Скачать 1.32 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт психологии и управления Кафедра Психологии Латыпов И.В. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ Специальность: психология (020400) Хабаровск 2009 Содержание Введение ……………………………………………………………………… 4 1. Предмет, задачи и основные понятия этнической психологии……… 5 2. Развитие этнопсихологии как науки……………………………………..11 3. Типы культур и цивилизаций в психологическом аспекте…………...19 4. Исторические типы общественного сознания…………………………...25 5.Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета………………...34 6. Менталитет арабо-мусульманских народов……………………………..39 7. Японский менталитет……………………………………………………... 49 8. Менталитет американцев европейского происхождения…………….. 59 9. Психологические особенности индийцев……………………………….. 67 10. Этнические конфликты………………………………………………….. 73 Вопросы к зачёту по курсу Этническая психология………………………81 Литература…………………………………………………………………….. 82 Введение Этническая психология относится к числу дополнительно изучаемых дисциплин и призвана расширить кругозор будущих психологов, показать всё разнообразие человеческой психологии, а так же научить взаимодействовать с представителями различных этносов. Эти знания и навыки особенно важны в современном мире, где интеграционные процессы набирают силу, вследствие чего увеличилось число международных контактов. Этническая психология как учебная дисциплина включает в себя изучение теоретических основ и истории развития науки, а так же ориентирована на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для понимания и эффективного взаимодействия с представителями зарубежных этносов. Задача курса – познакомить студентов с основными теоретическими подходами в этнопсихологии, показать многообразие проявлений менталитета наций, охарактеризовать менталитет некоторых ведущих этносов и этнических групп мира. Очень большой объём материала не позволяет привести его в данном курсе лекций полностью. При отборе лекций автор руководствовался критерием доступности информации для студентов. Так, сведения о менталитете россиян и китайцев, в силу наличия большого количества источников, было решено не включать в данный курс, равно как и материалы, посвящённые проблемам эмиграции и аккультурации мигрантов. Данные вопросы готовятся студентами самостоятельно и рассматриваются на семинарских занятиях. Лекция 1. Предмет, задачи и основные понятия этнической психологии. В современном мире, когда происходит глобальный пересмотр всех международных отношений, на первый план выступают межэтнические контакты. По словам американского политолога, С. Хадингтона, конфликт двух идеологий, длившийся на протяжении всего XX века завершился, и перед людьми встала проблема самоидентификации: как называть себя? До окончания «холодной войны» идентификация проходила преимущественно по идеологическому критерию: я коммунист, интернационалист или же я защитник либеральных ценностей, антикоммунист, а уж потом русский или американец (этноним «русский» стал почти синонимом слова «коммунист», а «американец» - «капиталист»). Мир был разделён по идеологическому принципу, и хотя этническая принадлежность тоже была важна, но всё же определяющей была принадлежность не к какой-либо нации или цивилизации, а к какой-либо идеологии. В 1980-1990-е годы положение изменилось. «Холодная война» закончилась, СССР распался на независимые страны, та же участь постигла и некоторые другие бывшие социалистические страны. Эти события сопровождались разгулом национализма, особенно в Югославии, где начались настоящие этнические чистки. Россия пытается обрести себя, вместе со всеми населяющими её народами. Началось национальное возрождение многих народов, и поэтому в наше время резко выросло значение этнической психологии и был дан толчок к её интенсивному развитию. Что же изучает этническая психология? Этническая психология – это молодая отрасль психологии, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология, философия, культурология и этнология, которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Предметом этнической психологии являются этнические особенности психики людей (характер, самосознание, этнические стереотипы и др.). Иными словами, этнопсихология изучает те психологические особенности человека, которые обусловлены его принадлежностью к какому-либо этносу. Однако этническая психология как наука не является в настоящее время единым целым ни по тематике исследований, ни по методологии. Это приводит к различному пониманию как задач этнической психологии, так и вопроса, как изучать. Можно выделить несколько направлений и подходов к изучению этнической психологии.
Каждое из направлений имеет свои достоинства и недостатки. Кросс-культурные психологи, изучая различия в психической жизни наций, уже накопили огромное количество фактического материала. Мы можем узнать, в чём специфика невербального поведения японца и как оно отличается от поведения русского, как воспринимают мир жители Анголы и Франции. Однако в погоне за этими фактическими данными кросс-культурные психологи зачастую теряют из виду сам этнос. Имеется огромная мозаичная картина множества различий, однако целостной картины особенностей психологического склада конкретного народа мы не получаем. Если мы не имеет более-менее чёткого и целостного представления о психологии представителей того или иного этноса, то не приобретаем самого главного – понимания поведения представителей этого самого народа. В итоге психолог изучает факты, выдернутые из контекста – культуры и психологии этноса, которые представляют собой единую, целостную систему. Этно-культурологические и этно-социальные исследования напротив, направлены на получение целостной картины психологии народов. Но и здесь есть свои недостатки – возникает проблема чрезмерно широких обобщений. Например, в некоторых работах представителей этого направления можно прочитать, что русские трудолюбивы, гостеприимны и патриотичны. Даёт ли эта информация что-то для понимания русских? Абсолютно ничего – то же самое можно сказать про любой другой народ мира. Вот только гостеприимство и патриотизм по-русски будут существенно отличаться от гостеприимства и патриотизма англичан или арабов. Задача этнопсихолога в данном случае - изучить национальную специфику отношения к труду («трудолюбие»), межличностных отношений («гостеприимство») и др. В отличие от этнопсихологии, социология и культурология изучают качественные характеристики национальных групп как социальных (социология) и культурных (культурология) общностей. Этнология (этнография) как отрасль научных знаний была изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов, проблем их этногенеза. Несмотря на различия, все три направления этнопсихологии в целом сходятся в том, что перед этнической психологией стоят следующие задачи:
Основные понятия этнической психологии. Любая наука обладает определённым набором базовых понятий, не зная которых невозможно разобраться как в науке, так и в предмете, который она изучает. К основным понятиям этнической психологии относятся: этнос, культура, цивилизация, этноцентризм, этногенез, менталитет. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а так же сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании (Ю. Бромлей). Существуют и другие подходы к пониманию природы этноса. Так, Л. Н. Гумилёв рассматривал этнос в первую очередь как природное явление. В его понимании этнос – естественно (биологически) сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам. Т.е. главными критериями отличия одного этноса от другого Гумилёв считал стереотип поведения, который складывается в определённой исторической и географической среде, и самосознание этноса, обусловленное биологическими причинами. Культура. Это наиболее сложное, наряду с «национальным характером» понятие в этнопсихологии и других гуманитарных науках. В науке до сих пор идут споры о том, что же называть культурой, т.е. четкого единого определения не сформулировано. Под культурой понимают множество разных феноменов, которые зачастую очень слабо связаны между собой. Например, понятия «культурный человек» и «человек, принадлежащий к какой-либо культуре» обозначают далеко не одно и то же, а значит, слово «культура» в данном примере имеет два разных значения – в первом случае оно ближе к понятию «воспитанный и образованный», а во втором – «относящийся к какому-либо народу с его специфическими чертами». А. Кармин приводит целую группу различных видов определений культуры.
Довольно сложно оперировать всеми перечисленными представлениями о культуре, так как все они подчёркивают разные стороны такого многогранного и сложного явления, как культура. В данном курсе лекций мы будем опираться, разумеется, на психологическую трактовку культуры, а так же на исторический, нормативный и ценностный подходы, т.к. психология любого народа во многом определяется нормами и ценностями, выработанными народом (цивилизацией) в ходе его исторического развития. Цивилизация. Это не менее сложное понятие, чем культура. Существует так же несколько подходов к определению цивилизации.
первоначальный смысл данного термина, происходящего от латинского «civilis» - город, городская община. Иными словами, согласно этому подходу, цивилизация – это городское общество.
для высокоразвитых стран Запада и других регионов, которые достигли передового уровня технологического развития, в той или иной степени внедрили гражданские, правовые, политические институты. Фактически, это «глобалистский» подход, обозначающий современную «мировую цивилизацию» (фактически – только западную). Отсюда и выражение «цивилизованные страны» по отношению к западноевроейским и некоторым другим странам.
обществ, проявивших себя в мировой истории, с присущим ему своеобразием социальной и духовной жизни, его базовыми ценностями. В данном подходе постоянно подчёркивается роль духовных (в частности, религиозных) факторов. Сторонники этого подхода выделяют современные цивилизации в первую очередь по религиозному принципу (исламская, западнохристианская, индусская, буддистская и др.).
универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Именно это определение получила наибольшее распространение, т.к. оно, в отличие, например, от третьего подхода, акцентирует внимание не только на духовной, но и на социальной и материальной стороне жизни человечества. Как следует из данного определения, цивилизация включает в себя множество различных стран и народов, которым, несмотря на имеющиеся различия, присущ ряд сходнях черт, проявляющихся в том числе и в психологии, в ощущении своей принадлежности к той или иной цивилизации. Представителям цивилизации Запада гораздо проще найти язык друг с другом, т.к. их культуры разделяют ряд базовых ценностей, чем с людьми, относящимися к исламской или дальневосточной цивилизациям. О. Шпенглер противопоставлял понятия «цивилизация» и «культура», видя в культуре живое развитие, а в цивилизации – «кристаллизацию» культуры, её омертвение в устоявшихся формах. В целом же для нас рабочим будет четвёртое, ценностное определение цивилизации, как наиболее подходящая к рассмотрению данного феномена с позиций психологии. В настоящее время выделяют следующие ныне существующие цивилизации:
атлантическая). Включает большую часть Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию.
Помимо России, в православную цивилизацию включают Украину, Белоруссию, Грецию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Сербию и Черногорию – как православные страны.
Пакистан, Турция, ряд стран центральной Африки, Индонезия и др.
основанная на синтезе европейской и индейских культур.
африканской цивилизации. Менталитет – относительно целостная совокупность мыслей, верований, традиций и морали, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. Этноцентризм – восприятие и интерпретация поведения других людей через призму своей культуры. Этот термин был введён в 1906 году У. Самнером. Наиболее известен европоцентризм, а на Дальнем Востоке часто вспоминают китаецентризм. Главная установка этноцентризма – «мы хорошие – другие хорошие тогда, когда похожи на нас», т.е. своя культура является образцом, эталоном для других. Чем больше чужая культура похожа на родную, тем она «лучше». Характерная черта европоцентризма – стремление свести все культурные традиции мира к единой «общечеловеческой» культуре, основанной на общечеловеческих ценностях, которые на самом деле являются ценностями европейской цивилизации. Страны, не соответствующие «европейскому стандарту», европоцентристами считаются отсталыми. Достаточно вспомнить, что в России выражение «цивилизованные страны» относятся в первую очередь к странам западноевропейской цивилизации. Очень сложно встать «над» своей страной, культурой и беспристрастно изучать другую. К сожалению, это не всегда удаётся и психологам (особенно американским). Например, Т. Лихи в своей «Истории современной психологии» пишет: «Особое внимание (в истории психологии) мы уделим Соединённым Штатам, которые оказались восприимчивее других народов на земле к науке, промышленности, бизнесу, урбанизации и психологии». Пример европоцентризма демонстрируют дневники английского писателя Соммерсета Моэма. Вот его слова о России: «Русский патриотизм – это нечто уникальное. В нём бездна зазнайства, русские считают, что они не похожи ни на один народ, и тем кичатся; они с гордостью говорят о темноте своих крестьян, гордятся своими недостатками, самодовольно признают, что они пьяницы и невежи, не знают чего хотят. Но им недостаёт того, весьма сложного чувства патриотизма, которое присуще другим народам». «В прошлом России нет ни рыцарства, ни возвышенной романтики, в характере нет определённости, а литература слишком бедна… Унижаясь, русские получают ни с чем не сравнимое чувственное удовольствие… У русских не появилось ни одного философа хотя бы второго разряда… Не припомню русского романа, в котором хоть один из персонажей посетил бы картинную галерею». В данном случае, кроме европоцентризма, Моэм демонстрирует целый ряд стереотипов о русских. Стереотип – схематизированная модель, программа поведения. Упрощённый образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные, черты. Этногенез – процесс развития этнической системы от её возникновения до исчезновения. |