Уроках математики





НазваниеУроках математики
Дата публикации29.08.2014
Размер86.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Воспитание патриотизма на уроках математики.

Ятманкина Г.М.

учитель математики ГБОУ СОШ с. Савруха

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы: любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.

Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Самарской области, Похвистневского района, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным  и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками нашей области.

Воспитывать патриотизм помогает урок, с которого начинается учебный год и называется он «Я – гражданин». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы.

   Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Поэтому уже в начальной школе создаются условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Воспитание детей происходит не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но, главное, своим личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявление истинной любви к своему Отечеству».

Какими формами работы по воспитанию гражданственности располагает современная школа? Как отмечалось, это известный стандарт: патриотические игры, встречи с заслуженными людьми, поздравления ветеранов с Днем Победы, помощь им, классные часы с патриотической тематикой, походы по местам боевой славы, тематические уроки истории и литературы и т.д. Несмотря на то, что таких акций в школах, которые принимали участие в опросе, проводится много, некоторые школьники затруднились вспомнить о них. Между тем эмоциональное отношение учащихся к школьным патриотическим мероприятиям является важным критерием воспитательной составляющей. В разных школах отношение к подобным мероприятиям несколько отличалось, что говорит, в том числе, о профессионализме учительского корпуса, добросовестности тех, кто их организовал. Абсолютное большинство школьников отметили позитивные чувства, вызванные такими мероприятиями: уважение, гордость, любовь к Родине, благодарность

Обращает на себя внимание тот факт, что в своих пожеланиях школьники отмечали: наряду с празднованием памятных дат, желательно увеличить количество мероприятий, которые будут способствовать формированию чувства гордости за сегодняшние достижения соотечественников в спорте, науке, культуре и т.п

Многообразная деятельность школьных библиотек органично связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием: главная цель любой, и тем более школьной библиотеки — приобщить к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с пелёнок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причём именно школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. В работе библиотек по патриотическому воспитанию надо объединить интеллектуальное и эмоциональное начала, привлечь спектр художественной, научно - познавательной литературы, аудио- и видеоматериалы, электронные продукты.

С древнейших времен патриотизм в России всегда оставался одним из главных приоритетов. Он поддерживался народными сказками, былинами, песнями, сказаниями, где добро всегда побеждало зло, а герои справедливы и сильны духом. Через фольклор русский народ из поколения в поколение передавал свою любовь к Родине. Вот почему так важно знакомить детей с этими произведениями на уроках чтения и классных часах – у школьников формируется чувство гордости за историческое прошлое страны.

Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.

Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.

В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.

Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом я рассказываю при прохождении темы “Приближенное значение числа” в 5-м классе или темы “Приближенные вычисления” в 8-м классе, а также учащиеся пишут рефераты о деятельности Крылова и выступают на вечере, посвященном этому знаменитому математику.

Также рассказываю учащимся о роли ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике.

Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.

В мемуарах Маршала Советского Союза Г.К. Жукова приведены фамилии многих выдающихся советских ученых и конструкторов, возглавлявших в годы Великой Отечественной войны коллективы по созданию оборонной техники. (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, — с.388-389).

Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г.

Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.

Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач.

Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так, в 5-м классе при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, можно привести много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что хорошее знание, как этих, так и других вопросов программы и умение применять их на практике, необходимы при проведении военизированной игры “Зарница”; без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как навыки ориентирования на местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину.

Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.

2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

3.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск