский М. Гопак.
Андерсен И. Колыбельная.
2 вариант.
Раков Н. Соната.
Григ. Э. Танец змеи.
Сапаров. Ала танго.
Требования к выпускной программе.
На выпускном экзамене учащийся может сыграть крупную форму и пьесу
или крупную форму и две пьесы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает
:- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для флейты, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей флейты;
знание профессиональной терминологии; наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
4. Формы и методы контроля
, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Итоговая аттестация
(выпускной экзамен
) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.