Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм?





Скачать 103.57 Kb.
НазваниеПроект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм?
Дата публикации01.10.2014
Размер103.57 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
Кузнецова Елена Васильевна,

учитель МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района»
Модуль: Языковая норма и правила речевой деятельности
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм?
Эпиграф: Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу.

Б.Васильев.
Цель: создать условия для овладения обучающимися языковыми нормами
Задачи:
Личностные:

  • вызвать стремление к овладению отточенной и яркой речью;

  • привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

  • побудить к обогащению своей речи;

  • воспитывать чувство ответственности за свой родной язык;

  • воспитывать чувство уважения к культурному прошлому русского народа


Метапредметные:

  • развивать навыки анализа и восприятия информации;

  • описывать решения проблемной задачи


Предметные:

  • формировать понятие «языковая норма»;

  • выяснить, может ли общество обойтись без языковых норм;

  • проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

  • повышать уровень речевой культуры;

  • подготавливать к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с языковыми нормами и культурой речи


Виды деятельности: решение тестовых заданий в форме ЕГЭ, дискуссия, анализ текстов, словарная работа, беседа
Оборудование: учебник А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень»; тесты на отдельных листочках; отрывок из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»; текст С.Казначеева
Ход урока:

  1. Оргмомент.

Организация учащимися своих рабочих мест, настрой на рабочий лад. Оформление тетрадей (запись даты и названия работы).


  1. Лингвистическая разминка.


- Решение тестовых заданий в форме ЕГЭ с последующей коллективной проверкой,

анализом ошибок.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)донельзЯ; 2)взЯла; 3)граждАнство; 4)нАверх.
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?


  1. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

  2. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

  3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

  4. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.


А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)лягте (на пол); 2)их работа; 3)горячие супы; 4)шестистами учениками.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Говоря о богатстве языка,



  1. в аудитории началась дискуссия.

  2. у меня возник интерес к этой проблеме.

  3. требуются конкретные примеры.

  4. мы имели в виду главным образом его словарный запас.



А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).


  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

  2. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы 20 века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

  3. М.Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

  4. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.




  1. Актуализация полученных знаний.

  • Запись темы урока, эпиграфа к уроку. Целеполагание.

- Сегодня тема урока содержит вопрос. Какие вопросы возникли у вас после записи темы урока? (Что такое языковые нормы? Как соотносятся общество и языковые нормы?)

- Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? (Получить ответы на возникшие вопросы. Ответить на вопрос, заявленный в теме урока. Объяснить, почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку. Выяснить, как слова Б.Васильева соотносятся с темой урока.)

  • Самостоятельное изучение материала учебника на с.211.

  • Беседа.

- Что такое языковые нормы?

- Когда мы сталкиваемся с этим понятием?

- Какие нормы языка были представлены в тестовых заданиях лингвистической разминки?


  1. Реализация домашнего задания.

- Слово учителя.

Итак, может ли общество обойтись без языковых норм?

Дома вы анализировали высказывания (статусы) своих знакомых на сайте «Одноклассники», речь политиков и речь героев двух фильмов, «Жизнь и судьба» и «Смертельное оружие». Цель вашей домашней работы – осмыслить плюсы и минусы следования языковым нормам. Так ли уж необходимо знать и использовать языковые нормы?
В таблице отображены только предполагаемые выводы по проделанной работе



Защитники языковых норм



Противники языковых норм



Выступление группы, анализирующей сайт «Одноклассники»




Но ведь ваши статусы, комментарии могут прочесть другие и подумать о вас нелицеприятно. Я знаю людей, которые, прочитав текст, где были нарушены языковые лексические нормы, переставали общаться с авторами текста, исключали его из «друзей», чтобы не читать больше подобного. Ведь не всем нравится бранная лексика, жаргонизмы.



Зачем мне в общении с друзьями в «Одноклассниках» соблюдать языковые нормы. Не нужны нам правила. Самое главное для меня и моих друзей то, что мы общаемся и общаемся мы на понятном для нас языке. Мы понимаем друг друга, а до остальных нам нет дела. Не нравится – не читайте.


Выступление группы, анализирующей речь политиков




Политик должен быть грамотным, говорить правильным языком, владеть языковыми нормами, соблюдать их. Политик – лицо власти, представитель народа, России. Поэтому он должен вести себя соответствующе. Мне кажется, что большинство избирателей составляет интеллигенция. Представьте, если кандидат в депутаты или лидер какой-либо партии произнесёт речь с нарушением норм языка или будет использовать жаргонизмы, брань. Пойдут за него голосовать, если его речь режет слух?



А мне всё равно, как выражается политик. Ему нужно добиться своего, и, я думаю, он может использовать любые средства для достижения своей цели. Самое главное, чтобы он исполнял свои обещания.


Выступление группы, анализирующей речь героев фильмов



Я не скажу, что мне не понравился фильм, «Смертельное оружие», тоже смотрел с удовольствием, но вот перевод отталкивал. Фильм со смыслом, о дружбе, о настоящих полицейских. Но мне не верится, что Мел Гибсон, снявший фильм о Боге, может без конца так выражаться. К чему стремятся переводчики? Неужели думают, что у нас в стране «пустые» люди?

Я соглашусь, что, может быть, фильм «Жизнь и судьба» сложноват. Но я посмотрел его весь. И ничто меня в нём не отталкивало. Я вслушивался в речь героев. Она была без вульгарностей, без ошибок, богата.



Посмотрел я первые серии фильма «Жизнь и судьба» и бросил. Скучно, много всяких рассуждений. Пока вдумаешься. Зачем мне это? Я смотрю кино для развлечения, для отдыха. А вот «Смертельное оружие» по мне. Все 4 фильма посмотрел с удовольствием. Подумаешь, встречаются там некрасивые слова, зато всё просто и понятно.


- Итог выполнения домашнего задания.

Слово учителя.

Мы выслушали разные точки зрения на поднятую на уроке проблему. Давайте на основе услышанного сделаем вывод: можно ли обойтись без языковых норм в обществе? Что даёт обществу соблюдение языковых норм? Обратите внимание, что я делаю упор на слове «общество».
Предполагаемые ответы учащихся.

- Речь, в которой не соблюдаются нормы языка, вульгарна, не этична, отталкивает, говорит о соответствующем развитии автора.

- Речь с соблюдением языковых норм приятна для слуха, притягивает к себе, начинаешь задумываться, а я смогу так выразить свою мысль.

- В учебнике упоминается этический компонент культуры речи. Мы живём не сами по себе, а в обществе, поэтому нужно думать об окружающих людях. Думать о том, какой эффект произведёт на них моя речь, хоть устная, хоть письменная. Я не согласна с теми, кто думает только о себе.

- Сегодня мы говорили и слушали о других: о героях фильмов, о политиках, о наших знакомых. А мне кажется, в первую очередь надо начать с себя. Задать вопрос себе: правильно ли я говорю? знаю ли я правила? интересно ли меня слушать? И только потом, если имеем право, оценивать других.


  1. Практикум. Анализ текстов.


Слово учителя.

-Общество не стоит на месте, изменяется. В связи с этим происходят изменения и в языке. Выполните следующее задание. Прочитайте 2 текста и проанализируйте их с точки зрения темы урока.


  1. С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в

своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него по хутору

чудное. Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели

они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до

Татарского, ажник, кургана. Сажал ее там на макушке кургана, спиной к

источенному столетиями ноздреватому камню, садился с ней рядом, и так

подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а

потом Прокофий кутал жену в зипун и на руках относил домой. Хутор терялся

в догадках, подыскивая объяснение таким диковинным поступкам, бабам за

разговорами поискаться некогда было. Разно гутарили и о жене Прокофия:

одни утверждали, что красоты она досель невиданной, другие - наоборот.

Решилось все после того, как самая отчаянная из баб, жалмерка Мавра,

сбегала к Прокофию будто бы за свежей накваской. Прокофий полез за

накваской в погреб, а за это время Мавра и разглядела, что турчанка

попалась Прокофию последняя из никудышных...

(Отрывок из романа М.Шолохова «Тихий Дон»).

2) (1) Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4) Придёшь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «КурS валют». (5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Английскими словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное - становится банальным.

(18) Варианты Zемфира (равно как и Глюк ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж ненужное искажение письменной формы. (19) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21) Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». ( По С.Казначееву).
- Словарная работа. Значение непонятных слов из романа М.А.Шолохова объясняет заранее подготовленный ученик.
- Вопросы для анализа текстов.

  • Что происходит с языком в наши дни?

  • Почему коверкают слова? С какой целью? Оправдывается ли эта цель?

  • Роман М.А.Шолохова повествует о событиях начала 20-го века. Все слова вам понятны? Как вы думаете, почему?

  • О чём говорят непонятные для вас слова: о незнании писателем языковых норм или о чём-то другом? (Писатель использует в тексте диалектные и устаревшие слова. Но это не признак безграмотности. Использование подобных слов, наоборот, говорит о развитости языка, его богатстве.)

  • Как вы думаете, для чего нужны Михаилу Александровичу подобные слова? ( Писателю нужно было воспроизвести изображаемую эпоху, а следовательно, и язык той эпохи, чтобы выглядело всё правдоподобно. По всей видимости, подобные слова были нормой в те времена.)

  • Может быть, кто-то считает иначе и уверен в том, что М.Шолохов искажает язык? ( Нет, Шолохов не искажает слова, а показывает их жизнь.)

  • Чем обеспокоен автор другого текста, С.Казначеев?

  • В начале урока мы записали в качестве эпиграфа слова Б.Васильева: Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу. Прочитайте их ещё раз. Созвучны ли они теме урока и тексту С.Казначеева? ( В наши дни, действительно, происходит порча языка. И это характеризует нас не с лучшей стороны.)




  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.


-Может ли общество обойтись без языковых норм?
Предполагаемые ответы учащихся.

-Нет, не может. Владение языковыми нормами говорит о собственном уважении и об уважении к другим, о развитии человека, его любви к родине, языку.

- Наш язык относится к мировым. Наличие норм языка, их соблюдение сыграло в этом не последнюю роль.
-Почему, по мнению Бориса Васильева, «наш язык заслужил право на бережное к себе отношение»?
Предполагаемые ответы учащихся.

-Русский язык имеет богатую историю, прошёл долгий путь в своём становлении. Над его развитием трудился ещё М.В.Ломоносов. Свой вклад в совершенствование языка внёс Н.М.Карамзин. Русский язык сделал литературным языком А.С.Пушкин. Наш язык изучают за границей, чтобы прочитать в подлиннике произведения таких мастеров речи, как И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. Наша задача – знать, изучать, беречь русский язык.

-Нам надо извлечь уроки из текста С.Казначеева. Ведь язык говорит о воспитанности, развитости, духовности его носителя.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту С.Казначеева: сформулировать и прокомментировать проблему, поднятую автором в тексте; сформулировать позицию автора и вашу позицию

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? icon«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconГреднева Ольга Николаевна, г. Омск Россия без каждого из нас обойтись...
Вой нравственности гражданина. Сейчас, в период возрождения России, это очень важно, и вполне современно, как мне кажется, звучат...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconКнига в жизни детей и подростков
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconМуниципальный этап конкурса «Инициатива молодых»
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconРеферат по математике «Измерительные приборы»
В школе каждый ученик не может обойтись без специальных измерительных приборов, такие как линейка, треугольник, транспортир, циркуль....
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconИспользование икт при подготовке к егэ по математике
Без компьютера сейчас мы не можем представить нашу жизнь. Без него уже не могут обойтись ни учителя, ни учащихся. Компьютер – огромный...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconРеферат Ледовое побоище: как это было и как могло быть
Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Без упоминания об этой «крупнейшей битве раннего средневековья», положившей...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сонный или опаздывающий на занятия ребенок не может быть внимательным на дороге, и соответственно ошибка по Правилам дорожного движения...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconЦель: Воспитывать патриотизм к Родине. Задачи
Добрый день дорогие друзья! Без вас на этом празднике нам обойтись нельзя. Без вас весь зал встревожится и спросит: где же смех?...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconЛитература 18 Введение При современном развитии технологий почти...
«химию» превращать в электроэнергию, мы и получаем на выходе такой элемент питания, как аккумулятор. Пресловутая химическая реакция...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconТема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер...
Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconУрока: урок-исследование Главная идея урока
Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак)
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Юля а, мне кажется, что без маленького волшебства нам не обойтись. Давайте произнесем волшебные слова
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconПрограмма разработана в соответствии
Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной...
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? icon«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись»
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее»
Проект урока: Может ли общество обойтись без языковых норм? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так как задача педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск