Скачать 84.92 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕФЕРАТ БАЯННОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. I часть. СОЛИСТЫ (1960-1970 годы). Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ ЩМР МО Лаврухин Н.Н. Щёлково – 2012 Содержание.
исполнительской школы ………………………………………………………….6
«Баян!.. какое счастье, что я начал учиться на этом инструменте. Я чувствую в себе невероятные силы, но надо много трудиться…» В. А. Золотарёв (1942 – 1975)
Своё происхождение баян как музыкальный инструмент ведёт от гармони. Официально баян появился в России в 1907 году. Создал его в Петербурге П.Е. Стерлигов (1872-1959) по заказу Я.Ф. Орланского-Титаренко (1977-1941) Название инструмента «баян» происходит от имени древнерусского певца-сказителя Бояна. Первую хроматическую трёхрядную гармонь с полным набором хроматического бассо-аккордового аккомпанемента создал в 1897 году П.Л. Чулков (1875-1932) , а П.Е. Стерлигов эту модель модифицировал. Считается, что первую гармонику изобрёл в 1822 году Ф. Бушман (1805-1864), но ни одного документального свидетельства об изобретении не приводится. 23 мая 1829 года в Вене Кириллом Демианом (1772-1847) официально было запатентовано создание инструмента, названного АККОРДИОНОМ (от слова «accord», подчёркивающего возможность извлечения аккорда при нажатии одной кнопки). Сама же гармоника ведёт своё происхождение от китайской губной гармоники (губного органа) – шэна. Самое раннее упоминание о шэне датируется 1100 годом до нашей эры, а первое известное изображение этого инструмента относится к 551 году нашей эры. Шэн состоит из чашеобразного корпуса, на котором крепятся 13-19 бамбуковых трубочек длиной от 40 до 80 сантиметров с проскакивающими металлическими язычками, с боковыми отверстиями и прорезями для подстройки. Сбоку шэн имеет мундштук. В средние века наряду с большими стационарными органами широкое распространение в Западной Европе получили небольшие переносные органы-портативы, которые смело можно считать предшественниками ручных гармоник: исполнитель правой рукой играл на клавиатуре, а левой накачивал в инструмент воздух с помощью меха. Гармонь – клавишно-пневматический инструмент, состоящий из двух полукорпусов, соединённых мехом, где на правом полукорпусе – набор диатонических (хроматических) голосов, а на левом – простейший бассо-аккордовый аккомпанемент. Гармонь, а затем и баян получили в России большое распространение. Причин этой популярности несколько: - простота освоения и самостоятельный аккомпанемент, - соответствие местным особенностям фольклора (гармоники тульские, череповецкие, елецкие, саратовские, ливенские, гармошки-хромки и т.п.), Тульская гармоника Череповецкая гармоника Ливенская гармоника Елецкая гармоника Саратовская гармоника Гармошка-хромка - невысокая стоимость инструмента, - отсутствие необходимости в настройке и непрерывность в игре, - стойкость к температурным перепадам, - портативность и транспортабельность, - особая мобильность в процессе исполнения, - социальный престиж гармониста (баяниста), - привлекательность дизайна. Кроме того, гармонь, а позднее и баян с его широкими возможностями, наиболее полно соответствует душевным потребностям народа России. А.В. Луначарский говорил: «Где гармонь, там и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии, танцевальной, плясовой. Здесь возможности самого подлинного выражения своей тоски, выражения отваги». В начале ХХ века баян становится одним из самых популярных инструментов страны, значительно влияет не только на развитие культуры, но и способствует сплачиванию людей. Трудно переоценить его значение в тяжёлые для страны времена: гармонь и баян были незаменимы в минуты отдыха после тяжёлого труда и в перерывах между боями. Сейчас баян претерпел ряд усовершенствований и перешёл в разряд академических (элитарных) инструментов. Это произошло вследствие необычайной популярности инструмента и появления хороших исполнителей и в связи с появлением сложного репертуара. Репертуар первых баянистов-гармонистов был весьма незатейливым и у серьёзных музыкантов вызывал скорее негодование, чем симпатию. По этой причине В.В. Андреев (1861-1918), создатель первого оркестра русских народных инструментов, не включил баян в состав своего оркестра.
Перелом в отношении к баяну у серьёзных музыкантов происходит в 20-х годах ХХ века – открываются классы обучения игре на баяне и аккордеоне в музыкальных учебных заведениях страны. В 1926 году открываются классы баяна в Ленинграде в 3-м музыкальном техникуме, а в Москве – в 1927 году в музыкально-педагогическом техникуме имени Красной Пресни (с 1929 года – музыкальное училище имени Октябрьской революции). Этому предшествовало проведение в октябре 1926 года 1-го Ленинградского конкурса исполнителей на гармонике и балалайке под председательством А.К. Глазунова, а в декабре – 1-го Московского губернского конкурса исполнителей на гармонике под председательством М.М. Ипполитова-Иванова. В 1927 году в России в разных регионах прошло более 2500 конкурсов исполнителей на гармонике и других народных инструментах с числом участников более 30000 человек. Первый в СССР государственный симфонический оркестр гармонистов был организован Л.М. Бановичем в Москве в 1926 году. Начало профессионального исполнительского баянного искусства приходится на 50-е годы ХХ века. Огромную роль в этом сыграла победа Ю. Казакова (родился 1924 году) на Международном конкурсе в рамках V Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве в 1955 году. Ю. Казаков исполнял масштабные академические произведения на многотембровом готово-выборном баяне, созданном по его инициативе Ф. Фигановым и Н. Селезнёвым. Впервые на баяне была исполнена «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха (опус 565). Благодаря этому артисту намного повышается общественная значимость сольных концертных выступлений на баяне. А.И. Хачатурян писал о концерте Ю. Казакова в Англии: «Баян в руках Казакова заговорил небывалым, могучим голосом. Он пел и рокотал как орган, заполняя звуками зал, вмещающий несколько тысяч человек. Баян утверждается на вершине музыкального Олимпа». Ещё более важное значение в развитии баянного искусства имело то, что в конкурсе «Кубок мира», ежегодно проводимом в разных странах с 1948 года, с 1958 года стали участвовать советские музыканты. В Брюсселе в 1958 году Вячеслав Галкин и Владимир Бесфамильнов заняли соответственно 2-е и 3-е места, а в 1968 году Юрий Вострелов в Лестере (Англия) стал победителем. В следующем 1969 году в Нью-Йорке первого места удостаивается Валерий Петров. В 1971 году в Брюгге победителем становится Александр Скляров, набрав фантастическую сумму баллов за всю историю конкурса – 99,78 из 100. С 1964 года не менее престижным становится Международный конкурс «Дни гармоники» в немецком городе Клингенталь. С 1975 года этот конкурс стал называться «Фогтландские дни музыки», т.к. в нём стали принимать участие исполнители на других инструментах. В 1966 году победителем этого конкурса стал В.Галкин, 1968 году – В. Голубничий. А в 1969 году наши баянисты получили все призовых места на этом конкурсе: Ф Липс, З. Алёшина и Ю. Абраменко. Активный рост исполнительского мастерства немыслим без обновления репертуара, совершенствования конструкции инструмента, нотоиздательства и методической литературы. К 70-м годам в нашей стране сформировалась отечественная школа композиторов, создающих музыку для баяна: Н.Я. Чайкин (1915-2000), К.А. Мясков (1821-2000), А.Н. Холминов (род. в 1925 г.), А.Л. Репников (род. в 1932 г.), В.А. Золотарёв (1942-1975) и другие. Каждый из этих композиторов внёс свой вклад в развитие баяна, особенно В.А. Золотарёв. Будучи отличным исполнителем-баянистом, он стал поверять баяну свои самые сокровенные художественные замыслы, которые потребовали специфических средств выразительности. Отсюда возникла необходимость освоения новых приёмов игры на инструменте, найденных им в содружестве с известными баянистами. Произведения В. Золотарёва «Камерная сюита», «Партита», «Соната № 3» по художественному содержанию ставят автора рядом с такими известными композиторами ХХ века, как Г. Свиридов (1915-1998) и Р. Щедрин (род. в 1932 г.). В середине 70-х годов ХХ века наступает расцвет баянного искусства. В это время в развитии исполнительства наблюдаются 2 тенденции: академическая и романтическая.К первой относятся следующие музыканты: И. Пуриц, В. Голубничий, В. Петров, Ф. Липс. В игре этих мастеров преобладает железная логика, искренность и выразительность.Ко второй группе можно отнести таких выдающихся исполнителей, как Ю. Вострелов и А.Скляров. . Их игра отличается виртуозной техникой и высочайшим артистизмом. Без преувеличения можно сказать, что творчество А. Склярова – вершина исполнительского мастерства.Это ставит его рядом с такими выдающимися музыкантами, как С. Рихтер, Д. Ойстрах, М. Ростропович. Высокий уровень мастерства отечественных баянистов оказал огромное влияние на совершенствование конструкции баяна. Появились такие замечательные концертные многотембровые баяны отечественного производства: «Юпитер», «Аппассионата», «Мир», «Левша», «Акко» и другие. Успехи русской баянной школы невозможны без создания нотной базы. Следует отметить такие пособия: «Самоучитель игры на баяне» А. Басурманова, «Школы игры на баяне» Аз. Иванова, А. Онегина, П. Говорушко, сборники «Первые шаги баяниста», «Играй, мой баян», Хрестоматии для баяна, «Антологию литературы для баяна» и т.д. Много выпускается методической литературы для педагогов и студентов. Таким образом, став подлинно национальным инструментом, баян является очень важной частью нашей культуры, а появление исполнителей самого высокого уровня поставило престиж отечественной баянной школы на самые высокие позиции во всём мире. Список использованной литературы.
- М., РАМ им. Гнесиных, 2006. 2. Басурманов А.П. «Баянное и аккордеонное искусство». Справочник. - М., Кифара, 2003. 3. Пуриц И.Г. «Методические статьи по обучению игре на баяне». – М., 2009. 4. Липс. Ф.Р. «Искусство игры на баяне». – М., Музыка, 2004. 5. Липс Ф.Р. «Кажется, это было вчера». – М., Музыка, 2009. |
Пояснительная записка муниципальное дошкольное образовательное учреждение... «Светлячок» общеразвивающего вида Щелковского муниципального района Московской области введен в эксплуатацию в 1955 году | Доклад о состоянии и результатах развития ситемы образования щёлковского... Экономика Щёлковского муниципального района как ресурс развития муниципальной системы образования. Цели и задачи муниципальной системы... | ||
Щелковского муниципального района московской области Основные задачи, стоящие на начальном этапе разучивания музыкального произведения – 4 стр | Щёлковского муниципального района московской области Работа над полифонией. И. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль минор. Хтк | ||
Реферат Тема: Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах Дополнительного образования детей детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области | Доклад г. Щёлково Полное наименование учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский... | ||
141109, Московская обл., г. Щелково, тел/факс: 8(496) 56-2-58-66 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «цветик-семицветик»общеразвивающего вида щёлковского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская хореографическая школа Щелковского муниципального... | ||
Публичный отчет за 2009-2010 учебный год 2010 год Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 П. Фряново щелковского муниципального района московской... | Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые... | ||
Щёлковского муниципального района постановлени е Российской Федерации от 10. 03. 2009 №259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя», распоряжением Правительства Российской... | Области введен в эксплуатацию в 1955 году Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Светлячок» общеразвивающего вида Щелковского муниципального... | ||
Проект повестки заседания Совета депутатов городского поселения Свердловский... Совета по профилактике коррупции на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на 1-е полугодие... | Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополёк» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального... | ||
Урока английского языка по теме “ Любимые занятия” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щелковский лицей №7 Щелковского района Московской области | Щёлковского муниципального района московской области Кроме этого, всё течение работы связано с возрастом и психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального и общего развития.... |