Скачать 331.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра бухгалтерского учета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «БУХГАЛТЕРСКАЯ МЫСЛЬ И БАЛАНСОВЕДЕНИЕ»Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» Факультет: «Экономика и право», заочное обучение Форма обучения: очная, заочная Бузулук 2011 Рецензент к.э.н., доцент БГТИ (филиал) ОГУ Давидян Ю. И. Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» /сост. Банникова Е.А. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 22с. Рабочая программа предназначена для преподавания специальной дисциплины вузовского компонента студентам специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения (полный срок) в 6 семестре и заочной формы обучения (сокращенный срок) в 6 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 181 от 17.03.2000. Рабочая программа составлена с учетом обязательного минимума к содержанию дисциплины, утвержденного на заседании кафедры бухгалтерского учета, протокол №1 от 29.08.2011 г. Составитель ____________________ Е.А. Банникова 28.08.2011г.
Содержание
1 Цель и задачи дисциплины В результате изучения дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» студент должен: 1) иметь представление: - о предмете и методах балансоведения; - о этапах развития бухгалтерского учета (эволюции бухгалтерской мысли); - о историческом процессе создания балансоведения; о преемственности идей европейских школ бухгалтерского учета и российской национальной школы; - о формировании новой учетной профессии XXI века; - об основных концепциях балансовых отчетов; - о принципах составления ликвидационно-бухгалтерских проводок. 2) знать: - структуру современного бухгалтерского учета; - теорию и практику учета в ведущих странах мира; - историю развития учета в России, включая дореволюционный, советский и современный периоды; - возможности применения международного опыта в условиях российского бухгалтерского учета; - методы определения рыночной стоимости активов фирмы; - экономический механизм составления ликвидационного баланса; - методику составления динамических, статистических, налоговых и актуализированных балансов. 3) уметь: - анализировать современные балансовые системы различных стран; - использовать в практике работы предприятий балансы различных видов; - принимать экономические решения на основе ликвидационных и нулевых балансов; - использовать информационный потенциал финансовой отчетности для принятия решений в макроэкономических расчетах. 2 Место дисциплины в учебном процессе Курс входит в число специальных дисциплин федерального компонента, включенных в учебный план по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по выбору студента. Цель изучения дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» заключается в том, чтобы сформировать у будущих специалистов представление об одном из самых перспективных и новейших направлений в учете - балансоведении; рассмотреть вопросы использования в практике работы предприятий балансов различных типов, международный опыт эволюцию бухгалтерский мысли; синтезировать полученные знания и навыки для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Промежуточная оценка знаний и умений студентов очной формы обучения производится с помощью набора тестовых заданий (рейтинговый контроль знаний - 2 раза в семестре), которые включают в себя основные вопросы курса. Итоговый контроль в виде зачета предусмотрен в шестом семестре. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Бухгалтерская мысль и балансоведение» являются:
Вместе с тем, курс «Бухгалтерская мысль и балансоведение» является основополагающим для изучения специальных дисциплин:
3 Организационно-методические данные дисциплины
4 Содержание дисциплины 4.1 Выписка из протокола №1 от 30.08.2011 г. заседания кафедры об утверждении обязательного минимума к содержанию дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» Сущность понятий «Бухгалтерская мысль» и «Балансоведение», Основные этапы развития бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет как наука. Структура современного бухгалтерского учета. Эволюция бухгалтерской мысли. Зарождение и распространение двойной бухгалтерии. Бухгалтерский учет в экономически развитых странах (XX века). Учет в России и СССР. Бухгалтерский учет XXI века. Развитие бухгалтерской мысли. Изменения в структуре бухгалтерского учета. Формирование новой профессии. Профессиональное суждение как средство регулирования бухгалтерского учета. Балансоведение как наука. Предмет и методы балансоведения. Основные концепции балансовых отчетов: статические, динамические, налоговые и актуализированные балансовые отчеты. Информационный анализ современных балансовых систем. Концепция российского бухгалтерского баланса. Структурное построение балансовых отчетов. Балансовые отчеты учетного оформления. Моделирование оценки активов балансовых отчетов. Резервная балансовая система. Современная практика составления ликвидационных и нулевых балансовых отчетов. 4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
5 Тематический план изучения дисциплины 5.1 Практические занятия
5.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература 6.1.1 Основная литература
6.1.2 Дополнительная литература
6.1.3 Периодическая литература Журналы:
Газеты:
6.1.4 Интернет-ресурсы
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 6.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий
6.2.2 Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий Справочные, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы «Консультант - плюс», «Гарант», «1-С: Бухгалтерия» и др. 6.2.3 Контрольные вопросы для самоподготовки Раздел 1 Введение, основные понятия Дайте определение следующих понятий: факт хозяйственной жизни, коллация, патримональный учет, камеральный учет, макроуровень, микроуровень, национальное счетоводство, бухгалтерская мысль, «балансоведение», финансовый учет, налоговый учет, управленческий учет, аудит, динамический баланс, статйтгский баланс. Почему бухгалтерский учет делят на различные виды? Что такое наука? Является ли наукой бухгалтерский учет? (ответ обосновать) Есть ли какой-то смысл в развитии учета? Какие причины предопределяют эволюцию бухгалтерской мысли? Возможно ли бухгалтерское право? Баланс - это элемент метода бухгалтерского учета или научная категория? Каким образом бухгалтерский учет создает факт хозяйственной жизни? Почему факт хозяйственной жизни - центральное понятие бухгалтерского учета? Что в бухгалтерском учете более важно: форма или содержание фактов хозяйственной жизни? Раздел 2 Эволюция бухгалтерской мысли Дайте определение следующих понятий: касса, кассир, капитулярий, камеральная бухгалтерия, аудитор, рецензия, справедливая цена, схоласты, схоластика, хронологически запись, систематическая запись, выборка, фиск. Что значит натуралистическая («зеркальная») концепция учета? Почему в Древнем Египте в случае претензий к учету наказывали бухгалтера (писца), а не руководителя работ? Почему в основе учета Древнего Египта лежала хронологическая запись, а в Месопотамии преобладала запись систематическая? Чем принципиально отличался бухгалтерский учет в Древнем Риме от учета в других регионах? Чем отличался учет в «командной экономике» Египта и Месопотамии от учета в «экономике рыночной» Греции и Рима? Что понимают под термином «римское право»? Почему учет нуждается в регламентации? Почему присяга в Средние века нередко принималась в качестве более надежного доказательства, чем письменный документ? Что означает потребительский характер хозяйства? Почему бухгалтер не должен выполнять обязанности кассира? Каковы особенности партионного учета и почему он был распространен в средневековье? В чем смысл справедливой цены и как она влияет на оценку имущества в бухгалтерском учете? Как во времена средневековья оценивали финансовую успешность работы предприятия? Раздел 3 Зарождение и распространение двойной бухгалтерии в Европе Дайте определение следующих понятий: регламентация, счет, проводка, корреспонденты, накладные расходы, дебиторы, кредиторы, агент, кладовщики, поставщики, экспортная оценка, классическая форма счетоводства, экономическая информация, учетный номинализм, полуфабрикат, номинал, собственник, оценка по себестоимости, карточки, смешанный учет, простой, попередельный, показный способы учета затрат, постоянные расходы, переменные расходы, скрытый резерв, скрытый источник. Почему первые книги посвященные двойной записи, были учебниками, а не теоретическими исследованиями? Почему равенство оборотов и сальдо названо постулатом, а не правилом? Почему лицо не может быть названо дебитором без уведомления, а кредитором - без согласия? Почему бухгалтерское равенство вытекающее из постулата Пачоли называется баланс? Что такое финансово-распределительные счета? Почему староитальянскую форму счетоводства называют венецианской? Почему Ж.Савари можно считать родоначальником современной системы регламентации учета? Как на практике производиится коллация? Какова практика применения карточек в современном учете? Актуально ли правило Дозарно для автоматизированных регистров учета? Почему справедливо правило Мендеса? Как в современных правилах ведения кассовых операций используются предложение Ларю? Почему итальянская форма счетоводства не допускала разделения труда в бухгалтерии? Почему большое количество счетов «губит» американскую форму счетоводства? В чем отличие экономической от юридической учетной концепции? В чем сходство и в чем различие персонификации и персонализации счетов? В чем заключаются основные идеи логисмографии? Как теория Бесты отражается в современных балансах? Чем отличается учение Дзаппы об активе как о ресурсах от традиционного представления об активе как о средствах? В чем отличие меновой теории двойной записи от балансовой? В чем отличие разделения учета на финансовый и управленческий от принятого в немецкой школе разделения на торговый и производственный? Какая из классификаций ближе русской традиции? Чем балансоведение отличается от экономического анализа? В чем смысл постулата Пизани? Позволяет ли баланс одновременно выявлять финансовый результат и оценивать имущество? Совместимы ли эти цели? Раздел 4 Бухгалтерский учет в экономически развитых странах (ХХ век) Дайте определение следующих понятий: контология, агент, органология, семантика, статистика, персоналисты, институалисты, капитальное уравнение, доход, расход, прибыль, дивиденд, стабилизационная бухгалтерия, нормативная теория, стандарт-костс, директ-костинг, центр ответственности, центр возникновения затрат, ABC - метод, этика, кодекс, постулат, солидарная ответственность. Что понимал Шмаленбах под динамикой в отчетности? Должна ли бухгалтерская отчетность быть понятной неподготовленному пользователю или её чтение удел специалистов? Как оценка активов влияет на величину финансовых результатов? В чем основное различие юридической и экономической теории во Франции? Объясните происхождение названий двух главных школ учета в США: персоналисты и институалисты. Какие последствия для учета имеют различия в балансовых формулах? В чем состоит различие нормативных и профессиональных актов в бухгалтерском учете? Насколько обоснована трактовка управленческого учета как части бухгалтерского? Возможно ли сочетание на одном предприятии таких методов калькулирования, как стандарт-костс, директ - костинг, центр ответственности и ABC? Есть ли в России этический кодекс бухгалтеров, и какова его роль в жизни бухгалтерского сообщества? Раздел 5 Учет в дореволюционной России и в СССР Дайте определение следующих понятий: менталитет, материальная ответственность, круговая порука, регламент, дозорная книга, приказчик, ресконтро, модификация, редукция, чрезучет, АСУ, единый народнохозяйственный учет, копиручет, абсолютный баланс, интегральная форма, мемориальный ордер, журнал-ордер, ОЦБ, ЦБ, учетный цикл, отвлеченные средства, устойчивые пассивы, нормирование баланса, баланс-брутто, баланс-нетто, дедукция, индукция, анализ, синтез. Почему в допетровской России не было двойной записи? Каким образом петровские преобразования коснулись организации и практики ведения бухгалтерского учета? В чем оригинальность учения Ф.В. Езерского? Приведите русский вариант слов: акцепт, аудитор, архив, баланс, бухгалтерия, дивиденд, инвентарь, кадастр, калькуляция, капитал, квитанция, контроль, прейскурант, сторно, табель, счет-фактура, хронология, этика. В чем заслуга A.M. Вольфа в развитии учета в России? Почему Л.И. Гомберг назвал свою теорию учета экономология? Что такое отраслевой учет? Охарактеризуйте роль математики в теории учета. Почему меновая теория учета предлагает наличие одного ряда счетов, а балансовая теория - двух рядов счетов? Что лежит в основе баланса в представлении меновой и балансовой теорий учета? Почему теорию Н.С. Лунского называют балансовой? Прокомментируйте утверждение Ф.И. Бельмера: «Отчетная балансовая таблица может не быть тождественной с главным балансом Главной книги ни по содержанию, ни по итогам»? Как идея Валицкого о макроучете реализуется в современном мире. В чем «чрезвычайность» чрезвычайного учета? Почему НЭП явился периодом расцвета русской бухгалтерской мысли? В чем различие идей петербургской и московской школ бухгалтерского учета? Для чего Н.А. Блатову понадобилось излагать свою теорию в форме квадрата? Какую теорию меновую или балансовую вы считаете более правильной и почему? В чем разница балансов нетто и брутто? Согласны ли вы с утверждением И.Р. Николаева о невозможности точного баланса? Возможно ли в условиях рыночной экономики нормирование баланса? В чем отличительные особенности советского учета? Назовите его основные достижения и недостатки? Почему теория калькуляции получила широкое развитие именно при социализме? Чем учет по центрам ответственности отличаются от учета по местам возникновения затрат? Раздел 6 Бухгалтерский учет XXI века Дайте определение следующих понятий: стандарт, ПБУ, профессия, фальсификация, прагматика, инсайдеры, инфляция, моделирование, индекс цен, консолидирование. Почему гармонизация учета может привести к экономическому краху некоторых фирм? Влияет ли инфляция на данные бухгалтерского учета и если да, то каким образом? Что такое профессиональное суждение? Есть ли у предприятия жизненный цикл и что он означает? Почему в каждой стране своя система бухгалтерского учета? Одинакова ли роль профессиональных организаций в учете России и в наиболее развитых странах? Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы престиж бухгалтеров и бухгалтерского учета возрастал? Раздел 7 Балансоведение как наука Дайте определение следующих понятий: статический, аналитический, органический, квалификационный, тотальный, предельный, промежуточный, номинальный, дифференциальный баланс, балансовое уравнение. Что понимается под балансоведением? Почему в немецкой школе вопросы балансоведения оказались в центре теории бухгалтерского учета? Почему Шмаленбах критиковал теорию статистического баланса? Почему теорию Ле Кутра называют тотальным балансом? Как выглядит структура типового баланса акционерного предприятия предложенная А.К. Рощаховским? Какие изменения постигли бухгалтерскую отчетность в 20-е годы XX века? Что следует понимать под бухгалтерским балансом? Приведите классификацию бухгалтерских балансов? (примерный перечень) Что является предметом балансоведения? Что значит правильно построить бухгалтерский баланс? Назовите методы балансоведения? Что понимают под статической теорией? К чему, к каким позициям сводятся основные положения теории статического баланса? Что является основной целью динамической бухгалтерии? На чем основана теория динамического баланса? Как выглядят модели актива и пассива баланса российского предприятия в динамической концепции? Каким образом представлена концепция налогового баланса? Какие балансы называются актуализированными? Какова цель их составления? Раздел 8 Информационный анализ современных балансовых теорией Какие основные балансовые проблемы можно выделить в разрезе научных школ и учетных систем? Назовите основные тенденции определяемые бухгалтерским правом и экономической политикой государства. В чем состоит цель учета в соответствии с теорией швейцарского ученого И.Д. Шера? На каких принципах строится американская бухгалтерия? Какие документы включает в себя отчетность в английской практике? Что характерно для американской учетной школы (персональное направление)? По каким основным направлениям развивалось балансоведение в конце XIX - начале XX века? Назовите сторонников юридического анализа баланса? Приведите классификацию балансов по М. Крайбигу? Что такое логисмология, статмология, леммалогия? Какие особенности бухгалтерской организации имеет немецкая учетная мысль? Какие континентальные страны признают примат правильности отражения учетных, правовых отношений? По каким функциональным признакам строятся действующие в настоящее время в России бухгалтерские балансы? Почему применяемая в России форма баланса платежеспособного типа оказалась неэффективной? Что такое сводный финансовый баланс (баланс государства)? Перечислите виды сводных балансов. Решению, каких задач способствует составление консолидированный отчетности? Назовите основные различия между методиками объединения и покупки при составлении консолидации. Какой баланс называется отдельным? В каком нормативном документе отражены требования к разделительному балансу? По какому алгоритму можно составить разделительный баланс? Дайте определение балансу народного хозяйства. Какие аргументы можно выдвинуть в пользу консерватизма (осмотрительности)? В чем заключается экономический подход построения баланса? На чем основан индекс ДОМИНИ? Как может быть представлена горизонтальная структура функционального баланса? На каких положениях основывается концепция российского бухгалтерского баланса? Назовите альтернативные варианты оценки активов. Как выглядит функциональный радикальный балансовый отчет? Какими признаками выражаются существенные характеристики актива баланса? Какие существуют способы отражения в балансах расходов на исследования и разработки в мировой практике учета? Что такое реорганизация? Как оцениваются активы при реорганизации предприятия? Какую трактовку ликвидации приводит Жак Ришар? Дайте определение ликвидационной стоимости. Что представляет собой чистые активы? Дайте определение бюджетирования в соответствии с теорией А.П. Рудановского. Какая классификация баланса принадлежит И. Крайбиту? На чем основывается комплектуальное представление резервной системы предприятия? Какие задачи решает создание и функционирование резервной системы? На какие цели может быть использован резервный капитал? Назовите основные проблемы образования и использования резервов. Что такое уставные резервы? Что включается в категорию контрактных одиночных резервов? Какие категории оценок активов используются в бухгалтерском учете? Почему в западной экономике оценочные резервы вызывают много вопросов в практической и теоретической деятельности? Как выглядит подмодель оценочных резервов и регуляторов активной части активов? Какие категории оценочных резервов для рисков и затрат используются в экономике США, Германии, Японии, Канады, Франции, Испании, Великобритании и др.? Для чего предназначены резервы? Что такое необлагаемые резервы? 6.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и одну задачу. Оценка знаний студентов производится по следующим критериям: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; - оценка «зачтено» также выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; - оценка «зачтено» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; - оценка «незачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. 7 Материально-техническое обеспечение дисциплины 7.1 Учебно-лабораторное оборудование Лабораторный практикум не предусмотрен 7.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов Промежуточный контроль знаний и практических навыков проводится на основе тестов и практических задач из фонда контрольных заданий. На кафедре бухгалтерского учета разработаны программы тестирования. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерская мысль и... При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору, включенной в вариативную часть профессионального цикла по... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины модульная дисциплина «отчетность... Модульная дисциплина «отчетность организации: бухгалтерская, налоговая, финансовая» | Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерское дело» «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Налоги и налогообложение», «Аудит», «Международные стандарты... | ||
Бухгалтерская финансовая отчетность по направлению подготовки «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» формирование у будущих бакалавров системы знаний о содержании бухгалтерской (финансовой)... | Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02. Бухгалтерская (финансовая) отчетность Специальности 080501 «Прикладная информатика (в экономике)» и учебного плана мгту | ||
Рабочая программа по дисциплине: Бухгалтерская (финансовая) отчетность для специальности Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Абсолюта. (М. Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой | ||
В. П. Астахов М.: Икц «МарТ», 2001. 832 с Бетге, Й. Балансоведение. / Й. Бетге – М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2000. – 454 с | Словообразование в английском языке Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | Сжатое изложение "Старый пень" 5 класс Уметь: формулировать основную мысль текста,выделять в тексте главную и второстепенную информацию,сокращать текст, сохраняя основную... | ||
Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине... Одобрено Учёным советом экономического и социально-гуманитарного факультета рггму | Учебная программа дисциплины Что касается последних, то так обстоят дела потому, что их история входит в политическую и правовую мысль прошлого | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Налоговая и бухгалтерская отчетность организаций за 1 полугодие 2013 года. Взаимодействие с внебюджетными фондами | Методические указания к выполнению рефератов по дисциплине «бухгалтерская... Контрольное задание в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента |