Скачать 39.4 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинска. Белякова Людмила Михайловна, учитель литературы и Васюхина Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА Цель урока: - ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического). Задачи урока: - дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»; - рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»; - совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка». Оборудование урока: - портрет писателя; Информационная среда урока: - презентация о быте донских казаков; - карта России начала XX века. Урок проводят: Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория Временные рамки урока – 90 мин. УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. М.Цветаева I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя. - О чём же эти рассказы? Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события). Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий. Запись темы в тетрадь II. (Васюхина Ю.К.) Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. Запись эпиграфа в тетрадь III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу. Один из вариантов Кто он, писатель Шолохов, - трагический романтик или суровый реалист? Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения? Сформулировать отношение писателя к войне. IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России. - используется презентация, рассказывающая о быте казаков; - работа с картой и систематизация фактов по теме. Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка». - Прочитайте первый абзац рассказа: На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох. С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается: Стол – анкета – графа «18 лет» - Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе. А) Доказательство, что действие происходит на Дону: Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д. Б) Антитеза: Мирное пространство и военное пространство Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами. Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном. Вывод: Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю. YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.) Оформление «исторической лестницы»: - революция - Гражданская война - политика военного коммунизма - продразвёрстка - бегство армии за границу - голод 1920-1924 годов Вывод: Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца. YII. Изображение художественного времени в романе6 А. Философское время: Прошлое – настоящее – будущее Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет 7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет Б. Календарное время Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти). В. Движение времени Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать. Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени: Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д. Вывод по уроку Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр «Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами. |
Урока: усвоить и систематизировать полученные знания о семейных традициях и быте казаков Продолжить работу по совершенствованию навыков учащихся систематизировать полученную информацию | Муниципальное общеобразовательное учреждение Номинация «Эссе о людях-сибиряках, о быте и традициях», «Мультимедийная презентация» | ||
Сколько кубанских казаков сражалось на фронтах Первой мировой войны? На фронтах Первой мировой войны сражались 106 тыс кубанских казаков, около 2300 офицеров. Из других регионов было призвано 600 тыс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: фотографии династий казаков, рисунки «Край мой Кубанский», Выставка детских работ, глиняная посуда, самовар, печеные... | ||
Участие в войнах, конвойная, внутренняя служба и другие повинности кубанских казаков Е землевладение и некоторые привилегии освобождение от рекрутской повинности и государственных податей. Поскольку землеобеспеченность... | Рефератов и литература к ним Происхождение казаков Алмазов Б. А.... Савельев Е. П. Взгляд историков на происхождение казаков //Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2002 | ||
Биография Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец дворянин,... В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Русский язык» Л. Я желтовская (часть1) для уч-ся 2класса; презентация рабочая, презентация-тренажер, презентация-физминутка; проектор,... | ||
Презентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо» Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой... | ||
Круглый стол «качество образования: куда мы движемся?» В обсуждении участвовали: О. А. Донских, В. В. Глинский, С. П. Исаков, К. М. Курленя, Н. И. Макарова Л. Л. Штуден, Н. Л. Чубыкина,... | Испоьзование донских аборигенных сортов винограда в производстве... Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Презентация «Человек и информация. Действия с информацией», презентация... | Здобнова Екатерина Александровна, Казаков Леонид Николаевич Программа: dll 0 программа слежения за задержкой радионавигационного приёмника глонасс | ||
Учебники для 1- 2 классов «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н.... Охватывают курс программы 1-2 классов | Рр подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» Цели Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.... |