Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/40
Дата публикации16.03.2014
Размер4.29 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

powerpluswatermarkobject434283361ФИЛОСОВСКИЙ СЛОВАРЬ | WWW.SLOVO.YAXY.RU - СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, ТОЛКОВАТЕЛИ

КРАТКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОВСКИЙ СЛОВАРЬ
г. Новосибирск | 2010 г.

Автор: Василенко Л.И.

Редакция: Мандрик Р.А. (master@yaxy.ru)

Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU
А

АБСОЛЮТ (лат. absolutum-ничем не обусловленный)-1) То, что превыше всех

ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и

независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее,

всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, *Всеединство. 3) Термином

.Абсолют. нередко обозначают *Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для

*теистической мысли Природа-не Абсолют. 4) .Абсолют в себе. иногда соотносят с

Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли *Логос .

Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в

становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения *Простоты Бога. 5) .Абсолютное

таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно.

(Б.Вышеславцев). 6) .Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом

Абсолюта. (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой

ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как

Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него

надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и

никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и

абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ-требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди

следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.:

.не убий., .не кради., .храни верность в браке., .не лги. и пр. *Категорический императив

И.Канта обязывает всегда и без исключений исполнять нравственный долг, не ставя его в

зависимость от обычаев, культуры и социальных требований. Этический абсолютизм-реакция

на нравственный релятивизм, заполонивший современную общественную жизнь и требующий

вести себя согласно обстоятельствам, велениям времени, общепринятым предрассудкам,

давлению власть имущих и пр. Неразрешимая проблема абсолютизма в том, что на практике

его нельзя провести последовательно и до конца как способ действий, применимый во всех

случаях жизни. Поведение, строго следующее заповеди .не лги., будет неприемлемо с точки

зрения заповеди .не убий., если своей правдивостью один человек подставит другого под удар

убийцы. В таком случае одну из заповедей нужно подчинить другой и этим нарушить основное

требование нравственного абсолютизма. Христианская этика не является ни релятивистской, ни

жестко абсолютистской. Две заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22.37-39) даны, чтобы

направлять разум и совесть человека в его личных решениях, как поступать в духе этих слов. Но

абсолютистское понимание этики несет в себе серьезную правду о трансцендентном источнике

нравственных требований. (См. также: АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ).

АБСОЛЮТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ-религиозно основанное мировоззрение, признающее

первичным духовный порядок бытия, который дает понимание смысла и назначения всего

существующего и происходящего в здешнем мире. Его сторонники характеризуют его как

целостное и всеохватывающее и противопоставляют фрагментированности и неполноте

безрелигиозного миропонимания. На путях *синтеза осуществить интеллектуальное построение

абсолютного мировоззрения никому не удалось. Но его ядро создается в мышлении каждого, кто

принимает Бога в центр своего бытия. Для христианства централен воплотившийся в Иисусе

Бог, совершивший искупление мира: .Только духовный человек, внутренне утверждая Бога и

открываясь для Его воздействий, тем самым делается уже сознательным проводником

Божественных сил, живым органом тела Христова, исполняющим с радостью свою функцию. (о.

П.Флоренский). Освоение религиозного мировоззрения, однако, не может заменить собой

духовного опыта встречи с Богом и жизни согласно вере.

АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ-*ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко

относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без

которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они-не

культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из

абсолютных ценностей-Бог. .Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота

бытия, полнота жизни. (Н.Лосский). Это-конечная цель всякой тварной личности, она

достижима ее участием в полноте жизни Самого Бога благодаря тому, что Бог преодолел

онтологическую пропасть между тварью и Творцом, воплотившись на земле в Иисусе Христе.

АБСУРД (лат. absurdus-то, что потеряло стройность и смысл звучания)-в

*экзистенциализме ХХ в. распад, бессмысленность и безнадежность человеческого

существования. Утверждая бессмысленность жизни, мы .разумеем в ней отсутствие

абсолютного блага и возможность заполнения им нашей жизни, мы отрицаем существование

Бога и божественность человека. (С.Франк). Задача философии-найти, выразить и обосновать

*смысл бытия вопреки абсурду. 1) Античная философия (*неоплатонизм и *стоицизм)

ориентировалась на логосность мира и объясняла абсурдное как *хаос, вызванный .древней

дерзостью.; ему дано ограниченное место в системе мира как целого, стоящего на твердых

основаниях: мудрый понимает, что зло, хаос, абсурд заранее предусмотрены *Судьбой, которая

извлекает из них пользу, а понимая, мудрый не протестует. Но жажда смысла бытия едва ли

утолима пониманием космического порядка. 2) *Иррационализм (напр., Л.Шестова), напротив,

ищет смысл бытия в хаосе и абсурде и бунтует против разума, отказывая ему в способности

постигать этот смысл. Этому соответствует образ Бога как великого Абсурда .

несправедливого, бесчеловечного, злобного, постоянно противоречащего Себе, Бога без

*Логоса. Уверовать в такого Бога, по Шестову, значит спастись, но это неубедительно. 3) Для

атеистического *экзистенциализма .мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален.

Он просто неразумен. (А.Камю). *Метафизический бунт личности против абсурда-ответ,

даваемый без всякой надежды на помощь свыше. Но ее отсутствие не означает отчаяния. Это

перманентный бунт, в котором следует постоянно противостоять абсурду и в то же время

удерживать его в поле зрения, т.к. .абсурд умирает, если от него отворачиваются.. Это также

бунт против абсурдной *Судьбы. 4) Тот, кто оценивает бытие как абсурдное, где-то в глубине

души имеет интуитивное чувство смысла. Христианская мысль не идет на компромисс с

абсурдом и злом. Абсурд преодолевается, когда наступает примирение с Богом, Слово которого

приоткрывает смысл всего происходящего. Е.Трубецкой: Богоявление и победа Христова на

кресте преодолевает всякий абсурд.

АВГУСТИНИЗМ (АВГУСТИНИАНСТВО)-духовная традиция, основанная в V в. Аврелием

Августином; святоотеческая по характеру, она возникла раньше *схоластики и сохранилась

после нее. Глубоко переработала ряд *неоплатонических идей в свете церковной веры и личного

духовного опыта основателя. Ориентирует на соединение *богопознания с *самопознанием, на

духовное восхождение к Богу под руководством *Внутреннего Учителя, на мистику *света

свыше, на соединение мудрости с верой и любовью и на понимание *истории как необратимого

движения мира к разделению на Град Божий и град мирской. Помимо этого включает в себя

следующее: .все человеческое знание происходит от непосредственных божественных озарений

(*иллюминаций); в момент творения в материальную основу мира были .засеяны.

определенные .семена. (rationes seminales-семенные разумные начала ), способные к

развитию; в человеке есть больше одной субстанциальной формы (*плюрализм); воля (*любовь)

первенствует над разумом. (К.Ранер и Г.Форгриммлер).

АВТАРКИЯ (греч.-самоудовлетворенность)-самодостаточность, независимость *духа от

внешних обстоятельств; свойственна, к примеру, *стоическому идеалу мудреца. В III в. по Р.Х.

страстность поиска автономизирующей мудрости, связанная с идеалом автаркии, отступила на

второй план в аскетическом поиске путей к Единому (*неоплатонизм). В современной

социальной философии автаркии придается смысл деспотического управления обществом.

АВТОНОМНОСТЬ (от греч. autos-сам и nomos-закон; жизнь по своему закону)-в

*метафизике томизма: Бог творит то, что способно к автономному существованию, действовать

в известной мере самостоятельно, способно во многом поддерживать себя, не предъявляя твари

требований любить Себя, но ожидая от нее ответа на Свою любовь. Он без каких-либо условий

любит тварь, дает ей идти своими путями и этим выражается Его *совершенство; и Он готов

ввести тварь в полноту высшей жизни, если тварь отзовется на призыв созидать отношения с

Творцом на путях подлинной любви. Развитая и зрелая религиозность означает с этой точки

зрения разумный баланс между автономностью и связью с Высшим, устанавливаемый во

взаимной любви твари и Творца.

АВТОРИТАРИЗМ (АВТОРИТАРНОСТЬ, от лат. auctoritas-власть или влияние) .

убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании

*авторитету без спора и протеста. Авторитаризм превращает авторитет в идола. Христианин, по

словам о. А.Меня, .остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе

веры, а в чертах, присущих падшей человеческой природе.. Иногда оппоненты авторитаризма

неоправданно отождествляют его с авторитетом: согласно Н.Бердяеву, всякий авторитет

неприемлем для *религии Духа, где главное-мистический опыт и свобода *личности. Однако,

порядок и дисциплина нужны во всяком обществе, в том числе и в церковном: они создавались

не без содействия Св. Духа и христианин по совести это принимает. И когда сторонники

*религии Духа действуют в авторитарно организованной внешней среде, они вынуждены

отойти от чисто духовной основы внутренних взаимоотношений и согласиться с

необходимостью авторитета, порядка и закона. В этом-драматизм духовной жизни в условиях

падшего мира: .Защищая себя, они [религии Духа] вынуждены идти против собственной

природы, принимая образ своих противников. Именно такой критический момент мы сейчас и

переживаем. (П.Тиллих).

АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ-у Э.Фромма: тип религий, в которых человек подчиняется

Высшему как внешней власти, всемогущей и всезнающей по отношению к человеку, требующей

от него безусловного подчинения и поклонения; перед ней человек-никчемное и изначально

виновное существо, презирающее себя и все лучшее в своей природе. Он .старается заслужить

прощение, выставляя собственную беспомощность и религиозность., изображает себя

лишенным достоинства, любви и мудрости. .В обществах, которые управляются

могущественным меньшинством, держащим массы в подчинении, индивид настолько охвачен

страхом, что его религиозный опыт с необходимостью окажется авторитарным. Неважно, кому

он поклоняется-наказующему, внушающему страх богу или похожему на него вождю..

АВТОРИТЕТ-практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные

тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи

решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень

внешней организованности, авторитетными становятся *харизматические лидеры, люди с

большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с

различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути,

способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть

как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть

нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В

общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится

единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и

полноты веры. Это создает питательную почву для *авторитаризма. .Внешняя авторитарность в

религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не

нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и

личная мистика. (о. С.Булгаков).

АВТОРИТЕТ ВЕРЫ-Во многих направлениях *схоластики вера авторитетна по отношению

к *естественному разуму, теология-к философии, а духовная власть-к светской.

Возвышение авторитета-реакция на расщепление веры и культуры в западном христианстве,

определившееся к IX в., с целью с целью предотвращения их раскола. Но он все же состоялся в

эпоху *Возрождения_ЁбV_. *Святоотеческий идеал философии на Востоке настаивал на *метанойе и

преображении разума *благодатью в Церкви, и тогда уже нет нужды во внешнем авторитете

веры. Но и на Востоке все же остается нужда в авторитете всей Церкви в вопросах правильного

понимания богооткровенной истины. В ХХ в. больше говорят о внутреннем характере

авторитета веры, Церкви и Откровения-в духовном опыте личности, опыте их безусловной

убедительности для сердца и разума благодаря встрече со Христом.

АГАПЕ (от греч. agapan-радостно приветствовать, любить)-любовь Божия к человеку и

ответная самозабвенная, жертвенная любовь человека к Богу, ко Христу и к собратьям по вере

согласно Евангелию. Агапе отличают от *эроса и любви-филиа в древнегреческой философии.

Любовь-агапе-духовна, тогда как любовь-эрос связана с чувственными влечениями и часто с

греховными помыслами; любовь-филиа-это любовь между хорошими и верными друзьями.

Б.Вышеславцев писал об агапе как преображении *эроса.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnosia-незнание, неизвестность)-вид *скептицизма, позиция,

согласно которой я не знаю и не могу знать *истину и Высшее бытие. Нередко агностики

заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и

религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм,

сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в

ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный

агностицизм уходит от признания и принятия Высшего бытия. Основное возражение

агностицизму-духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не

нуждается в проверках внешними средствами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск