Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 161.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер161.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок-лекция.
(по материалам книги Моревой Натальи Алексеевны: «Современная технология учебного занятия». Москва «Просвещение», 2007 год)
Лекция (в переводе с латинского языка – чтение) – это систематическое устное изложение материала. Она основана на косвенной или непосредственной передаче учебной информации от лектора к аудитории слушателей. Учащиеся получают информацию теоретико-практического характера в виде совокупности сведений о новых фактах, процессах, явлениях, событиях, а также конкретные примеры использования полученных сведений в повседневной жизни.
Как правило (сказано в учебном пособии Манвелова С.Г.), это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекция. По характеру изложения и деятельности обучающихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой .
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:
-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

-рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам,

-применении изученного материала при решении практических задач.
Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки цели и актуализации знаний; сообщении знаний преподавателем и усвоении их обучающимися; определении домашнего задания.
Возможный вариант структуры урока-лекции, предложенный Манвеловым С.Г.

создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции


ее разрешение при реализации намеченного плана лекции

выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию» (см. памятку)

воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам

применение полученных знаний

обобщение и систематизация изученного

формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.



Различают (как сказано в книге Моревой Н.А.) несколько типов лекций:
Лекция традиционная (информационно-объяснительная, повествовательная, академическая) – информативная, в ней содержание непосредственно передаётся педагогом в готовом виде как описание, объяснение научных явлений и событий в процессе изложения нового материала.
Лекция проблемная иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему: её появление, направление, способы решения, а так же последствия этого решения. Содержание проблемной лекции диктуется способом организации мыслительной деятельности обучаемых.
С точки зрения используемых методов различают такие виды проблемной лекции:
- лекция-беседа (известна ещё со времён Сократа, характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном, вовлечением слушателей в размышление над поставленным вопросом)
- лекция с разбором конкретных ситуаций ( способствует активизации учебно-познавательной деятельности, по форме это лекция-дискуссия, на которой обсуждается конкретная ситуация)
Организация и проведение лекции.
1.Основные требования.
Лекция должна реализовать принцип научности, информативности, развивающего обучения. Она не должна дублировать сведения из учебников, имеющиеся у учащихся. Учитель подбирает и интерпретирует учебную информацию, которая форматируется в виде текста лекции. Он должен быть логичным, доказательным, иметь точные определения и формулировки, быть эмоционально-окрашенным, не иметь разночтений.
Текст лекции должен иметь:

-основную мысль

-основную тему

-факты, разъясняющие и иллюстрирующие положения текста, детали и подробности
Преподаватель при подготовке текста лекции должен осуществлять следующие действия:

-сжимать информацию отдельных текстовых элементов

-выделять основные теоретические положения

-вычленять несущественную информацию

-определять основную идею текста

-излагать содержание в собственной интерпретации

-составлять конспект.
Методы изложения текста лекции могут быть такие:

  1. Индуктивный (изложение материала от частного к общему)

  2. Дедуктивный (изложение материала от общего к частному)

  3. Метод аналогии (проводится параллель с хорошо знакомым явлением)

  4. Метод разносторонней оценки (показываются различные диалектические связи и противоречия между явлениями и фактами).

  5. Метод детализации (анализ одного факта за счёт привлечения внимания к его компонентам).

  6. Метод обнаружения тенденций (социально-исторический анализ фактов и указание вероятного направления их дальнейшего развития).

  7. Метод исторический (изложение материала в хронологической последовательности).


Лингвистические параметры текста лекции
-предельная насыщенность смыслом, отсутствие разночтений

-логичность, ясность, простота (все незнакомые слова должны разъясняться)

-текст должен стать опорой для ответов ученика на уроке

-наличие цитат для подтверждения правильности позиции лектора

При подготовке к лекции педагогу необходимо:

- составить конспект (он может быть свободным, текстуальным или тезисным)

- продумать коммуникативную стратегию поведения и механизмы педагогического взаимодействия с учащимися (то есть способ выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти или свободная интерпретация)
2.Структура урока-лекции.
Нужно помнить, что восприятие информации колеблется в следующих временных рамках: первые 5 минут – настрой; следующие – 25-30 минут – оптимальная концентрация внимания, далее 10-15 минут – фаза усилий и выраженного утомления. Для поддержания внимания нужно соблюдать темповый режим: от 40 до 70 слов в минуту (1 знакомое слово – 1секунда).
1.Организационный момент (приветствие и оглашение темы лекции, цели-мотивации).

Обычно приветствие сопровождается речевыми этикетными обращениями учителя к ученикам ( но могут быть использованы и такие психологические приёмы, как улыбка, комплимент) .

Оглашение темы лекции может сопровождаться словами: «Я объясню вам… Мы разберём… Остановимся на рассмотрении следующих вопросов… Акцентируем своё внимание… Прежде чем перейти к изложению материала, считаю необходимым…».
2. Изложение нового материала (основная часть лекции).

Продумывается система методов для активизации учащихся и осуществления обратной связи. Здесь можно использовать элементы дискуссии, применять опорные схемы, высказывания, задавать вопросы. При выстраивании вопросов надо обратить внимание на их количество: 2- мало, 10 – много. Они должны быть не однотипными: познавательные – Зачем? Почему? Репродуктивные – Кто? Когда? Личностные – Как ты считаешь? Причинно-следственные – Если…то? Сложные – Когда и в чём? Кто и где? Может звучать и риторический вопрос, создающий у ученика потребность искать ответ, но через некоторое время учитель сам на него отвечает.
Три аксиомы, сопровождающие лекцию:

-надо не только привлечь внимание слушателей, но и удержать его

-лекция пишется не для учителя, а для учащихся

-лекция похожа на хороший спектакль со своей завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой.
В связи с этими аксиомами необходимо следить за речевым оформлением информации

- нормативностью, образностью, выразительностью

-не перегружать текст длинными фразами, терминами

-точно выражать мысли

-ощущать свою речь (слышать звук, темп, силу), использовать разговорный темп

-употреблять языковые средства контакта: слова-синонимы, оценочные прилагательные, эмоционально окрашенную лексику, личные местоимения, вопросно-ответное единство ( «Вы интересуетесь как? А я вам отвечу»), повторы отдельных слов, вводные слова, отсылание к ранее сказанному
Преподаватель создаёт условия для конспектирования, используя приёмы акцентированного изложения материала: выделение темпом речи, голосом, интонацией наиболее важной информации, логические паузы, замедление темпа речи при чтении главной мысли. (Можно раздать учащимся памятку «Как конспектировать лекцию»).
Памятка «Как конспектировать лекцию».

(использованы материалы интернета: www/genon.ru)

- Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
-В конспекте выделять отдельные части. ( Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой).
-Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки).
-Делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
- Употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
-Употреблять аббревиатуры (сокращенные слова), знаки равенства и неравенства, больше и меньше.

-Использовать сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» — словом «работа».
-Использовать иностранные слова. (Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо»).
-Избегать сложных и длинных рассуждений.
-Пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
-Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль.
-Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.

Лектору необходимо уметь управлять процессом конспектирования. Чтобы избегать диктовки, можно давать установки, что следует записать, а что просто послушать. Следить за тем, успевают ли учащиеся записывать информацию. В ход лекции так же могут быть включены интеллектуальные игры, музыкальные отрывки, упражнения на развитие памяти и релаксационные психогимнастические. Применять эти методы можно между отдельными блоками информации или в зависимости от эмоционального состояния учащихся.
3.Завершение лекции (обобщение полученной информации: краткое, ёмкое акцентирование внимания слушателей на главной мысли лекции в виде тезисов, вывода, заключения).
3.Некоторые психологические приёмы, используемые на лекции.
1.Когда конспект готов, необходимо подумать о способах выступления. Нужно отрепетировать текст лекции. Один из самых продуктивных вариантов – перед зеркалом. Нужна репетиция мимики и жестов, чтобы была возможность составить представление о том, что происходит с бровями, со лбом. Для подчёркивания специальных мест текста можно использовать жесты: выразительные, описательные (для демонстрации размера предмета), указующие (местоположение), подражательные (для усиления эмоциональных моментов).
2.Приветствие настраивает педагога и учащихся на предстоящее общение, способствует установлению позитивного контакта. Приветствие может сопровождаться улыбкой, комплиментом. Любой контакт строится на законах восприятия, поэтому в начале лекции действует правило 15 секунд, во время которого лектор присматривается к аудитории, а слушатели изучают педагога. В этот момент учителю необходимо установить контакт глаза в глаза, увидеть эмоциональное состояние учеников, найти своих помощников, к которым будет обращаться визуально за поддержкой во время изложения материала.

Улыбка делает педагога более привлекательным, так как выражает хорошее отношение.

Комплимент используется в зависимости от ситуации. Идеальный вариант – прямой комплимент, когда есть за что похвалить ученика. Косвенный комплимент – хвалят не самого человека, а то, что ему дорого: «Как бы я хотела, чтобы этот класс знал по моему предмету столько же, сколько и по …». Комплимент «минус-плюс» строится на контрасте: «я не могу сказать, что ты хорошо учишься, но в общественной работе ты незаменим». Похвала становится более значимой и запоминающейся.
3.Поднятие значимости учащегося. Этот приём на лекции выражает веру педагога в ученика, показывает уважение к нему (для этого используют обращения, вежливые формы слов: «Послушай…», «Извини…», «У тебя это получится лучше всех», «Ты можешь», «Я хотел бы с вами посоветоваться», «Спасибо»).
4.Просьба: «Я вижу…» - описание факта, «Я чувствую…» - выражение чувств к этому факту, «Я нуждаюсь…» - выражение потребности, «И поэтому я хотел бы от тебя…» - просьба.
5.Юмор позволяет нивелировать действие негативных установок в отношении преподавателя. Шутка, эпиграмма при их развлекательности должны быть уместными, пояснять материал, разряжать обстановку, снимать психологическую усталость.

6.Пауза она делается перед изложением главной мысли, если ослабилось внимание слушающих.
Приёмы активизации слушателей во время лекции.
- «эстафета живой реакции» - контакт глаз (лектор находит среди слушателей доброжелательное лицо и по ходу выступления постоянно обращается к нему)

- приём эмоциональной разрядки (загадка, афоризм, шутка)

- «эффект сопереживания» - базируется на мышлении вслух в процессе обсуждения разных фактов или использование фрагментов художественных произведений, вызывающих эмоции

- «атака вопросами» - помогает организовать открытый диалог
Семинар.
Урок-семинар направлен на изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. Поэтому, я считаю, что его целесообразно проводить после лекции по той же теме.
В книге С.Г.Манвелова сказано, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений обучающихся, повышению культуры общения.

Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения. В практике обучения получили распространение семинары, развернутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция.
Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

• при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки обучающимися;

• после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

• при обобщении и систематизации знаний и умений обучающихся по изучаемой теме;

• при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений
Семинар проводится со всем составом обучающихся. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов.

Семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями докладов, рефератов. Затем преподаватель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений обучающихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения.
Н.А.Морева отмечает, что важной особенностью семинара является сочетание классной и внеклассной работы учащихся в процессе выполнения заданий, в его основу положены научные теоретические сведения, добытые учащимися. В процессе семинарских занятий учащиеся не только овладевают научным аппаратом, но и развивают коммуникативные умения, учатся работать с книгой, оформлять рефераты.

Роль педагога на семинаре: направлять, корректировать, оказывать помощь учащимся. Внешняя пассивность учителя – показатель его мастерства, он не давит своим авторитетом. А повышает у учащихся чувство собственной значимости.
Виды семинаров.

С точки зрения используемых методов:

-вопросно-ответный семинар

-развёрнутая беседа

-дискуссия

- мозговой штурм

-учебная конференция

-экскурсия

-деловая (ролевая) игра
По форме проведения:

-традиционный (беседа по плану)

-доклады, рефераты, рецензии с последующим обсуждением.
Для стимулирования познавательной активности обучающихся

проводятся проблемные семинары.
Подготовка педагога к семинару.

  1. Определение собственного уровня знания материала.

  2. Определение настроя класса на активную работу во время семинара.

  3. Определение степени владения учащимися алгоритмом данного вида учебной деятельности.

  4. Решение организационных вопросов.


Структура семинара.

  1. Вступительное слово педагога (организационный момент, психологическая установка на работу и актуальность темы).

На это отводится 5-10 минут. Объявляется тема, цель занятия, его место в структуре курса, очерчивается круг вопросов, устанавливается порядок выступлений.


  1. Обсуждение темы.

Методика работы на этом этапе может быть такой:

-выделение основной проблемы и связывание её с практической деятельность учащихся

-«атака вопросами», направляющими ход коллективной мысли, выявление точки зрения спорящих сторон

-стимулирование ответов

-оказание поддержки всем участникам семинара (подчёркивание вклада каждого участника, похвала).


  1. Подведение итогов.

В заключительном слове учитель оценивает активность класса, степень подготовленности , уровень культуры мышления. Определяет степень достижения цели семинара. Дополнительные выступления после этого недопустимы.


  1. Рефлексия. Здесь используются вопросы: что я получил на сегодняшнем занятии, удалось ли мне доказать свою точку зрения, кто помогал или мешал мне в работе. Возможно проведение экспресс-опросов, анкеты.



Подготовка участников.

- педагог доводит тему, задачи, круг обсуждаемых вопросов учащимся заранее

-работа учащихся с литературой (основной и дополнительной). Учащиеся знакомятся с рекомендованной литературой, оформляют конспекты первоисточников ( можно в виде справок, графиков, таблиц, докладов). Обогащают знания с помощью видеофрагментов, аннотаций на прочитанную литературу.

-распределение вопросов для выступлений

-работа учащихся над составлением докладов и продумывание способов выступлений перед аудиторией. Это самый сложный момент для учащихся, так как надо хорошо представлять, что, как и кому ты собираешься говорить.

-групповые и индивидуальные консультации учащихся

При подготовке к семинару учащимся можно раздать
«Памятка для подготовки к семинару»

  1. Изучите план семинара и задания к нему.

  2. Просмотрите рекомендованную литературу, сделайте выписки на отдельных карточках ( на одной стороне делайте записи, на другой – дополнения).

  3. По словарю выпишите основные понятия, их значения (или непонятные слова).

  4. Выпишите на отдельной карточке примеры, сделайте подборку интересных фактов из периодической печати.

  5. Выберите форму ответа.

  6. Проверьте себя, по всем ли вопросам для обсуждения вы готовы отвечать.



УРОК-ЗАЧЕТ

Вместо урока-семинара после прочитанной лекции можно провести урок-зачёт. В учебном пособии С.Г.Манвелова даются рекомендации по его проведению.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся является урок-зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым обучающимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если студент справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем студент может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности преподавателя и обучающихся; зачет в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний аукциона и т.д. Если обучающимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае - закрытым. Чаще же предпочтение отдается зачетам открытым с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

В качестве примера рассмотрим возможные основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета.

Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению, преподаватель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных обучающихся отбираются консультанты. Они помогают распределить обучающихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение студентами каждого задания и итоговые отметки за зачет. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

Каждому студенту (кроме тех, кто выступает в роли консультантов) готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, как правило, на спаренном уроке студенты получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время преподаватель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем еще раз разъясняет методику проверки заданий, в особенности основных. На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а преподаватель выборочно из разных групп проверяет, в первую очередь, работы обучающихся, справившихся с основными заданиями и приступивших к выполнению дополнительных заданий. В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, преподаватель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому студенту и подводит общие итоги зачета.
( Использованная литература: «Теория и практика современного урока». Пособие для преподавателей – Омск: ФГОУ СПО «ОПЭК», 2011. - с. Пособие составлено по материалам доцента Армавирского государственного педагогического института Манвелова С.Г.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск