С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»





Скачать 106.49 Kb.
НазваниеС. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Дата публикации03.10.2014
Размер106.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
С. Я. МАРШАК.  «ДВЕНАДЦАТЬ  МЕСЯЦЕВ».

Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки.

   

Цель: расширение знакомства с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;

Обучение анализу драматического произведения.

Мы произносим имя С.Я.Маршака. и тут же перед глазами возникают его герои: тот, что «вместо шапки на ходу вдруг надел сковороду», или же «серый, усатый, весь полосатый», а может быть и мышонок, играющий в жмурки с самой кошкой. Нет ни одного человека, который бы не был знаком с творчество С.Я.Маршака: его стихами, загадками, сказками, пьесами. Каким же был этот удивительный человек: поэт драматург переводчик?

( биографическая справка)

      «В статье „О себе“ С. Я. Маршак сообщает, что он родился 22 октября 1887 г. по старому стилю (3 ноября по новому) в г. Воронеже. Отец его работал мастером на заводах в разных городах. Мальчик не без труда поступил в Острогожскую гимназию, а потом сумел перевестись в гимназию в Петербурге. Во время каникул Маршак случайно познакомился с известным критиком В. В. Стасовым, который отнесся к мальчику весьма радушно: подарил ему целую библиотеку классиков, водил его по музеям, познакомил юного поэта с писателем М. Горьким и великим певцом Ф. Шаляпиным.
      Горький пригласил юного Маршака жить в своей семье, но вскоре семья Пешковых покинула Ялту, и Маршаку пришлось, избегая ареста, вернуться в Петербург. Он и до этого писал стихи, а с 1907 г. стал печатать и даже читал их знаменитому поэту А. Блоку.
      В 1912 г. Маршак договорился с несколькими редакциями, что будет присылать им корреспонденции из Англии, куда он поехал учиться в университете. Во время каникул Маршак совершал походы по стране и познакомился с английским детским фольклором. Здесь он начал переводить полюбившиеся ему английские и шотландские народные баллады, стихи замечательных поэтов Уильяма Блейка и Роберта Бернса.
      С этого времени Маршак связал свою судьбу с детьми. Он придумывал для детей забавные и фантастические истории, а после революции заведовал секцией детских домов и колоний в Краснодаре. Здесь вместе с другими писателями, художниками, музыкантами он организовал один из первых в стране театр для детей. Первые сказки Маршака были написаны для этого театра.
      Писать для детей было непросто и небезопасно: на Маршака обрушились враги фантастики, сказок, веселых историй. Защитил детских писателей Горький, который спросил как-то Маршака: «Ну что, позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой?» И добавил совершенно серьезно: «Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они разговаривали. Ей-богу!»
      Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.
      Маршак по телефону сказал редактору: «Вы, наверное, слышали, я ослеп... Но гранки мне прочли... Гранки перед вами? Найдите страничку такую-то... Реплика царя. Разве царь может так говорить? Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку...» Разговор этот состоялся за день до смерти.
      После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:


Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

 (По С. Сивоконю, Н. Михайлову и др.).


Сказка «12 месяцев» - по-настоящему удивительное произведение. И удивительно оно еще и тем, что чешскую народную сказку «12 месяцев» Маршак сначала рассказал в прозе. Уже в этом виде сказка зазвучала по-иному, а в драматизированном варианте она так обогащено идейно и художественно, что ее можно считать сказкой Маршака, а не переводом чешской сказочницы Божены Немцовой. По мотивом сказки был снят фильм и несколько мультфильмов, в том числе японский и американский.

    Наша задача сегодня познакомиться с героями сказки, определить идею произведения, его пафос. Кроме этого, нам предстоит познакомиться с особенностями драматического определения.

Давайте вспомним, какие три рода литературы вы знаете?

(Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения. Эпос, лирика, драма.)
      — К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
      — Произведения каких видов мы отнесем к драме?

      — Чем отличается пьеса от других произведений? Какие пьесы вы знаете, видели? Попробуем определить, чем отличаются драматические произведения.
     Драма (от греч. — действие) предназначена для постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею, показывая поступки, воспроизводя слова персонажей.

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Диалог (беседа, спор между персонажами) составляет основу действия драматического произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки (от франц. — замечания, примечания) — пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации.

Перед актами (действиями), сценами в ремарках даются описания места действия, обстановки.

При чтении драмы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы; облегчает такое восприятие пьесы выразительное чтение по ролям сцен из пьесы и даже исполнение ролей на сцене школьного театра. «Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В выразительном чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев» (В. П. Медведев).

      — Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? В постановке каких пьес вы участвовали? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?
        — Что можно купить в театре перед спектаклем?
     (Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.)
      Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц.
      — Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев»

      — Какие пояснения даны автором?
      — Можем ли мы сказать, как автор относится к своим героям?
      — Что можно сказать о самом сказочнике после чтения первых картин сказки?
      — Пьеса-сказка Маршака «Двенадцать месяцев» написана в годы Великой Отечественной войны и впервые опубликована в разгар ее, в 1943 г. Как вы объясняете, что в эти годы испытаний драматург взялся за эту светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
      — Известный писатель Корней Чуковский писал, что «пьесы Маршака — это не мертвое копирование детского устного творчества, не механическое использование готовых моделей. Это самобытное свободное творчество». (Использованы материалы Р. Н. Сац, В. П. Полухиной и др.)

        — Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, двенадцать месяцев. Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.
      Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
      — Кратко перескажите содержание сказки.

В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое доброта.
Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Сказку «12 месяцев» мы все очень любим. Но всегда ли мы задумываемся о том, как много в ней не похоже на сказку? Обратимся к 1 сцене: королева сидит за партой, учится….С одной стороны, чему удивляться? А с другой…Могли ли мы встретить подобный сюжет в народных сказках? А почему? А на самом деле маленькие принцы и принцессы учились чему-нибудь?

Обратимся к тексту. С чего начинается диалог Королевы и Учителя? Как это характеризует ученицу? Что сообщают нам ремарки в первой картине 1-го действия? Давайте посмотрим фрагмент м\ф и сравним его с первой картиной пьесы.(08.36-09.26).

Удалось ли режиссеру воплотить замысел Маршака? Такими ли вы представляли Королеву и Учителя? Чем необычно поведение ученицы? Может ли мы сказать, что юная королева не любознательна, что ей неинтересно учиться? В какой момент лень девочки оборачивается жестокостью? (казнить-помиловать)

      — Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы? Что так избаловало королеву?

- Как учитель относится к своей ученице? Старается ли он ее действительно чему-нибудь научить? (Его пугает жестокость королевы, но он пытается как можно больше рассказать ей. Боясь за свою голову, он вынужден соглашаться с ней).

- Почему королева назвала профессора жестоким и своенравным человеком? Так ли это? (Он проявляет не своенравие, а упорство, доказывая законы природы)
Обратите внимание на то, как относятся к поступками Королеву ее подданные. (стр. 92, 94). Как они отреагировали на желание Королеву получить подснежники?
      Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Итак, эпизод с приказом королевы стал завязкой действия, клубком, который всем предстоит распутать. Королева абсолютно уверена, что в ее силах изменить даже законы природы. По одному ее желанию зацветут даже цветы зимой. Как вы думаете, что хотел показать Маршак этой сценой? Что он хотел высмеять, обличить?

А как вы думаете, почему Маршак остановил свой выбор именно на подснежниках, этих скромных невысоких растениях, а не на других цветах? С чем это связано?

В европейской культуре подснежник символизирует надежду. Старинное предание гласит, что растение стало воплощением надежды для Адама и Евы, когда они были изгнаны из Райского сада. Когда Ева уже было отчаялась, что холодная зима когда-нибудь подойдет к концу, появился ангел и превратил снежинки в подснежники, подарив Еве надежду на приход весны и тепла.

Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем.

Видите, какой философский смысл таит в себе этот цветок. Так давайте вместе подумаем, почему же Маршак остановился именно на этом цветке?

(надежда на то, что этот цветок сделает героев добрыми, отзывчивыми, счастливыми)

Релаксационная пауза (Sarah Brightman Scene Amour)

Представьте себе, что у вас в руках находится «Чудесный цветок добра». Протяните две руки вперёд так, как будто бы вы держите его в руках. Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть этот цветок, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах? И тогда вы можете его ощутить его аромат. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется её послушать…

Мысленно поместите всё добро этого «Цветка» в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет ей радость. Возьмите друг друга за руки. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости.… Поделитесь друг с другом добрыми чувствами.
Мы с вами так уверенно говорим о характере героев, слова давно и хорошо их знаем. А ведь в сказке нет ни их портретного описания, ни авторской характеристики. Как же происходит наше знакомство с героями? Как мы узнаем об их характере? (Через диалог, ремарки, со слов других персонажей)

- А как можно определить авторское отношение к своим героям? Кому из героев автор симпатизирует, а кому – нет?

В пьесе – три девочки. Как вы думаете, чем похожи между собой королева и дочка? В чем проявляют жестокость эти героини? Как в монологах проявляется жадность и злость?

Кто в пьесе им противостоит? Какую сказочную героиню напоминает падчерица ( «Сказка о мертвой царевне». Однако героиня Маршака более самостоятельная и решительная, она старается противостоять злу).

Какими вы представляете себе дочку, мать и падчерицу? Как одета падчерица? Какими изображены в старуха и дочка? Кто из них хуже, по вашему мнению?
Охарактеризуйте их.

      Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
      Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубу замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Просмотр м\ф (16.00-17.02)

Почему же падчерица, несмотря на попытку протеста, вынуждена согласиться с старухой и сестрой?

Метель имеет символическое значение в литературе. Это символ стихии, управляющей судьбой человека, символ перемен. С какой же целью вводит образ метели Маршак? Как метель управляет судьбой героев?

Просмотр м/ф (20.25-22.10)

Как чувствует себя падчерица в лесу?

Почему братья-месяцы показались девочке?

Как в разговоре с братьями проявляется характер девочки?

Почему она им понравилась?

Итак, как будут развиваться события, мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: подготовить устной сочинение «Мне поручена роль»

      — Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)?
      — Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого я исполняю?
      — Какими я представляю себе его внешность, манеру держаться, говорить?
      — В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
      — Как я себе представляю его прошлую жизнь?
      — Каковы его отношения с другими персонажами?
      — К чему он стремится, чего хочет достичь?
      — В каких сценах, судя по всему, «ваш» персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать при исполнении это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств друг другу?
      — Если «ваш» персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как именно и почему?
      — Как следует передать особенности этого персонажа в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconУрок английского языка в 3 классе по теме «Двенадцать месяцев»
Карточки с названиями месяцев года, карточки с буквами для составления времён года
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме: «Двенадцать месяцев»
...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа с детьми о зиме, как времени года. Чтение детям сказок: «Метелица», «Снегурушка», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»,...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconДоклад Начальника отдела мвд россии по Курскому району подполковника...
Начальника отдела мвд россии по Курскому району подполковника полиции Рябошапка О. А. «Об итогах оперативно- служебной деятельности...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconТеатральная студия № двенадцать
Театральная Студия № Двенадцать это творческое сообщество обучающихся и выпускников разных вузов Санкт-Петербурга, деятельность которых...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconПояснительная записка к сводно-аналитической справке За 9 месяцев 2011г
За 9 месяцев 2011г проводились работы, направленные на выполнение директивных документов и программ
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconУтверждено
Нормативный срок освоения программы 1 год 10 месяцев (на базе среднего (полного) общего образования), 2 года 10 месяцев (на базе...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconОсновная образовательная программа по специальности 270802 «Строительство...
Нормативный срок обучения: на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев, на базе основного общего образования...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconРеферат по литературе на тему «Воронеж. Родина. Любовь… (по произведениям...
С. Я. Маршак – гордость Воронежского края
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconЗакончи строки. Из какого стихотворения они?
В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, С. Я. Маршак рассказывает о различных профессиях, о труде людей
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей,...
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconУрок литературного чтения во 2 классе. Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
Материалы и оборудование: Портрет С. Я. Маршаку, выставка книг С. Я. Маршака, карточки с заданием, маски
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconПлан декады мо начальной школы с 10 по 25 марта Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Открытый урок в 3-б классе. Внеклассное чтение. Тема «С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconТема: Пьеса – драматическое произведение. С. Я. Маршак «Сказка про козла»
Если вы вспомнили все жанры и поняли цель нашего урока, то ставим +, а если остались вопросы, то?
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconМаршак Самуил Яковлевич Кошкин дом (пьеса) в сокращении Хор Бим-бом!...

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» iconМетодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск