Скачать 283.68 Kb.
|
Муниципальное бюджетное Утверждена: образовательное учреждение дополнительного образования ______________ детей «Тюлячинская детская школа искусств» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан Предмет « Специальный инструмент ( баян)» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН (пятилетний срок обучения) Срок реализации программы Составитель: Халиуллин Фидаис Зиннатуллович С.Тюлячи, 2012 год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………….… .3 Учебно-тематический план…………………………………………………..……..6 Содержание тем учебного курса……………………………………………………9 Требования к уровню подготовки обучающихся………………………….…..…16 Литература и материально-технические средства обучения………………………17 1. Пояснительная записка Создание данной рабочей программы обусловлено необходимостью применения новых форм и методов преподавания в современных условиях. Учитывая, что подавляющее большинство детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, учебная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к культуре, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на баяне. Цель данного курса – овладение игрой на баяне, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. Основные задачи: Развивающие: Развитие музыкальных способностей (слух, память, ритм); Развитие творческих способностей; Развитие усидчивости, терпения, мышления. Обучающие: Знакомство с нотной грамотой; Приобретение основных исполнительских навыков игры на инструменте; Приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования; Приобретение навыков самостоятельной работы над произведением; Овладение основами аккомпанемента. Воспитывающие: Воспитание культуры личности; Эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Основной принцип работы: актуальность и профессионализм. Учитывая, что в детской школе искусств обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Одна из главных задач урока – добиться развития игровых навыков и художественных представлений учащихся. Постоянной заботой педагога должна быть организация правильных игровых движений ученика, контроль за правильной, естественной посадкой. Нужно постоянно воспитывать внимательное осознанное отношение к аппликатуре, которая диктуется художественно – выразительными задачами музыкального произведения и техническими трудностями. С первых же уроков необходимо приучать ученика внимательно и точно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности. Не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. Развитие техники исполнения должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию пальцевой беглости, чёткости и т. д. способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произведения русских, советских и зарубежных композиторов, полифонические произведения, обработки народных песен и танцев. При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям. Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответсвующими по степени трудности возможностям учащегося. Следует также прививать ученикам любовь к сценическим выступлениям, чтобы они могли выступать на классных, школьных, городских концертах. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на баяне, служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой. Важным элементом обучения является контроль и учёт знаний. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Оценки по пятибалльной системе выставляются в журнал и дневник. Промежуточная аттестация определяет степень освоения учеником учебных задач на данном этапе. Она проводится несколько раз в год. 1. В первом полугодии (декабрь) на зачёте с оценкой за исполнение учащийся должен сыграть три разнохарактерных произведения по выбору преподавателя по специальности (этюд и две пьесы). В конце второго полугодия (май) учащийся сдаёт переводной экзамен (этюд и две пьесы, желательно одну полифоническую). Технический зачёт у учащихся 2-4 классов проводится в феврале. 2. Итоговая аттестация (выпускной экзамен) проводится в пятом классе и определяет уровень овладения учеником комплекса технических и художественных задач. На выпускном экзамене учащийся исполняет экзаменационную программу, состоящую из 4 произведений. Прослушивания выпускных программ учащихся 5 класса проводится в конце первого полугодия ( декабрь) и во втором ( апрель) без оценки за исполнение. Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на инструменте. На основе большого количества пройденного музыкального материала, у ученика закрепляются изученные технические приёмы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребёнок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения. Ученик должен уметь играть по слуху, подбирать аккомпанементы к песням, самостоятельно разучивать понравившиеся произведения по нотам. Рабочая программа ориентирована на использование: 1. О. Агафонов, П. Лондонов, Ю. Соловьёв. Самоучитель игры на баяне. Учебное пособие, - М. 1972. 2.Ю. Акимов. Школа игры на баяне. Учебное пособие, - М.,1989. 3. А. Судариков. Основы начального обучения игры на баяне. Методическое пособие. – М., 1978.
1 год обучения. 2 год обучения
|
Рабочая программа дисциплины «бухгалтерское дело» Рабочая программа предназначена для преподавания специальной дисциплины федерального компонента студентам очной и заочной форм обучения... | Щёлковского муниципального района московской области Своё происхождение баян как музыкальный инструмент ведёт от гармони. Официально баян появился в России в 1907 году | ||
Рабочая программа дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания специальной дисциплины федерального компонента по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский... | Рабочая программа дисциплины «гидравлика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения в 4 семестр, заочной формы обучения в... | ||
Рабочая программа дисциплины «контроль и ревизия» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента специальности 080109. 65... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный план второй ступени образования «Основная школа» ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ... | ||
Рабочая программа дисциплины «история бухгалтерского учета» Рабочая программа предназначена для преподавания специальной дисциплины вузовского компонента студентам специальности 080109. 65... | Рабочая программа дисциплины «бухгалтерская мысль и балансоведение» Рабочая программа предназначена для преподавания специальной дисциплины вузовского компонента студентам специальности 080109. 65... | ||
Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности... Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения 5 лет | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (опд) студентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «методика обучения изобразительной... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла студентам заочной формы обучения (сокращенная... | ||
Рабочая программа дисциплины «Немецкий язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла б 3 студентам... | Рабочая программа дисциплины «Немецкий язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла б 3 студентам... | ||
Андское сообщество (АС) В настоящее время в его состав входят пять стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор (в апреле 2006 г президент Венесуэлы... | Основная образовательная программа по специальности 270802 «Строительство... Нормативный срок обучения: на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев, на базе основного общего образования... |