Скачать 93.91 Kb.
|
Урок литературного чтения в 3 классе « Волшебный мир сказок" Основные цели: 1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок; 2) повторить понятие «сказка», группы сказок; 3) развивать творческое мышление учащихся; 4) умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона. Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой работы, иллюстрации к сказкам. Демонстрационный материал: 1) понятие «сказка»
2) группы сказок:
3) названия сказок для конкурса «Кто лучше всех знает волшебные сказки?» − задание для пробного действия:
4) зачины к разным сказкам:
5) эталон для самопроверки:
6) образец выполнения пробного задания:
7) два шага учебной деятельности: 8) эталон «терпение в учебной деятельности»: Раздаточный материал: 1) схема для конкурса «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»
2) таблица для реализации проекта. Т-2
3) цветные карандаши. 4) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная). 5) сказка для самостоятельной работы «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 6) таблица для самостоятельной работы:
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. На доске два шага учебной деятельности и эталон терпение в учебной деятельности – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке. − Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое юмористический рассказ, научились пересказывать подробно и выборочно.) − А какие еще произведения вы читали? (Мы читали сказки.) − Вспомните ваши любимые сказки. (…)Презентация 1. Клип «В мире много сказок» Дети называют полюбившиеся сказки. − И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» − Как вы думаете, почему их так называют? − Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.) − Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».) − О чём говорит этот эталон? (…) − Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…) − Желаю вам успешной работы! 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. − Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.) − Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.) − А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.) − Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.) − Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.) − Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.) Предполагается работа со сказками, которые учащиеся читали заранее. − А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое. Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?» − Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки. У вас на парте лежит карточка со схемой , закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. − Кто не нашёл волшебную сказку? − Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.) − Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки? − Вы уверены, что можете назвать все основные признаки? − В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.) 3. Выявление места и причины затруднения. − Какое задание вы должны были выполнить? − Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.) − Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.) − Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.) − Давайте отдохнем. Физкультминутка. 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.) − Правильно! Вы должны вывести признаки − законы волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания. − Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.) − Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.) − Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу ( Т-2), находящуюся у каждого из вас на парте. − Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.) − Как вы думаете, с какой целью я вам предлагаю данные иллюстрации? (…) Учитель уточняет задачу учащимся. − Эти иллюстрации помогут вам ответить на вопросы, которые записаны у вас в таблице. Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим). − Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.) − Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…) 5. Реализация построенного проекта − Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…) Каждая группа даёт свой ответ. 1в.− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.) 2в.− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…») − Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином. − Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке (Д−4). Читаем вслух и отвечаем устно. (Правильный ответ 2.) − Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных») 3в.− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.) .− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…) − О чём шла речь? (О построении сказки.) щелчок 4в.− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.) − Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.) − А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.) − Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3. .) − В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух. − Скажите, вам всё понятно? − Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали. − Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.) .) щелчок − Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.) − Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.) − Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.) − Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.) − Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.) щелчок − Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными. − Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной? − Посмотрите на иллюстрации ( выставка рисунков) и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.) − Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.) .) щелчок . − Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.) − Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.) − Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки. − Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной? Слайд 11– дети сверяют со своим ответом. − Итак, верный ответ под номером четыре – «Гуси-лебеди». Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон. 6. Первичное закрепление во внешней речи. – Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.) Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на конкретной сказке. Дома вы прочитали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Задание будете выполнять в группах. Вспомните, каким было построение сказки. Найдите начало и конец сказки. На это отводится 2 минуты. Найдите в сказке троекратные повторы. На это отводится 4 минуты. Проверка выполнения проводится фронтально.
8. Включение в систему знаний и повторение − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.) 9. Рефлексия учебной деятельности. − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) − Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? − Вам помогло сегодня такое качество как терпение? − На каком этапе урока это качество вам было необходимо? – У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Домашнее задание: Впишите свои собственные примеры в таблицу и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на эталон. По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка». |