Щёлковского муниципального района московской области





Скачать 84.92 Kb.
НазваниеЩёлковского муниципального района московской области
Дата публикации19.04.2015
Размер84.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕФЕРАТ

БАЯННОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.

I часть.

СОЛИСТЫ

(1960-1970 годы).

Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ ЩМР МО

Лаврухин Н.Н.

Щёлково – 2012

Содержание.

  1. История возникновения и развития инструмента……………………………….3

  2. Возникновение и формирование баянной

исполнительской школы ………………………………………………………….6

  1. Список использованной литературы …………………………………………….13


«Баян!.. какое счастье, что я начал
учиться на этом инструменте.
Я чувствую в себе невероятные силы,
но надо много трудиться…»
В. А. Золотарёв (1942 – 1975)

  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТА.

Своё происхождение баян как музыкальный инструмент ведёт от гармони. Официально баян появился в России в 1907 году.



Создал его в Петербурге П.Е. Стерлигов (1872-1959)

по заказу Я.Ф. Орланского-Титаренко (1977-1941)



Название инструмента «баян» происходит от имени древнерусского певца-сказителя Бояна.

Первую хроматическую трёхрядную гармонь с полным набором хроматического бассо-аккордового аккомпанемента создал в 1897 году П.Л. Чулков (1875-1932)

,

а П.Е. Стерлигов эту модель модифицировал.

Считается, что первую гармонику изобрёл в 1822 году Ф. Бушман (1805-1864), но ни одного документального свидетельства об изобретении не приводится.

23 мая 1829 года в Вене Кириллом Демианом (1772-1847) официально было запатентовано создание инструмента, названного АККОРДИОНОМ (от слова «accord», подчёркивающего возможность извлечения аккорда при нажатии одной кнопки).



Сама же гармоника ведёт своё происхождение от китайской губной гармоники (губного органа) – шэна.



Самое раннее упоминание о шэне датируется 1100 годом до нашей эры, а первое известное изображение этого инструмента относится к 551 году нашей эры.

Шэн состоит из чашеобразного корпуса, на котором крепятся 13-19 бамбуковых трубочек длиной от 40 до 80 сантиметров с проскакивающими металлическими язычками, с боковыми отверстиями и прорезями для подстройки. Сбоку шэн имеет мундштук.

В средние века наряду с большими стационарными органами широкое распространение в Западной Европе получили небольшие переносные органы-портативы, которые смело можно считать предшественниками ручных гармоник: исполнитель правой рукой играл на клавиатуре, а левой накачивал в инструмент воздух с помощью меха.



Гармонь – клавишно-пневматический инструмент, состоящий из двух полукорпусов, соединённых мехом, где на правом полукорпусе – набор диатонических (хроматических) голосов, а на левом – простейший бассо-аккордовый аккомпанемент.

Гармонь, а затем и баян получили в России большое распространение. Причин этой популярности несколько:

- простота освоения и самостоятельный аккомпанемент,

- соответствие местным особенностям фольклора (гармоники тульские, череповецкие, елецкие, саратовские, ливенские, гармошки-хромки и т.п.),



Тульская гармоника Череповецкая гармоника Ливенская гармоника


Елецкая гармоника Саратовская гармоника Гармошка-хромка
- невысокая стоимость инструмента,

- отсутствие необходимости в настройке и непрерывность в игре,

- стойкость к температурным перепадам,

- портативность и транспортабельность,

- особая мобильность в процессе исполнения,

- социальный престиж гармониста (баяниста),

- привлекательность дизайна.

Кроме того, гармонь, а позднее и баян с его широкими возможностями, наиболее полно соответствует душевным потребностям народа России.

А.В. Луначарский говорил: «Где гармонь, там и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии, танцевальной, плясовой. Здесь возможности самого подлинного выражения своей тоски, выражения отваги».

В начале ХХ века баян становится одним из самых популярных инструментов страны, значительно влияет не только на развитие культуры, но и способствует сплачиванию людей. Трудно переоценить его значение в тяжёлые для страны времена: гармонь и баян были незаменимы в минуты отдыха после тяжёлого труда и в перерывах между боями.

Сейчас баян претерпел ряд усовершенствований и перешёл в разряд академических (элитарных) инструментов. Это произошло вследствие необычайной популярности инструмента и появления хороших исполнителей и в связи с появлением сложного репертуара.

Репертуар первых баянистов-гармонистов был весьма незатейливым и у серьёзных музыкантов вызывал скорее негодование, чем симпатию. По этой причине В.В. Андреев (1861-1918), создатель первого оркестра русских народных инструментов, не включил баян в состав своего оркестра.

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ БАЯННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.

Перелом в отношении к баяну у серьёзных музыкантов происходит в 20-х годах ХХ века – открываются классы обучения игре на баяне и аккордеоне в музыкальных учебных заведениях страны. В 1926 году открываются классы баяна в Ленинграде в 3-м музыкальном техникуме, а в Москве – в 1927 году в музыкально-педагогическом техникуме имени Красной Пресни (с 1929 года – музыкальное училище имени Октябрьской революции). Этому предшествовало проведение в октябре 1926 года 1-го Ленинградского конкурса исполнителей на гармонике и балалайке под председательством А.К. Глазунова, а в декабре – 1-го Московского губернского конкурса исполнителей на гармонике под председательством М.М. Ипполитова-Иванова.

В 1927 году в России в разных регионах прошло более 2500 конкурсов исполнителей на гармонике и других народных инструментах с числом участников более 30000 человек. Первый в СССР государственный симфонический оркестр гармонистов был организован Л.М. Бановичем в Москве в 1926 году.

Начало профессионального исполнительского баянного искусства приходится на 50-е годы ХХ века. Огромную роль в этом сыграла победа Ю. Казакова (родился 1924 году) на Международном конкурсе в рамках V Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве в 1955 году.



Ю. Казаков исполнял масштабные академические произведения на многотембровом готово-выборном баяне, созданном по его инициативе Ф. Фигановым и Н. Селезнёвым. Впервые на баяне была исполнена «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха (опус 565). Благодаря этому артисту намного повышается общественная значимость сольных концертных выступлений на баяне.

А.И. Хачатурян писал о концерте Ю. Казакова в Англии: «Баян в руках Казакова заговорил небывалым, могучим голосом. Он пел и рокотал как орган, заполняя звуками зал, вмещающий несколько тысяч человек. Баян утверждается на вершине музыкального Олимпа».

Ещё более важное значение в развитии баянного искусства имело то, что в конкурсе «Кубок мира», ежегодно проводимом в разных странах с 1948 года, с 1958 года стали участвовать советские музыканты.



В Брюсселе в 1958 году Вячеслав Галкин и Владимир Бесфамильнов заняли соответственно 2-е и 3-е места,



а в 1968 году Юрий Вострелов в Лестере (Англия) стал победителем.



В следующем 1969 году в Нью-Йорке первого места удостаивается Валерий Петров.



В 1971 году в Брюгге победителем становится Александр Скляров, набрав фантастическую сумму баллов за всю историю конкурса – 99,78 из 100.



С 1964 года не менее престижным становится Международный конкурс «Дни гармоники» в немецком городе Клингенталь.



С 1975 года этот конкурс стал называться «Фогтландские дни музыки», т.к. в нём стали принимать участие исполнители на других инструментах. В 1966 году победителем этого конкурса стал В.Галкин, 1968 году – В. Голубничий.



А в 1969 году наши баянисты получили все призовых места на этом конкурсе: Ф Липс, З. Алёшина и Ю. Абраменко.



Активный рост исполнительского мастерства немыслим без обновления репертуара, совершенствования конструкции инструмента, нотоиздательства и методической литературы. К 70-м годам в нашей стране сформировалась отечественная школа композиторов, создающих музыку для баяна: Н.Я. Чайкин (1915-2000), К.А. Мясков (1821-2000), А.Н. Холминов (род. в 1925 г.), А.Л. Репников (род. в 1932 г.), В.А. Золотарёв (1942-1975) и другие.



Каждый из этих композиторов внёс свой вклад в развитие баяна, особенно В.А. Золотарёв. Будучи отличным исполнителем-баянистом, он стал поверять баяну свои самые сокровенные художественные замыслы, которые потребовали специфических средств выразительности. Отсюда возникла необходимость освоения новых приёмов игры на инструменте, найденных им в содружестве с известными баянистами. Произведения В. Золотарёва «Камерная сюита», «Партита», «Соната № 3» по художественному содержанию ставят автора рядом с такими известными композиторами ХХ века, как Г. Свиридов (1915-1998) и Р. Щедрин (род. в 1932 г.).

В середине 70-х годов ХХ века наступает расцвет баянного искусства. В это время в развитии исполнительства наблюдаются 2 тенденции: академическая и романтическая.К первой относятся следующие музыканты: И. Пуриц, В. Голубничий, В. Петров, Ф. Липс.



В игре этих мастеров преобладает железная логика, искренность и выразительность.Ко второй группе можно отнести таких выдающихся исполнителей, как Ю. Вострелов и А.Скляров.

.

Их игра отличается виртуозной техникой и высочайшим артистизмом. Без преувеличения можно сказать, что творчество А. Склярова – вершина исполнительского мастерства.Это ставит его рядом с такими выдающимися музыкантами, как С. Рихтер, Д. Ойстрах, М. Ростропович.

Высокий уровень мастерства отечественных баянистов оказал огромное влияние на совершенствование конструкции баяна. Появились такие замечательные концертные многотембровые баяны отечественного производства: «Юпитер», «Аппассионата», «Мир», «Левша», «Акко» и другие.







Успехи русской баянной школы невозможны без создания нотной базы. Следует отметить такие пособия: «Самоучитель игры на баяне» А. Басурманова, «Школы игры на баяне» Аз. Иванова, А. Онегина, П. Говорушко, сборники «Первые шаги баяниста», «Играй, мой баян», Хрестоматии для баяна, «Антологию литературы для баяна» и т.д. Много выпускается методической литературы для педагогов и студентов.



Таким образом, став подлинно национальным инструментом, баян является очень важной частью нашей культуры, а появление исполнителей самого высокого уровня поставило престиж отечественной баянной школы на самые высокие позиции во всём мире.

Список использованной литературы.

  1. Имханицкий М.И.. «История баянного и аккордеонного искусства».

- М., РАМ им. Гнесиных, 2006.

2. Басурманов А.П. «Баянное и аккордеонное искусство». Справочник.

- М., Кифара, 2003.

3. Пуриц И.Г. «Методические статьи по обучению игре на баяне». – М., 2009.

4. Липс. Ф.Р. «Искусство игры на баяне». – М., Музыка, 2004.

5. Липс Ф.Р. «Кажется, это было вчера». – М., Музыка, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Щёлковского муниципального района московской области iconПояснительная записка муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
«Светлячок» общеразвивающего вида Щелковского муниципального района Московской области введен в эксплуатацию в 1955 году
Щёлковского муниципального района московской области iconДоклад о состоянии и результатах развития ситемы образования щёлковского...
Экономика Щёлковского муниципального района как ресурс развития муниципальной системы образования. Цели и задачи муниципальной системы...
Щёлковского муниципального района московской области iconЩелковского муниципального района московской области
Основные задачи, стоящие на начальном этапе разучивания музыкального произведения – 4 стр
Щёлковского муниципального района московской области iconЩёлковского муниципального района московской области
Работа над полифонией. И. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль минор. Хтк
Щёлковского муниципального района московской области iconРеферат Тема: Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах
Дополнительного образования детей детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области
Щёлковского муниципального района московской области iconДоклад г. Щёлково
Полное наименование учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский...
Щёлковского муниципального района московской области icon141109, Московская обл., г. Щелково, тел/факс: 8(496) 56-2-58-66
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «цветик-семицветик»общеразвивающего вида щёлковского...
Щёлковского муниципального района московской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская хореографическая школа Щелковского муниципального...
Щёлковского муниципального района московской области iconПубличный отчет за 2009-2010 учебный год 2010 год
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 П. Фряново щелковского муниципального района московской...
Щёлковского муниципального района московской области iconМуниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые...
Щёлковского муниципального района московской области iconЩёлковского муниципального района постановлени е
Российской Федерации от 10. 03. 2009 №259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя», распоряжением Правительства Российской...
Щёлковского муниципального района московской области iconОбласти введен в эксплуатацию в 1955 году
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Светлячок» общеразвивающего вида Щелковского муниципального...
Щёлковского муниципального района московской области iconПроект повестки заседания Совета депутатов городского поселения Свердловский...
Совета по профилактике коррупции на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на 1-е полугодие...
Щёлковского муниципального района московской области iconПрограмма развития речи детей дошкольного возраста в детском саду...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополёк» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального...
Щёлковского муниципального района московской области iconУрока английского языка по теме “ Любимые занятия”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щелковский лицей №7 Щелковского района Московской области
Щёлковского муниципального района московской области iconЩёлковского муниципального района московской области
Кроме этого, всё течение работы связано с возрастом и психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального и общего развития....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск