Кондратьевой Елены Алексеевны





Скачать 152.81 Kb.
НазваниеКондратьевой Елены Алексеевны
Дата публикации07.10.2014
Размер152.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №39»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Кондратьевой Елены Алексеевны

   Мои ученики будут узнавать новое не только от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи.

 И.Г. Песталоцци


Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Школа вступает в период качественных глубоких изменений. Многие десятилетия школа давала образование, соответствующее времени, и мы гордились своим образованием. Но постепенно школа перестала соответствовать условиям современности. Российские учащиеся обладают избыточными знаниями, но совершенно не умеют применять их для решения задач, имеющих практическую направленность.

2011-2012 учебный год годом внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе. В новом стандарте целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний.

Современный ученик учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также мотивации к получению знаний. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность проектировать. Именно поэтому с 2010 года я работаю над проблемой «Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников через исследовательские задания и проектную деятельность».

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе.

Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Преимущество проектной технологии в том, что она объединяет различные инновационные технологии: проблемно-поисковую, исследовательскую, коммуникативную, игровую, рефлексивную, ИКТ и др.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задач проекта;

  • планирование деятельности;

  • изучение необходимой литературы по теме проекта;

  • непосредственная реализация проекта;

  • презентация проекта.

Иначе, проект – это пять «П»:

    1. Проблема

    2. Планирование

    3. Поиск

    4. Продукт

    5. Презентация

Наличие теоретической базы опыта.

С 2010 года я работаю по развивающей системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению даже самых незначительных предрасположенностей ребенка к какой-либо сфере в окружающем его мире. Учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, – не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания. Школа развивающего обучения формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

В целях создания условий для получения качественного образования при переходе на новый ФГОС МОУ СОШ №39 заключила договор №137 от 31.10. 11г. С Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ о проведении на базе школы с 01.09.2011г. научно-экспериментальной работы по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного методв Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа». Второй год я являюсь участником этой научно-экспериментальной работы, апробируя курс «Мир деятельности», направленный на формирование у младших школьников метапредметных УУД.

Обучение курсу математики веду по системе «Школа 2 000 …» Л.Г.Петерсон, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход к совершенствованию образования, да и всех сфер социальной практики, внутренне связан с методом проектирования. Проектирование как метод деятельного познания решительно поддерживал выдающийся русский философ Н.Ф. Федоров (1828-1903). В его учении был разработан принцип единства теоретического знания и практического действия. Н.Ф. Федоров полагал, что человек может познать им самим сотворенный мир, мир, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при её практической реализации. Он признавал познание «не как чистое только мышление, а как проект дела…».

     Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Учитель, таким образом, берёт на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью ученика. Поэтому систематически работаю над повышением своего профессионального уровня:

  • в 2009 году принимала участие в работе Республиканского семинара по проблеме «Цели, содержание и технологии обучения по Образовательной системе «Школа 2100» участием авторов и методистов Образовательной системы), проводимого на базе ГОУ ДПО (ПК) специалистов «МРИО»; (Приложение 1)

  • в 2012 году прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) специалистов «МРИО» по программе: «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов», защищала проект рабочей программы учителя начальных классов в соответствии с ФГОС; (Приложение 1)

  • в 2012 году приняла участие в дистанционных курсах для педагогов – руководителей научно-исследовательских работ учащихся «Основы руководства исследовательской деятельностью школьников», организованных Общероссийской Малой Академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинск; (Приложение 1)

  • в 2013 году приняла участие в работе учебного модуля курсов повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов ФГОС ООО», проводимого Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Методист». (Приложение 1)

Ведущая педагогическая идея.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. (Приложение 7) 

Оптимальность и эффективность средств.

Реализацию работы над проблемой «Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников через исследовательские задания и проектную деятельность» веду по следующим направлениям:

  1. Преподавание курса математики по учебнику «Учусь учиться» системы «Школа 2000…» Л.Г.Петерсон, остальные предметы по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Работа по данным системам позволяет сделать каждый урок – исследованием. На каждом уроке открытия новых знаний дети во втором классе с помощью учителя, а дольше – самостоятельно, формулируют тему урока, а затем составляют план урока. Далее идёт осознанный процесс актуализации знаний, которые будут необходимы именно на данном уроке для открытия нового. В конце этапа актуализации – пробное действие. Дети получают задание, которое отличается от предыдущих новизной. Проблема! Ученики выясняют причину затруднения и строят проект выхода из него. На первых порах под руководством учителя, но уже вскоре дети сами предлагают пути выхода из затруднения. С этого момента начинается поиск. Его можно организовать по-разному. Это и фронтальный проблемный диалог, и работа в паре, и работа в группах. Начинаю замечать, что мои второклассники обосновывают, каким методом сегодня воспользуемся, какой метод будет сегодня наиболее продуктивным. После этапа наблюдения и поиска начинается обсуждение и обобщение полученных результатов. И вот найдено решение, новый способ. Обязательно закрепляем его на модели, к которой будем обращаться на протяжении нескольких уроков, пока этот способ прочно не войдёт в практику учеников. Причём модель будет именно детская, символизирующая победу детской мысли над учебной задачей. «Что дальше? – спрашиваю у учеников. «Нужно отработать новый способ». «Самостоятельно?» «Нет, - отвечают дети, - рано! Давайте поработаем вместе». И начинается первичный этап закрепления нового знания с проговариванием во внешней речи. «А теперь вы готовы к самостоятельной работе?» – обращаюсь я к ученикам. «Готовы!». Этой самостоятельной работы дети не боятся. Они с интересом проверяют, насколько осознанно овладели новым знанием, сравнивая свою работу с эталоном (образцом) и делая на полях тетради отметку «+» или «?». Тут же комментируют свой результат и пытаются обосновать причину ошибки. Благодатный момент для постановки задачи на следующий урок: проблемы обозначены – будем их решать. Нам предстоит урок рефлексии. На наших уроках не бывает скучных лиц. Каждый урок – поиск, каждый этап – звено в этом поиске, причём весь поиск выстроен самими детьми.

  2. Работать по системам «Школа 2000…» Л.Г.Петерсон и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова безумно сложно и интересно. Неоценимым подспорьем явился курс по внеурочной деятельности «Мир деятельности». Здесь дети «учатся учиться», учатся определять тему урока, строить план урока, искать причину затруднения, выполнять домашнее задание и т.д. После очередного занятия, мы всю неделю отрабатываем новую тему на основных уроках: учимся выделять пробное действие, учимся создавать у себя рабочее настроение, учимся строить план выхода из затруднения и справляться с неудачами и т.д. Этот курс затрагивает не только учебную, но и личностную сферу ученика: отношения в семье, с друзьями, в классе с одноклассниками.

  3. Использование системно-деятельностного подхода в ежедневной практике, позволяет подвести учеников к выполнению собственной (индивидуальной или групповой) проектно-исследовательской работы. Здесь хоч6ется раскрыть «ПРИНЦИП 5 П», которым руководствуюсь в организации проектно-исследовательской работы учащихся.

На этапе выбора и формулировки темы и задач проектной работы (Проблема) идёт процесс формирования таких учебных действий, как целеполагание, когда ученику необходимо поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже ему известно и им освоено, и того, что ему необходимо узнать.

При разработке плана и структуры выполнения проекта (Планирование) ученику приходится определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами, ученику приходится прикинуть выходы по каждой задаче, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ.

Следующий этап - изучение необходимой литературы по теме проекта (Поиск). Просмотрев список подобранной литературы, ученик должен дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет. На этом этапе у ученика формируются умения коррекции через внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения прогнозируемого и реального продукта деятельности, прогнозирования, как предвосхищения результата деятельности и уровня достижения её временных характеристик.

Безусловно, работа над проектом не под силу одному ученику начальных классов, помощь и вмешательство взрослых, учителя и родителей, просто необходимы. Но на протяжении всей работы над проектом идёт формирование волевой саморегуляции ученика как способности к мобилизации сил и энергии.

На этапе подготовки выводов по результатам проекта (Продукт) готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация (Презентация). Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Здесь у ученика формируются умения контроля и оценки, так как он сопоставляет результат своей деятельности с прогнозируемым эталоном, а также осознаёт качество и уровень выполнения им намеченных целей и задач.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  • мои ученики ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами. Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», в которых они охотно участвуют;

  • учащиеся демонстрируют стабильно высокие результаты обучения:

Результаты обучения по контрольным работам

Учебный год

Класс

предметы




Русский язык

Математика




Качество знаний , %

Уровень обученности, %

Качество знаний , %

Уровень обученности, %

2010 – 2011



88

96

90

100

2011 – 2012



87

100

87

100

2012 - 2013



--

--

--

--


Результаты обучения:

(в среднем по классу)

Учебный год

Класс

предметы

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Качество знаний , %

Уровень обученности, %

Качество знаний , %

Уровень обученности, %

Качество знаний , %

Уровень обученности, %

Качество знаний , %

Уровень обученности, %

2010 – 2011



88

100

80

100

100

100

100

100

2011 – 2012



87

100

79

100

100

100

100

100

2012 - 2013



--

--

--

--

--

--

--

--




  • в 2011 – 2012 учебном году ученица Харитонова Екатерина стала призёром городского конкурса «Ярмарка идей», проходящего в рамках конкурса проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Школьники города – науке ХХI века»; (Приложение 2) 

  • в 2011 году я стала призёром фестиваля школьных педагогических сообществ «КОПИЛКА УСПЕХОВ» VII городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие». (Приложение 3) 

       Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому  - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.

Возможность тиражирования.

       Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами:

  • приняла участие в работе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – Осовские педагогические чтения на тему «Образование в современном мире: Новое время – новые решения», проходившей 24 – 25 ноября 2011г., моя статья «Формирование регулятивных учебных действий при организации проектной деятельности в начальной школе» опубликована в сборнике III материалов за 2012 год; (Приложение 4) 

  • в 2012 году провела открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Сложные слова. Соединительные гласные» для учителей начальных классов Республики Мордовия в рамках стажировки «Особенности реализации педагогической деятельности учителя начальных классов в современных условиях»; (Приложение 5) 

  • в том же году провела открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Органы чувств и их работа» для учителей начальных классов Республики Мордовия в рамках КПК «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»; (Приложение 5) 

  • провела мастер-класс по курсу «Мир деятельности» для учителей начальных классов Республики Мордовия в рамках республиканского семинара «Внеурочная деятельность младших школьников как одно из средств достижения нового образовательного результата в начальной школе»,

  • провела внеурочное занятие по курсу «Мир деятельности» по теме: «Как быть внимательным на уроке?» для учителей начальных классов Сурского района Ульяновской области в рамках КПК «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»; (Приложение 5) 

  • провела открытый урок русского языка в 1 классе по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами. Буква «Я» для учителей начальных классов Первомайского района Нижегородской области в рамках КПК «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов», в рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»; (Приложение 5) 

  • провела урок открытия нового знания по окружающему миру в 4 классе по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов для педагогов Большеболдинского района Нижегородской области; (Приложение 5) 

  • провела занятие по теме «Возможности использования электронных образовательных ресурсов в организации учебной деятельности младшего школьника. Урок русского языка в 1 классе. Анализ урока с позиции формирования универсальных учебных действий у детей» в рамках КПК учителей начальных классов «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»; (Приложение 5) 

  • выступала на школьном семинаре «Особенности проектирования урока в системно-деятельностном подходе»;

  • приняла участие в I Международной дистанционной научно-практической конференции для педагогов «Педагогический поиск» в номинации «Лучшая научно-исследовательская статья», организованной ЦПТ им. К.Д.Ушинского «Новое образование»; (Приложение 3) 

  • участвую в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа» под научным руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон образцов заданий по формированию, диагностике и контролю личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и интегративных качеств дошкольников, представленных ФГТ на основе авторской образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

  • в рамках эксперимента веду апробацию курса «Мир деятельности» и являюсь руководителем творческой группы учителей начальных классов, работающей над проблемой «Разработка образцов заданий по диагностике и контролю предметных результатов ФГОС».

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися (критерий обязателен для аттестующихся на высшую категорию).

Приложение 1. Свидетельства о курсах повышения квалификации.

Приложение 2. Учебно-исследовательские работы учащихся.

Приложение 3. Участие в профессиональных конкурсах.

Приложение 4. Публикации.

Приложение 5. Проекты открытых уроков.

Приложение 6. Выступления.

Приложение 7. Классное руководство.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кондратьевой Елены Алексеевны icon3. Проведение промежуточной аттестации
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Кондратьевой Елены Алексеевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ работы учителя гбоу сош №369 Ничипоренко Елены Алексеевны в рамках стандарта второго поколения
Кондратьевой Елены Алексеевны iconЭкзаменационные билеты по литературе за курс 8 класса (углублённое...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Кондратьевой Елены Алексеевны iconЛитература в соответствии с Положением о государственной (итоговой)...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Кондратьевой Елены Алексеевны iconСеминар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Кондратьевой Елены Алексеевны iconЛице ректора, академика, доктора психологических наук Берулава Галины Алексеевны
Министерства образования и науки РФ бессрочно и свидетельства о государственной аккредитации серии вb №001217 от «07» ноября 2011г,...
Кондратьевой Елены Алексеевны iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. II (1938–1940) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Кондратьевой Елены Алексеевны iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. I (1932–1937) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Кондратьевой Елены Алексеевны iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К
Кондратьевой Елены Алексеевны iconРабочая программа Кондратьевой Светланы Ивановны высшая квалификационная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Кондратьевой Елены Алексеевны iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Кондратьевой Елены Алексеевны iconКонспект урока литературы учителя «моу сош №21 с углубленным изучением...
...
Кондратьевой Елены Алексеевны iconУчебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Масловой...
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Масловой Натальи Алексеевны на 2010-2011 учебный год
Кондратьевой Елены Алексеевны iconУчебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Масловой...
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Масловой Натальи Алексеевны на 2010-2011 учебный год
Кондратьевой Елены Алексеевны iconПрограмма мастер-класса зоновой людмилы алексеевны
«Технология проблемно-диалогического обучения как способ формирования познавательной мотивации старшеклассников»
Кондратьевой Елены Алексеевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моревой Натальи Алексеевны: «Современная технология учебного занятия». Москва «Просвещение», 2007 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск