Скачать 4.29 Mb.
|
КРАТКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОВСКИЙ СЛОВАРЬ г. Новосибирск | 2010 г. Автор: Василенко Л.И. Редакция: Мандрик Р.А. (master@yaxy.ru) Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU А АБСОЛЮТ (лат. absolutum-ничем не обусловленный)-1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, *Всеединство. 3) Термином .Абсолют. нередко обозначают *Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для *теистической мысли Природа-не Абсолют. 4) .Абсолют в себе. иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли *Логос . Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения *Простоты Бога. 5) .Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно. (Б.Вышеславцев). 6) .Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта. (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному. АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ-требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.: .не убий., .не кради., .храни верность в браке., .не лги. и пр. *Категорический императив И.Канта обязывает всегда и без исключений исполнять нравственный долг, не ставя его в зависимость от обычаев, культуры и социальных требований. Этический абсолютизм-реакция на нравственный релятивизм, заполонивший современную общественную жизнь и требующий вести себя согласно обстоятельствам, велениям времени, общепринятым предрассудкам, давлению власть имущих и пр. Неразрешимая проблема абсолютизма в том, что на практике его нельзя провести последовательно и до конца как способ действий, применимый во всех случаях жизни. Поведение, строго следующее заповеди .не лги., будет неприемлемо с точки зрения заповеди .не убий., если своей правдивостью один человек подставит другого под удар убийцы. В таком случае одну из заповедей нужно подчинить другой и этим нарушить основное требование нравственного абсолютизма. Христианская этика не является ни релятивистской, ни жестко абсолютистской. Две заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22.37-39) даны, чтобы направлять разум и совесть человека в его личных решениях, как поступать в духе этих слов. Но абсолютистское понимание этики несет в себе серьезную правду о трансцендентном источнике нравственных требований. (См. также: АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ). АБСОЛЮТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ-религиозно основанное мировоззрение, признающее первичным духовный порядок бытия, который дает понимание смысла и назначения всего существующего и происходящего в здешнем мире. Его сторонники характеризуют его как целостное и всеохватывающее и противопоставляют фрагментированности и неполноте безрелигиозного миропонимания. На путях *синтеза осуществить интеллектуальное построение абсолютного мировоззрения никому не удалось. Но его ядро создается в мышлении каждого, кто принимает Бога в центр своего бытия. Для христианства централен воплотившийся в Иисусе Бог, совершивший искупление мира: .Только духовный человек, внутренне утверждая Бога и открываясь для Его воздействий, тем самым делается уже сознательным проводником Божественных сил, живым органом тела Христова, исполняющим с радостью свою функцию. (о. П.Флоренский). Освоение религиозного мировоззрения, однако, не может заменить собой духовного опыта встречи с Богом и жизни согласно вере. АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ-*ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они-не культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из абсолютных ценностей-Бог. .Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота бытия, полнота жизни. (Н.Лосский). Это-конечная цель всякой тварной личности, она достижима ее участием в полноте жизни Самого Бога благодаря тому, что Бог преодолел онтологическую пропасть между тварью и Творцом, воплотившись на земле в Иисусе Христе. АБСУРД (лат. absurdus-то, что потеряло стройность и смысл звучания)-в *экзистенциализме ХХ в. распад, бессмысленность и безнадежность человеческого существования. Утверждая бессмысленность жизни, мы .разумеем в ней отсутствие абсолютного блага и возможность заполнения им нашей жизни, мы отрицаем существование Бога и божественность человека. (С.Франк). Задача философии-найти, выразить и обосновать *смысл бытия вопреки абсурду. 1) Античная философия (*неоплатонизм и *стоицизм) ориентировалась на логосность мира и объясняла абсурдное как *хаос, вызванный .древней дерзостью.; ему дано ограниченное место в системе мира как целого, стоящего на твердых основаниях: мудрый понимает, что зло, хаос, абсурд заранее предусмотрены *Судьбой, которая извлекает из них пользу, а понимая, мудрый не протестует. Но жажда смысла бытия едва ли утолима пониманием космического порядка. 2) *Иррационализм (напр., Л.Шестова), напротив, ищет смысл бытия в хаосе и абсурде и бунтует против разума, отказывая ему в способности постигать этот смысл. Этому соответствует образ Бога как великого Абсурда . несправедливого, бесчеловечного, злобного, постоянно противоречащего Себе, Бога без *Логоса. Уверовать в такого Бога, по Шестову, значит спастись, но это неубедительно. 3) Для атеистического *экзистенциализма .мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален. Он просто неразумен. (А.Камю). *Метафизический бунт личности против абсурда-ответ, даваемый без всякой надежды на помощь свыше. Но ее отсутствие не означает отчаяния. Это перманентный бунт, в котором следует постоянно противостоять абсурду и в то же время удерживать его в поле зрения, т.к. .абсурд умирает, если от него отворачиваются.. Это также бунт против абсурдной *Судьбы. 4) Тот, кто оценивает бытие как абсурдное, где-то в глубине души имеет интуитивное чувство смысла. Христианская мысль не идет на компромисс с абсурдом и злом. Абсурд преодолевается, когда наступает примирение с Богом, Слово которого приоткрывает смысл всего происходящего. Е.Трубецкой: Богоявление и победа Христова на кресте преодолевает всякий абсурд. АВГУСТИНИЗМ (АВГУСТИНИАНСТВО)-духовная традиция, основанная в V в. Аврелием Августином; святоотеческая по характеру, она возникла раньше *схоластики и сохранилась после нее. Глубоко переработала ряд *неоплатонических идей в свете церковной веры и личного духовного опыта основателя. Ориентирует на соединение *богопознания с *самопознанием, на духовное восхождение к Богу под руководством *Внутреннего Учителя, на мистику *света свыше, на соединение мудрости с верой и любовью и на понимание *истории как необратимого движения мира к разделению на Град Божий и град мирской. Помимо этого включает в себя следующее: .все человеческое знание происходит от непосредственных божественных озарений (*иллюминаций); в момент творения в материальную основу мира были .засеяны. определенные .семена. (rationes seminales-семенные разумные начала ), способные к развитию; в человеке есть больше одной субстанциальной формы (*плюрализм); воля (*любовь) первенствует над разумом. (К.Ранер и Г.Форгриммлер). АВТАРКИЯ (греч.-самоудовлетворенность)-самодостаточность, независимость *духа от внешних обстоятельств; свойственна, к примеру, *стоическому идеалу мудреца. В III в. по Р.Х. страстность поиска автономизирующей мудрости, связанная с идеалом автаркии, отступила на второй план в аскетическом поиске путей к Единому (*неоплатонизм). В современной социальной философии автаркии придается смысл деспотического управления обществом. АВТОНОМНОСТЬ (от греч. autos-сам и nomos-закон; жизнь по своему закону)-в *метафизике томизма: Бог творит то, что способно к автономному существованию, действовать в известной мере самостоятельно, способно во многом поддерживать себя, не предъявляя твари требований любить Себя, но ожидая от нее ответа на Свою любовь. Он без каких-либо условий любит тварь, дает ей идти своими путями и этим выражается Его *совершенство; и Он готов ввести тварь в полноту высшей жизни, если тварь отзовется на призыв созидать отношения с Творцом на путях подлинной любви. Развитая и зрелая религиозность означает с этой точки зрения разумный баланс между автономностью и связью с Высшим, устанавливаемый во взаимной любви твари и Творца. АВТОРИТАРИЗМ (АВТОРИТАРНОСТЬ, от лат. auctoritas-власть или влияние) . убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании *авторитету без спора и протеста. Авторитаризм превращает авторитет в идола. Христианин, по словам о. А.Меня, .остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе веры, а в чертах, присущих падшей человеческой природе.. Иногда оппоненты авторитаризма неоправданно отождествляют его с авторитетом: согласно Н.Бердяеву, всякий авторитет неприемлем для *религии Духа, где главное-мистический опыт и свобода *личности. Однако, порядок и дисциплина нужны во всяком обществе, в том числе и в церковном: они создавались не без содействия Св. Духа и христианин по совести это принимает. И когда сторонники *религии Духа действуют в авторитарно организованной внешней среде, они вынуждены отойти от чисто духовной основы внутренних взаимоотношений и согласиться с необходимостью авторитета, порядка и закона. В этом-драматизм духовной жизни в условиях падшего мира: .Защищая себя, они [религии Духа] вынуждены идти против собственной природы, принимая образ своих противников. Именно такой критический момент мы сейчас и переживаем. (П.Тиллих). АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ-у Э.Фромма: тип религий, в которых человек подчиняется Высшему как внешней власти, всемогущей и всезнающей по отношению к человеку, требующей от него безусловного подчинения и поклонения; перед ней человек-никчемное и изначально виновное существо, презирающее себя и все лучшее в своей природе. Он .старается заслужить прощение, выставляя собственную беспомощность и религиозность., изображает себя лишенным достоинства, любви и мудрости. .В обществах, которые управляются могущественным меньшинством, держащим массы в подчинении, индивид настолько охвачен страхом, что его религиозный опыт с необходимостью окажется авторитарным. Неважно, кому он поклоняется-наказующему, внушающему страх богу или похожему на него вождю.. АВТОРИТЕТ-практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся *харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и полноты веры. Это создает питательную почву для *авторитаризма. .Внешняя авторитарность в религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и личная мистика. (о. С.Булгаков). АВТОРИТЕТ ВЕРЫ-Во многих направлениях *схоластики вера авторитетна по отношению к *естественному разуму, теология-к философии, а духовная власть-к светской. Возвышение авторитета-реакция на расщепление веры и культуры в западном христианстве, определившееся к IX в., с целью с целью предотвращения их раскола. Но он все же состоялся в эпоху *Возрождения_ЁбV_. *Святоотеческий идеал философии на Востоке настаивал на *метанойе и преображении разума *благодатью в Церкви, и тогда уже нет нужды во внешнем авторитете веры. Но и на Востоке все же остается нужда в авторитете всей Церкви в вопросах правильного понимания богооткровенной истины. В ХХ в. больше говорят о внутреннем характере авторитета веры, Церкви и Откровения-в духовном опыте личности, опыте их безусловной убедительности для сердца и разума благодаря встрече со Христом. АГАПЕ (от греч. agapan-радостно приветствовать, любить)-любовь Божия к человеку и ответная самозабвенная, жертвенная любовь человека к Богу, ко Христу и к собратьям по вере согласно Евангелию. Агапе отличают от *эроса и любви-филиа в древнегреческой философии. Любовь-агапе-духовна, тогда как любовь-эрос связана с чувственными влечениями и часто с греховными помыслами; любовь-филиа-это любовь между хорошими и верными друзьями. Б.Вышеславцев писал об агапе как преображении *эроса. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnosia-незнание, неизвестность)-вид *скептицизма, позиция, согласно которой я не знаю и не могу знать *истину и Высшее бытие. Нередко агностики заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм, сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный агностицизм уходит от признания и принятия Высшего бытия. Основное возражение агностицизму-духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не нуждается в проверках внешними средствами. |