МОУ СОШ №33 Выступление на заседании методического объединения учителей
иностранного языка 25.03.2014г
( в рамках методической сессии)
подготовила: Гридасова О.А.,
учитель английского языка «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись»
(В.А. Сухомлинский)
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее»
(Б.Г. Ананьев) Школьная оценка и ее виды Отечественной и зарубежной психологией и педагогикой определены роль и назначение оценки учебных достижений школьников в процессе обучения. Оценка обладает:
-информационной функцией - свидетельствует об успешности в овладении необходимыми знаниями и умениями;
-диагностического функцией - указывает на причины недочётов в подготовке школьников;
-мотивационной функцией - является одним из мотивов участия школьника в процессе обучения;
-воспитательной функцией - служит инструментом самооценки и самопознания.
Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний: как результат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). Уровень знаний ученика характеризует качество учебных достижений.
На основании оценок определяется успеваемость, которую считают не только обобщенным показателем знаний, приобретаемых учащимися, но и, как правило, образовательного процесса в целом. Успеваемость, выраженная в абсолютных показателях, в процентном соотношении или в какой-то иной форме, является распространенной мерой успешности обучения.
Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.
Оценка, по выражению Г. И. Щукиной, есть информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл, похвала, сравнение с достижениями других учеников. Оценку не следует отождествлять с отметкой. Отметка - есть числовой аналог оценки.
Эффективность оценивания, устранение в этом процессе субъективизма во многом определяется выбором оценочной шкалы.
Виды оценочной шкалы
-
Количественная
| Порядковая
| Абсолютная (в баллах)
| Относительная (в %)
| Ранговая, рейтинговая
| Дескриптивная (описательная)
| К наиболее распространенным формам оценки результатов деятельности учащихся относят:
оценивание по 5-балльной системе
оценивание по 4-балльной системе (без «единицы»);
выставление только оценок «пять» или «четыре»;
оценивание по 3-балльной системе (1 балл - все выполнено, 1/2 балла - выполнено частично, 0 баллов - не выполнено);
оценивание от 5 баллов по нарастанию до 6 (5,1; 5,2...);
оценивание по индексированной системе (5а, 56, 5в, 4а, 46,4в...);
13-балльное оценивание;
оценивание в виде символов или графических фигур;
выставление поурочного балла;
фиксирование ответов на доске;
выставка лучших тетрадей, работ с рецензией;
выполнение задания на выбор с предопределенной отметкой на «5» и «4», «3»;
вручение цветных жетонов, значков, звездочек и т. д.
При оценивании знаний возможны разнообразные формы общения учителя и учащихся, например: устное поощрение, похвала , одобрительная улыбка, сообщение всему классу об индивидуальных успехах отдельных учащихся, аргументация оценок, открытый учет знаний и другие.
Система контроля предметных знаний строится на основе методических характе ристик, включающих цели, функции, принципы, этапы, способы и средства,взаимосвязь контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, особенности деятельности педагога и учащихся, методику его проведения.
Изначально договоримся о том, что мы не принимаем позицию педагогики толерантности с её основным лозунгом «Мы все равны!», ибо она порождает, на наш взгляд, ложное понимание справедливости как равного отношения к разным людям. Возможности нравственного становления разных людей, разных коллективов различны и неравны, поэтому справедливым является разное отношение к разным людям, к разным коллективам. «Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же, как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему знать лишь одно средство для борьбы с ветрами»
Оценка состояния и оценка развития.
Для удобства рассуждений представим себе двух персонажей. Первый персонаж - трудолюбивый, старательный, прилежный, но малоспособный ученик, которому учёба даётся трудно, да и домашних условий для полноценного развития маловато. Назовём его Петя. Второй персонаж - способная, развитая, хватающая всё на лету, но манерная, с ленцой, «новорусская» ученица, имеющая все возможные домашние условия для учёбы. Назовём её Маша.
Проведём мысленный эксперимент. Завуч проверяет технику чтения в классе. Ученик Петя читает 10 слов в минуту, ученица Маша - 120 слов (показатели скорости чтения условны). Ясно, что, исходя из норм оценивания, соответствующих возрасту, Петя получит двойку, а Маша - пятёрку. Проходит месяц-другой, завуч снова проверяет технику чтения в этом же классе. Петя читает уже 29 слов в минуту, а Маша - 121 слово. По той же норме оце- мивания Петя снова получает двойку, так как до 30 слов в минуту, что соответствовало бы тройке, он маленько не дотянул, хотя читать стал вдвое лучше. Маша вновь получила пятёрку, ибо по- прежнему превзошла установленный норматив. В результате у Пети отбито желание учиться (а ведь он так старался!), а у Маши в душе поселилось равнодушие: она получила «пятёрку» за полное отсутствие улучшения темпа чтения. Впредь можно не напрягаться...
Эта привычная система оценивания, при которой результаты учеников сравнивают между собой и с существующим (якобы общепринятым) нормативом, без учёта приращения результатов каждого ребёнка, не стимулирует, а подавляет стремление к развитию.
Подобную практику кандидат психологических наук А. Кушнир называет оценкой состояния: «Пятёрка ли, тройка ли - обе одинаково бессодержательны в качестве меры развития. Это учитель хотя бы смутно представляет себе, за что ставит ту или иную оценку. Ученик же воспринимает оценку как полумистическую реальность, которую он может интерпретировать весьма и весьма умозрительно. Благие помыслы о жёсткой и чёткой системе критериев, максимально объективирующей оценку, проросли реальными технологиями оценивания в весьма ограниченном кругу учителей. Но даже в этом - прогрессивном - кругу речь идёт об оценке состояния». Он предлагает «оценку собственно развития - оценку изменения состояния», которая не сравнивает детей между собой и с нормативом, а «выставляется исключительно за позитивное изменение состояния в сравнении с собственным же состоянием минуту, день, месяц, год назад».
Таким образом, одна отметка фиксирует состояние ребёнка, а другая - его изменение. Казалось бы, вторая достовернее, справедливее первой. Но...
Представьте себе ситуацию в конце полугодия и вспомним уже знакомых нам Петю и Машу. Допустим, всё это полугодие учитель выставлял им оценки развития, постоянно хвалил медленно растущего ученика Петю и чаще журил способную, но несобранную Машу. Но в конце полугодия хвалёный, но малоспособный ученик Петя всё же не «догнал» ученицу Машу и итоговую оценку получил ниже, несмотря на похвалы и поощрения, ибо они были в большей степени даны за старания, а не за знания или умения. В результате и справедливая, достоверная оценка развития породит чувство несправедливости и не отразит реальных результатов учеников с разным уровнем способностей. Этих недостатков у оценки состояния нет. ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНОК СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ
Оценка
| Что фиксирует?
| Параметры оценивания
| Развивающий эффект
| Что отражает?
| Состояния
| Состояние ребёнка
| Сравнивает детей друг с другом и с нормативом
| Не стимулирует стремление к развитию
| Отражает реальные результаты уровня обучен- ности
| Развития
| Изменение
состояния
ребёнка
| Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним
| Стимулирует стремление к развитию
| Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей
| Очевидно, что недостатки двух оценок можно компенсировать, используя их одновременно или попеременно.
Оценка накопительная и оценка вычитательная.
Чтобы получить желанную «пятёрку» на ЕГЭ или на централизованном тестировании, нет необходимости решать верно все задания теста. Для этого достаточно набрать около 75 % положительных ответов. Причём набрать их можно как «качеством., так и «количеством»: можно решить много простых задачек, а можно - несколько сложных, оценочный же результат при этом будет одинаков. Такая система оценивания в дидактике получила название накопительной (или кумулятивной).
Более привычна вычитательная система оценивания, при которой школьник должен верно выполнить все предложенные задания - 100 %. Это соответствует максимальному баллу («пятёрке»). Если задания выполнены не полностью, из «пятёрки» вычитается соответственное количество баллов (отсюда - вычитательная система оценивания).
Две выполненные на «пятёрку» контрольные работы, оцененные по накопительной системе, будут различаться, тогда как две «пятёрочные», оцененные по вычитательной системе, будут похожи, как две капли воды. Всем хорошо известно, что две медальные выпускные работы по математике могут отличаться разве что количеством запятых.
Таким образом, накопительная оценка подчёркивает в первую очередь то, что ученик уже выучил (оставляя без контроля пробелы в знаниях), а вычитательная - то, чего он ещё не выучил (контролируя при этом весь объём обязательных знаний).
На первый взгляд, накопительная система оценки кажется прогрессивнее вычитательной, так как предоставляет ребёнку право выбора и в большей степени учитывает его индивидуальность. Но... именно накопительная система и оставляет «пробелы» в знаниях. Ученик на контрольной не выбирает те задания, которые не усвоил, или ту задачу, которую решить не может, и в результате эта «прореха» остаётся. А если это незнание входит в обязательный минимум?
ДЕЙСТВИЕ ВЫЧИТАТЕЛЬНОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНОК
Оценка
| Что фиксирует?
| Право выбора и учёт индивидуальности
| Регулятивные действия
| 1
| 2
| 3
| 4
| Вычитательная
| Пробелы в знаниях,
| Не предоставляет ученику права выбора задания
| Контролирует весь объём обязательных
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| умениях, навыках
| и не учитывает индивидуальность ученика
| знаний
| Накопительная
| Наличие знаний, умений, навыков
| Предоставляет ученику право выбора задания и учитывает его индивидуальность
| Оставляет без контроля пробелы в знаниях
| Очевидно, что плюсы и минусы накопительной и вычитательной систем оценивания дополняют друг друга и, видимо, могут взаимно компенсироваться.
Оценка статичная и оценка динамичная.
Вспомним листы открытого учёта знаний В. Ф. Шаталова, на которых ручкой выставлялись только «пятёрки», остальные отметки вписывались карандашом и их можно было исправить: «все иные оценки, кроме отличных, выставляются простым карандашом. Их можно стирать ластиком и заменять другими по мере устранения пробелов в знаниях по отдельным разделам программы», «любая нежелательная оценка может быть исправлена и не ставится навечно». Эта идея когда-то казалась новаторской, так как везде и по сей день выставленную оценку нельзя изменить. В лучшем случае её можно «закрыть», но не исправить. Четвертная или годовая оценки выводятся как среднее арифметическое. И если, не дай Бог, в начале года ученик нахватал кучу «двоек», получить итоговую «пятёрку» за год ему не суждено, даже несмотря на то, что он уже давным-давно всё выучил на «пятёрку». Полученная по недоразумению «троечка» на первом курсе, которую за пять лет учёбы можно было бы(если бы было можно!) пересдать неоднократно, зачастую служит барьером на пути к «красному» диплому. А по большому счёту такая «вечная» оценка становится причиной нежелания доучивать то, что когда-то давно было сдано на государственную «тройку». Но ведь задача школы и вуза - стимулировать учение, а не отбивать к нему охоту.
Оценку, полученную один раз и навсегда без права пересдачи, назовём статичной. Она не изменяется во времени и в пространстве, несмотря на то, что человек стал другим.
Представим себе Петю, который не выучил наизусть «Я помню чудное мгновенье» по причине домашних вечерних неурядиц с не очень трезвым отцом. Поскольку ему неловко говорить в классе при всех о причинах невыученного урока, он получит свою законную «двоечку». Но, помня его старательность, совестливость и усердие, мы можем наблюдать на другой день следующую картину. Петя подходит к учительнице и рочкч говорит: «Мариванна! Я выучил «Чудное мгновение», можно я пересдам?» И что он может услышать в ответ? «Двойку» по Пушкину ты можешь «закрыть» «пятёркой» по Лермонтону!»Бедный Лермонтов!
Оценку, которую можно изменить, пересдать, доучив неученное и доделав недоделанное, назовём динамичной.
На первый взгляд, динамичная оценка кажется прогрессивнее статичной. Но... именно она становится причиной того,что ученик не спешит сдавать то, что при статичном оценивании уже давно бы «сдал и забыл». Именно динамичная оценка служит причиной того, что ученик получает возможность откладывать на завтра» то, что следовало бы сдать ещё вчера, и тем самым тормозит (вернее «откладывает») его развитие.
Снова очевидно, что обе системы - и статичная, и динамичная - имеют свои достоинства и свои недостатки, которые надо как-то компенсировать.
ДЕЙСТВИЕ СТАТИЧНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ ОЦЕНКИ
Оценка
| Что фиксирует?
| Развивающий эффект и учёт индивидуальности
| Оценка достижений, результативность
| 1
| 2
| 3
| 4
| Статичная
| Состояние ребёнка
| Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика
| Способствует своевременному продвижению ученика в развитии
| Динамичная
| Изменение состояния ребёнка
| Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика
| Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра»
| Оценки всякие нужны, оценки всякие важны. В различных организационных ситуациях нужны разные их формы. Так, выпускной государственный экзамен не может оцениваться динамичной оценкой, а вот текущая оценка за знание стихов Пушкина не может быть статичной: «двойку» по Пушкину нельзя закрывать «пятёркой» по Лермонтову. Полнота системы оценивания предполагает взаимную дополняемость качественных признаков. Только при этом мы можем компенсировать недостатки одной крайности достоинствами противоположной. Поэтому прежде чем рассматривать целесообразность использования тех или иных оценок, рассмотрим организационные признаки оценки.
Оценка обязательная и оценка добровольная. Согласимся с мыслью о том, что оценку надо разделить на обязательную и добровольную. В связи с этим есть смысл сравнить очень схожие по форме проведения процедуры Централизованного тестирования (ЦТ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ),ибо это сравнение рельефно показывает разницу между обязательной и добровольной оценками.Обе процедуры предполагают схожее тестирование, обе имеют сходные технологии проверки и оценивания, по результатам обоих испытаний выдаётся сертификат со схожими шкалами перевода оценки. Но общественного шума вокруг ЕГЭ значительно больше, чем вокруг ЦТ. А принципиальная разница ЕГЭ и ЦТ в том, что ЕГЭ - обязателен, а ЦТ - добровольно. Разница между обязательной и добровольной оценками в том, что результаты добровольного испытания учащийся может проигнорировать, скрыть от других (причём не обязательно, если они отрицательные), и в итоге ом сам решает, будет эта оценка влиять на его судьбу или нет. Обязательная оценка неизбежна: неизбежно возвышающая (если высокая) и неизбежно унижающая (если низкая). Она обязательно известна всем (многим): значит, всем известны и триумф, и позор. Добровольная оценка сообщается индивидуально и даже конфиденциально. В этом, видимо, и кроется причина большинства жарких дискуссий вокруг ЕГЭ (кроме тех, что касаются потраченных денег).
Таким образом, обязательная оценка объявляется всем и не даёт права выбора, а добровольная может быть объявлена конфиденциально и даёт право выбора.
Оценка базового уровня и повышенного.
В статье В. Фирсова «Вопросы без ответов. Система оценки должна быть встроена в более широкую педагогическую парадигму» (Школьное обозрение. 2003. №2. С. 10) говори «Обязательная оценка должна отвечать на один вопрос: освоен ли базовый уровень учебного материала? Добровольная оценка - это оценка усвоения повышенного уровня». Обязательность оценивания базового уровня несомненна, ибо оно не реализовано в повседневной педагогической практике: традиционном форма экзаменов по билетам не предполагает оценки всего базового уровня, а только тех знаний, которые предусмотрены вопросами билета. ЕГЭ не предполагает оценки всего базового уровня, ибо предусматривает возможность выбора заданий; традиционная практика ежедневных школьных опросов не предполагает оценки всего базового уровня: учитель сегодня опрашивает одних учеников, а завтра - других (и если школьник уже получил оценку за знание закона Ома для участка цепи, то вероятность того, что завтра его спросят о законе Ома для полной цепи, очень мала). Таким образом, традиционная педагогическая практика не предполагает оценивать все знания базового уровня ни в текущей, ни в итоговой форме. Говорить о достоверности, о справедливости оценки базового уровня в таком случае не приходится. Мне могут возразить: чтобы проверить весь базовый уровень, необходимы колоссальные временные затраты. Конечно, если учитель всё и всех будет проверять и оценивать сам, затраты неизбежны, но есть резерв чередования оценки, самооценки и взаимооценки, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Оценка текущая и оценка итоговая.
Текущая оценка предусматривает оценивание частичного знания, умения, навыка. Итоговая складывается из оценок текущих. Способы суммирования (а иногда усреднения) текущих оценок в итоговую различны, и сейчас мы не будем их рассматривать.
Итак основные определения:
-Оценка состояния - это оценка, позволяющая сравнить знания, умения и навыки ученика с нормативами и со знаниями, умениями и навыками других учеников.
-Оценка развития - это оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния знаний, умений и навыков ученика в сравнении с их прежним состоянием.
-Вычитательная оценка - это оценка знаний, умений и навыков ученика, предполагающая полное усвоение этих знаний, умений и навыков и не предоставляющая ученику права выбора выполняемого задания.
-Накопительная (кумулятивная) оценка - это. оценка знаний, умений и навыков ученика, предполагающая выбор учеником определённого количества заданий из большего количества предлагаемых.
-Статичная оценка - это оценка знаний, умений и навыком ученика, выставляемая один раз и не предполагающая возмож ности пересдать на более высокий балл.
-Динамичная оценка - это оценка знаний, умений и навыком ученика, предполагающая возможность пересдачи и повышении оценки.
-Обязательная оценка - это оценка, выставляемая ученику обязательно.
-Добровольная оценка - это оценка, выставляемая ученицу по его просьбе или желанию.
-Оценка базового уровня - это оценка знаний, умении и навыков ученика, входящих в государственный образов-й стандарт.
Оценка повышенного уровня - это оценка знаний умений и навыков ученика, выходящих за пределы гос.образовательного стандарта.
Текущая оценка - это оценка, выставляемая учеши ку за освоение единичного (фрагментарного, эпизодического) знания, умения или навыка.
• Итоговая оценка - это оценка, выставляемая ученику на основании текущих оценок (четвертная, полугодовая, годовая, семестровая и др.).
Организационная модель школьной оценки.
Сведём все описанные признаки в целостную модель, обладающую признаком полноты. Полноценная система оценки та, в которой присутствуют все типы качественных и организационных принципов, только в этом случае система может претендовать на полноту. В каждой паре выделенных признаков ссть свои плюсы и минусы, которые при условии чередования будут взаимно компенсироваться по принципу дополнительности.
Итоговая оценка складывается из двух форм текущих: обязательных и добровольных. Обязательные текущие оценки выставляются за освоение базового уровня, добровольные текущие - за освоение повышенного уровня. Добровольные текущие оценки могут быть выставлены за добровольную подготовку реферата или иной творческой работы, доклада, за участие в обучении других, за участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. д. Понятно, что любая добровольная попытка может быть неудачной, а это всегда оценивается отрицательно. Но добровольная неудачная попытка не должна влиять на будущее ученика, в том числе и на будущую итоговую оценку, тогда как удача, победа может и должна положительно влиять на общий итог. Поэтому добровольная текущая оценка может быть только хорошей или отличной. Если она таковой не является, то её можно сообщить ученику конфиденциально по его просьбе и, естественно, никуда не выставлять. Наиболее адекватно добровольную текущую оценку отражает портфолио. Количество таких оценок жёстко определяться не может.
Текущая же обязательная оценка может быть разной, ибо отражает знание обязательного уровня. Количество таких оценок должно быть строго определённым.
Разберёмся с текущими оценками.
Обязательные базовые текущие оценки должны быть:
вычитательными — базовый минимум должен быть усвоен и оценен на 100 %;
динамичными - оценки базового минимума в пределах установленного срока можно пересдавать, но не бесконечно долго, низкие оценки по одной теме нельзя «закрывать» оц
оценками развития - каждый ученик имеет право двигаться своим темпом в освоении базисного минимума и нет смысла в этом продвижении сравнивать учеников друг с другом.
Добровольные повышенные текущие оценки могут только повышать (на то они и оценки повышенного уровня) итоговые и при этом они должны быть:
накопительными - повышенный уровень знаний неограничен и поэтому 100 % быть не может. Из всей необъятности повышенных (углублённых) знаний ученик выбирает нужные ему;
статичными - добровольный результат (даже если он отрицательный) не требует пересдачи, ибо его и сдавать-то необязательно;
оценками состояния - это в первую очередь касается добровольного участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, в которых, как правило, есть победители, выстраивается рейтинг участников, а значит, школьников сравнивают друг с другом.
Суммирование всех текущих оценок даёт полноту итоговой оценки, так как учитывает все пары признаков. Полнота итоговой оценки обеспечивается чередованием вычитательной и накопительной, динамичной и статичной, оценки состояния и оценки развития. Для общего образования доминирующей служит базовая обязательная текущая оценка, для профильного - добровольная повышенная (портфолио).
А что же наши персонажи? Как на них скажется такая система оценки? Представим, что они уже одиннадцатиклассники, определившиеся в своих будущих планах. Петя решил поступить в техническое училище и очень любит физику, а Маша решила стать юристом и ей физика нужна постольку поскольку. Петя любит физику, но даётся она ему с трудом, Маше она даётся легко, но для поступления в вуз она ей не нужна.
Маша, зная обязательный минимум, зная формы контроля и количество обязательных текущих оценок, быстро, особо не напрягаясь, «сдаст» физику на достаточную ей «четвёрку» и высвободит себе время для занятий по «профильному» обще- ствознанию. Дополнительные добровольные текущие оценки по физике ей не нужны. А вот Петя, который с трудом получает текущие обязательные «троечки» по физике, умудрился добровольно подготовить доклад о Ньютоне и реферат об Эйнштейне и получил за это добровольно текущие «пятёрки». В итоге «четвёрка» в аттестате, как и у Маши.
Примерное положение об оценивании знаний, умений и навыков в общеобразовательном учреждении может быть следующего содержания.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Оценка базового уровня обязательная, а оценка повышенного уровня - добровольная.
Итоговая оценка формируется из текущих. Итоговыми оценками являются четвертные (триместровые, семестровые), полугодовые и годовые.
Текущие оценки делятся на текущие обязательные оценки базового уровня и текущие добровольные оценки повышенного уровня. Текущая обязательная оценка - это вычигательная, динамичная оценка состояния, а текущая добровольная - накопительная, статичная оценка развития.
Выставляемая в журнал добровольная текущая оценка может быть только хорошей или отличной и может влиять на итоговую оценку только положительно (в сторону повышения). Добровольная текущая оценка ниже хорошей может быть сообщена ученику конфиденциально по его просьбе. В число добровольных текущих оценок входят:
а) результаты участия ученика в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т. п.;
б) результаты участия ученика в обучении других (доклады, реферат и пр.);
в) отзывы на творческие работы.
Эти оценки могут подтверждаться соответствующими сертификатами и составляют индивидуальный портфель достижений ученика (портфолио).
Учитель должен перед началом изучения курса (или его раздела) ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных текущих оценок, соответствующих этому минимуму, формами контроля и критериями оценивания.
Учитель должен перед началом изучения курса (или его раздела) ознакомить учащихся с возможностью и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня.
Учитель должен перед началом изучения курса (или его раздела) ознакомить учащихся с количеством итоговых оценок и установить крайний срок их выставления. Как правило, крайний срок выставления четвертных (триместровых, семестровых) и полугодовых оценок - последний день очередных каникул.
До установленного срока выставления итоговой оценки в классный журнал учитель самостоятельно может выставлять только отличные оценки, более низкие оценки выставляются по согласованию с учащимся. В установленный срок выставления итоговой оценки выставляются все текущие.
Текущую обязательную оценку ниже отличной ученик может пересдавать один раз в срок, согласованный с учителем. Повторная пересдача возможна только с разрешения учителя.
Оценки, выставленные таким образом, ознакомление учащихся с технологией оценивания, с типом отметок способствуют тому, что ребята начинают воспринимать их как справедливые: им понятно, почему, за что и по какому принципу выставлена оценка, которая перестаёт быть кнутом. А справедливость (даже при строгости оценивания) никогда не становится деструктивным началом - она всегда конструктивна. |