Повествовательная идентичность в прозе А. Битова





Скачать 310.79 Kb.
НазваниеПовествовательная идентичность в прозе А. Битова
страница1/3
Дата публикации09.10.2014
Размер310.79 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ЯКУНИНА Ирина Александровна

Повествовательная идентичность в прозе А. Битова 1960-х – 1970-х гг.


10.01.01 – русская литература

Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата филологических наук

Магнитогорск – 2009.

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Магнитогорский государственный университет»

на кафедре русской литературы ХХ века


Научный руководитель:
кандидат филологических наук, доцент

Цуркан Вероника Валентиновна
Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Загидуллина Марина Викторовна

кандидат филологических наук, доцент

Садовникова Татьяна Валерьевна

Ведущая организация:

Брянский государственный университет

Защита состоится 14 декабря 2009 года в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.112.03 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Текст автореферата опубликован на официальном сайте ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru «12» ноября 2009 года.

Автореферат разослан «12» ноября 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

доцент А. В. Петров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Построение концептуальной модели современной литературы невозможно без учета тех культурных тенденций, которые начали складываться в отечественной словесности в конце 1950-х гг. в период хрущевской «оттепели» и определили развитие литературы на последующие десятилетия. Именно тогда в ситуации исторического и культурного взрыва, связанного с оптимистическими ожиданиями и последовавшим затем крахом «оттепельного идеализма», в творчестве ряда писателей обнаруживает себя проблема персональной идентичности.

Произведения А. Битова отразили протест против цивилизации, подавляющей спонтанную человечность особым, специфическим образом. Уже в первых повестях и рассказах писатель стремился преодолеть социоцентризм официальной идеологии и литературы. Он представлял реальность как субъективное отражение индивидуального сознания. Самоопределение А. Битова воплощалось в поиске новых художественных форм и способов выражения, что сразу обратило на себя внимание критики.

Интерес к творчеству А. Битова не ослабевает на протяжении уже более сорока лет. Первые монографии о писателе появились за рубежом. Это работы Эллен Чансес «Андрей Битов: Экология вдохновения» (Cambridge, 1993), Свена Спикера «Образы памяти и забвения в прозе Андрея Битова» (Frankfurt am main, 1996), Дуни Кари «Постмодернистская метаисторическая художественная литература и «Пушкинский дом» Андрея Битова» (Frankfurt am main, 1999), Марка Амусина «Город, обрамленный словом (Ленинградская школа прозаиков и трансформация «Петербургского текста»)» (Pisa, 2003).

В 1960-е – 1970- е гг. в «толстых журналах» появлялись статьи, посвященные изучению отдельных произведений А. Битова1. В конце 1970-х гг. имя писателя исчезло со страниц советских печатных изданий, после того, как в 1978 г. роман «Пушкинский дом» (1964 – 1971) был опубликован в США, а в 1979 г. А. Битов стал участником и составителем бесцензурного альманаха «Метрополь». Только во второй половине 1980-х гг. исследователи вновь заговорили о творчестве писателя. В 1989 г. роман «Пушкинский дом» был издан отдельной книгой, вокруг него вырос целый корпус исследовательской литературы. О романе писали Е. Брейтбарт, Вик. Ерофеев, Н. Иванова, Ю. Карабчиевский, В. Курицин, А. Латынина, М. Липовецкий, А. Немзер, В. Новиков, И. Роднянская, И. Скоропанова. В начале 2000-х гг. появились исследования О. Богдановой, Е. Воробьевой, Н. Гулиус, В. Карповой2.

В 2006 г. на русский язык была переведена монография Эллен Чансес «Андрей Битов: Экология вдохновения», в которой было определено место писателя в традиции русской литературы и прослежена творческая эволюция А. Битова.

В 2000-е гг. в литературоведении возрастает интерес к творчеству А. Битова. Предметом исследования О. Славниковой3 является метапроза А. Битова, обеспечивающая возможность выражения авторского сознания. В 2001 г. вышла монография М. Абашевой «Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности)», в одной из глав которой анализируется повествовательная идентификация прозы А. Битова 1990-х гг. М. Абашева пришла к выводу о том, что проза А. Битова возможна только как проза, переживающая присутствие «осознающего себя сознания повествователя».

Несмотря на изученность проблемы идентичности в позднем творчестве А. Битова, не вполне проясненным остается вопрос об истоках данного явления. Раннее творчество писателя также не являлось предметом специального рассмотрения в контексте проблемы идентичности.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения творчества А. Битова как феномена, фиксирующего моменты авторского самосознания в поисках самотождественности и расширяющего представление о формах повествовательной идентичности в русской литературе 1960-х – 1970-х гг.

Термин «идентичность» с середины 1960-х гг. стал одним из центральных в большинстве культурно-ориентированных дискурсов. Импульс к универсализации проблематики идентичности, ее выходу за границы философии дал Э. Эриксон, который связал идентичность с переживанием индивидом себя как целого и определил ее как длящееся внутреннее равенство с собой в непрерывности самопереживания индивида. Э. Эриксон ввел понятие «кризиса идентичности», понимая его как особое состояние, сопровождающее человека на каждой стадии культурного становления.

Понятие повествовательной идентичности было разработано представителями феноменологической герменевтики. П. Рикер выдвинул идею опосредованности формирования персональной идентичности знаково-символическими средствами языка и ресурсами культуры.

Проблема идентичности связана с изучением проблемы авторского сознания, проблемы автора. В отечественном литературоведении интерес к изучению художественного сознания проявился в двадцатые годы XX века в ранних работах М. Бахтина («Искусство и ответственность» (1919), «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924)). В 1930-е гг. ученый выдвигает идею «чужого» по отношению к автору слова. Отношения ав­тора и героя он определяет диалектически, видит в их взаимодействии диалог, полифонизм.

Новая волна научного интереса к проблеме авторской субъективности связана с интерпретацией личности художника. В работах Е. Толстой «Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов» (1994), В. Топорова «Странный Тургенев (Четыре главы)» (1998), А. Жолковского «Михаил Зощенко: поэтика недоверия» (1999) рассматривается «фабульность человека» (Л.Гинзбург).

При анализе произведений А. Битова 1960-х – 1970-х гг. нами учтен опыт теоретического и научного освоения данной проблематики.

Объектом исследования в диссертации стало творчество А. Битова 1960-х – 1970-х гг.

Предмет исследования – повествовательная идентичность, рассмотренная на жанровом, нарративном и образном уровнях.

Материалом исследования являются рассказы «Бабушкина пиала» (1958), «Фиг» (1959), «Бездельник» (1961), «Большой шар» (1961), «Автобус» (1961), «Пенелопа» (1962), «Но-га» (1962), повесть «Жизнь в ветреную погоду» (1963), роман-пунктир «Улетающий Монахов» (1960 – 1966), путешествия «Одна страна» (1960), «Призывник» (1959 – 1961), «Путешествие к другу детства» (1965), «Уроки Армении» (1967 – 1969), «Выбор натуры (Грузинский альбом)» (1971 – 1973), «Колесо» (1969 – 1970), «Наш человек в Хиве, или Обоснованная ревность» (1971 – 1972).

Цель: изучить специфику персональной и повествовательной идентичности в ранней прозе А. Битова.

В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

1) выявить особенности выражения авторского «я» в ранней прозе А. Битова;

2) исследовать влияние кризиса персональной идентичности на формы повествования в романе «Улетающий Монахов»;

3) рассмотреть взаимообусловленность повествовательной формы и жанровой модификации в путешествиях А. Битова;

4) определить вектор моделирования повествовательной субъективности в повестях «Колесо» и «Наш человек в Хиве, или Обоснованная ревность».

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации рассматриваются способы моделирования субъективности в произведениях А. Битова 1960-х – 1970-х гг.

Методологической основой работы является системный подход, предполагающий изучение произведения как целостного образования. В работе использованы сравнительно-типологический, структурно-семантический и интертектуальный методы исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют исследования Р. Барта, М. Бахтина, Ж. Бодрийара, В. Виноградова, И. Ильина, Б. Кормана, Ю. Кристевой, В. Курицына, М. Липовецкого, Ю. Лотмана, П. Рикера, И. Скоропановой, Ю. Тынянова, М. Фуко, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, М. Эпштейна, а также литературно-критические работы М. Абашевой, Л. Аннинского, А. Большева, Л. Гинзбург, И. Клеха, Т. Колядич, Н. Лейдермана, Н. Ивановой, И. Роднянской, И. Сухих, О. Славниковой, Б. Успенского, В. Хализева, Э. Чансес.

Теоретическая значимость. В работе уточняется понятие повествовательной идентификации, что позволяет обозначить и описать важнейшие тенденции литературного процесса 1960-х – 1970-х гг.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на методологических семинарах кафедры русской литературы ХХ в. Магнитогорского государственного университета, на заседаниях научно-теоретического семинара молодых преподавателей и аспирантов-литературоведов при кафедре русской литературы ХХ в. Магнитогорского государственного университета (2006 – 2009), на внутривузовских научно-практических конференциях (Магнитогорский государственный университет, 2006 – 2008), на Международной научной конференции «VIII Ручьевские чтения. Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический и методологический аспекты» (Магнитогорск, 2007), на Международном литературно-образовательном форуме «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе» (Киров, 2007). Содержание работы отражено в девяти публикациях.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории русской литературы ХХ века.
Положения, выносимые на защиту:


  1. Психологическая неидентичность персонажа в раннем творчестве А. Битова согласуется с идентичностью рассказанной о нем истории. «Утраченное я» субъекта коррелирует с экспериментальным характером повествования, в котором допускается возможность перехода в разные пространства, перемешиваются сон и явь, доминирует «поток сознания».

  2. Развенчание героя становится для автора своеобразным утверждением собственного мироощущения. Для писателя «не-субъект» не есть «ничто». В той мере, в какой «самость» идентифицирует себя с человеком без качеств, она противостоит предположению о никчемности субъекта.

  3. «Несогласующаяся согласованность» (П. Рикер) произведений А. Битова основана на диалектике, выражающей конфликт между «распадением» текста на отдельные эпизоды и способностью восстановления его единства за счет использования повторяющихся структур, мотивов и образов.

  4. Трансформация повествовательной формы ведет к преодолению границ повествования и использованию новых жанровых форм. Изменение стиля А. Битова приводит к тому, что жанр путешествия становится одним из самых востребованных в творчестве второй половины 1960-х гг.

  5. Жанр путешествия открывает для писателя новые способы моделирования субъективности. Самопознание опосредуется множеством культурных знаков. Повествовательная идентификация в прозе второй половины 1960-х гг. осуществляется путем смешения дискурсов, введения интертекстуального подтекста. Деконструкция становится основой битовского повествования. Избранная модель идентификации обнаруживает черты постмодернистского сознания.

  6. Процесс создания текста является способом необходимой А. Битову самоидентификации. Игра с литературными кодами и стилями, децентрация структуры произведения, несовпадение точек зрения автора и героя призваны подчеркнуть непредсказуемость творческого процесса.

Структура диссертации определяется поставленными задачами и характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 294 источника. Общий объем работы составляет 181 страницу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, уточняется терминология, указываются используемые методы, раскрывается научная новизна.

В Главе I «Стратегии идентичности в прозе А. Битова 1960-х – 1970-х гг.», состоящей из трех параграфов, рассматриваются формы персональной и повествовательной идентичности в первых рассказах, повестях и романе «Улетающий Монахов». Мы исследуем развитие главного битовского сюжета – утрату и поиск героем собственного «я».

В § 1. 1 «Феномен «утраченного я» как константа первых рассказов А. Битова» констатируется полемичность раннего творчества А. Битова по отношению к «молодежной прозе». Мотивировка характера битовского персонажа является принципиально иной, утрачивается соотнесенность между описанием реальности и типом героя. Мир в рассказе «Бездельник» (1961) предстает алогичным, разрозненным, зыбким. Герой, подчиненный авторскому замыслу, живет минутами, «раскалывается» в своем бытии. В отличие от «ясно видящего» героя В. Аксенова для персонажа А. Битова цели не названы, задачи не определены.

В диссертации отмечается экспериментальный характер повествования А. Битова. Сопоставив рассказ «Пенелопа» (1962) и последний эпизод романа Д. Джойса «Улисс» (1922), мы приходим к выводу об использовании в повествовании А. Битова нарративной модели знаменитого романа. Стремясь показать внутреннюю жизнь героя во всей ее сложности, А. Битов передает процесс функционирования мысли и пред-мысли героя, интуитивные импульсы в форме «потока сознания». Структурообразующую роль в рассказе «Пенелопа» играет мотив сна сознания. Чередование «засыпаний» и «пробуждений» сознания трансформирует статус субъекта, который теряет идентичность и проблематизируется как внутри себя, так и в своих отношениях с миром.

Пытаясь вернуть расколотому миру дорефлексивную целостность восприятия, в начале 1960-х гг. А. Битов обращается к теме детства. В рассказах «Бабушкина пиала» (1958), «Фиг» (1959), «Большой шар» (1961), «Но-га» (1962) детство изображается с точки зрения становления самосознания личности. Субъективность автора выражается в рассказах не прямо, а передоверена двойнику – себе в юном возрасте. В рассказах «Но-га», «Фиг» писатель подчеркивает значимость осознания ребенком себя как личности, неповторимой и отдельной от других. Писатель исходит из трактовки детства как из ближайшей и естественной предпосылки творчества («Большой шар», «Бабушкина пиала»). Мифологизация детства осуществляется через акт воспоминания и уподобляется творческому процессу, преображающему действительность. А. Битов эстетизирует детские впечатления, подчиняя им все, даже страшное и непонятное. В детском мифе А. Битова происходит «поворот зрения» (Ю. Тынянов), когда исчезает прямая перспектива, предполагающая индивидуализированную (взрослую) точку зрения. Вместе с тем романтическая мечта об инобытии, стремление к небесной высоте («Большой шар») у А. Битова оказываются рядом с размышлениями о несущем в себе угрозу времени («Бабушкина пиала»). Писатель подчеркивает хрупкость созданного воображением ребенка мира. Духовная жажда прекрасного мира сосуществует с иронией, исходящей от битовского нигилизма и «точки боли», которую автор находит во всех рассказах о детстве.

Сравнительный анализ рассказов «Бездельник», «Пенелопа» и произведений о детстве позволяет сделать вывод о том, что писатель обнаруживает кризис идентичности на каждом этапе становления личности. «Невоплощенность» преследует не только взрослого, но и подростка. В фокусе внимания писателя оказывается не только творческое начало ребенка, но и аморфность, смешанность, несогласованность разнородных начал его внутреннего мира. В первых рассказах А. Битова возникает двойственная структура (метаструктура) повествования, которая, с одной стороны, делает возможной авторефлексию писателя над своим романтическим идеализмом, а с другой стороны, обнаруживает расщепленное творческое сознание.

В диссертации подчеркивается, что в стиле раннего А. Битова «невоплощенность» обнаруживает себя потоком возвращающихся, незакругленных речевых конструкций, в сложном синтаксисе, в преимуществе глагольной лексики над именной, обилии вопросительных предложений.

Отмечается, что конфликт несоответствия и нецельности – это проблема и самого автора, его эстетических предпочтений.

В
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconСамодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconРеферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи»
Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи»
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconПриднестровская идентичность: мифы и реальность
Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconРабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный...
Вен. Ерофеева, А. Битова, С. Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconТема лекции
«Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconКалендарный план 4 курса
Военная проза (Г. Бакланов, К. Симонов, В. Гроссман, В. Быков, В. Астафьев). Афганская война в прозе Ермакова
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconЦиклическое текстопостроение в малой эпической прозе
Работа выполнена на кафедре теории литературы фгоу впо «Тверской государственный университет»
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconРеферат По литературе «Цинковые мальчики»
«Тенденции литературного развития 2й половины 1980-1990х и жанрообразовательные процессы в современной русской прозе». Мамедов Т....
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconРегиональная идентичность как категория политической практики
...
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета
Повествовательная идентичность в прозе А. Битова iconКвалификационная работа на тему «Социально-политические вопросы пореформенной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск