Вниманию сдающих экзамен кандидатского минимума по
«Истории и философии науки» в 2013–2014 гг.
1. Организационно-подготовительная работа
- Занятия по подготовке к сдаче кандидатского экзамена организует отдел аспирантуры. Они проводятся ежегодно в период с декабря по апрель месяц. Группа формируется на основе записи в отделе аспирантуры.
- Аспиранты и соискатели могут подготовиться к экзамену самостоятельно, воспользовавшись вопросами (Приложение 1) и предлагаемым списком литературы (Приложение 5).
- С вопросами к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» и расписанием консультаций можно познакомиться в отделе аспирантуры и на кафедре СНиТ (Б - 517).
- За месяц до начала экзаменов необходимо сдать на проверку реферат по истории науки (список рецензентов находится в отделе аспирантуры).
- Перед экзаменом не забыть получить реферат с рецензией (Приложение 4) на руки. 2. Требования к реферату
- Тема реферата выбирается только из того раздела списка (Приложение 2), который совпадает с наименованием искомой степени при защите кандидатской диссертации аспирантом или соискателем.
- Тема реферата может быть сформулирована самостоятельно аспирантом (соискателем), но в этом случае она должна быть согласована на кафедре СНиТ с ответственным за работу с аспирантами и соискателями (Б – 517).
- Реферат сдается в печатном виде, на русском языке.
- Автор самостоятельно подбирает литературу и составляет план работы.
- Объем – не менее 24 с., через 1,5 интервала.
- Обязательные структурные элементы реферата: титульный лист (Приложение 3), план, введение, текст, заключение, список литературы (с выходными данными).
- При рецензировании реферата учитываются следующие моменты:
а) согласованность темы заголовка, содержания плана и смысла текст;
б) наличие выводов, их логичность, обоснованность, доказательность;
в) преемственность разделов и параграфов;
г) наличие сносок и ссылок на цитируемую литературу (обязательно с указанием страниц) и правильность их оформления;
д) представительность списка литературы по теме реферата (подменять его списком цитируемой литературы недопустимо);
е) умение излагать и анализировать чужую позицию, сравнивать различные точки зрения по одному вопросу или общей проблеме.
3. Порядок прохождения экзамен:
- Аспирант (соискатель) допускается к экзамену лишь при наличии реферата с рецензией, в которой проставлена оценка.
- Билет включает в себя три вопроса: один - по общим проблемам философии науки, второй - по философским проблемам соответствующей области научного знания, третий - по истории науки (на основе написанного реферата и прилагаемой рецензии). Ответ на каждый из вопросов билета оценивается отдельно, затем выводится итоговая оценка.
- Экзамен проходит в форме беседы, в ходе которой оцениваются общая эрудиция и способности сдающего к аналитическому мышлению (умения доказывать, опровергать, сравнивать, критиковать, классифицировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы).
Приложение 1
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки» на 2013–2014 гг.
I. Общие проблемы философии науки
Три аспекта бытия науки.
Современные модели развития научного знания (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани).
Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Философия и наука. Специфика философского и научного мышления.
Наука и обыденное знание; наука и искусство.
Функции науки в жизни общества (мировоззренческая, производительная, культурная).
Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение и конструирование.
Становление первых форм теоретического знания в античной культуре.
Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах.
Манипуляции с природными объектами: алхимия, астрология, магия.
Западная и восточная наука в Средние века и эпоху Возрождения.
Рационалистическая метафизика XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
Формирование науки как профессиональной деятельности.
Особенности возникновения технических наук
Условия становления социальных и гуманитарных наук.
Научное знание как система и процесс, его основные этапы.
Структура эмпирического знания (методы познания и формы существования).
Структура теоретического знания (методы познания и формы существования).
Идеалы и нормы научного творчества.
Научная картина мира, парадигма, исследовательская программа.
Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Проблема классификации наук, ее цель и критерии.
Классический и неклассический варианты формирования научных теорий.
Новации и традиции в развитии науки.
Научные революции, их признаки и разновидности.
Прогностическая роль философского и научного знания: общее и особенное.
Философские и методологические проблемы современной науки (онтологические, логико-гносеологические, аксиологические).
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
Роль науки в преодолении современных глобальных коллизий.
Экологическая этика и её основные проблемы (Б.Калликот, О.Леопольд, Р.Аттфильд).
Научные сообщества и их исторические типы.
Историческое развитие способов трансляции научного знания.
Взаимоотношение науки с экономикой, властью и государством.
II. Современные философские проблемы областей научного знания А) Философские проблемы математики
Математика как язык науки. Математика и естествознание.
Предмет математики и его динамика в истории науки теоретического знания.
Доказательство, аксиома и аналогия в математике.
Рождение и развитие математики как теоретической науки в античном мире (пифагорейцы, Эвклид, Архимед).
Основные этапы развития математики (периодизация А.Н.Колмогорова).
«Арабские» цифры как источник математического знания (средневековый Восток).
П.-С.Лаплас, его взгляды на сущность вероятности и становление теории вероятностей как точной науки (общенаучный и философский аспекты).
Выдающиеся математики ХIХ века (К.Вейерштрасс, С.В.Ковалевская).
Значение для науки и философии открытия И.Ньютоном и Г.Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.
Причины эволюции геометрии в ХIХ – начале ХХ в. (К.Ф.Гаусс, Н.И.Лобачевский, Б.Риман).
Влияние потребностей и запросов других наук и техники на развитие математики.
Математика и логика: особенности взаимодействия.
Особенности математического эксперимента и математического моделирования.
Специфика приложения математических знаний в различных областях науки.
Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.
Б) Философские проблемы физики
Физика и другие естественные науки.
Эволюция физической картины мира (механическая, электромагнитная, квантово-релятивистская).
Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира.
Эволюция физических представлений о пространстве и времени (Г.Галилей, И.Ньютон, А.Эйнштейн, Г.Минковский).
Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения общей теории относительности.
Проблемы физики в античной науке (атомисты, Аристотель, Евклид, Птолемей).
Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга.
Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва».
Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы, системы с обратной связью, системы с саморазвитием.
Эволюционные идеи в физике (на примере противоречий между классической термодинамикой, эволюционной биологией и концепцией самоорганизации).
Физические предпосылки научной революции XVII века (Л. да Винчи, Н.Коперник).
Создание И.Ньютоном основ классической механики и их значение для развития науки и философии.
Роль математики в развитии физики.
«Материя», «энергия» и «информация» как фундаментальные категории современного физического знания.
Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах.
В) Философские проблемы химии
Взаимосвязь химии с физикой, биологией, геологией и экологией.
Связь химии с технологией и промышленностью.
Ступени исторического развития химии.
Учение об элементах как отличительном признаке вещества.
Теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия, кислородная теория А.Л.Лавуазье.
Периодическая система Д.И.Менделеева и её философское значение.
Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества.
Влияние возникновения и развития органической химии на естественные и гуманитарные науки, на стимулирование производства.
Кинетические теории в химии.
Химические системы и их связь с концепцией самоорганизацией и синергетикой.
Три тенденции физикализации химии: проникновение физических идей в химию, построение физико-химических теорий, редукция разделов химии к физике.
Методы химических исследований и проблема истины в химических науках.
История учения о молекуле.
Версии открытия периодического закона (Б.М.Кедров, Д.Н.Трифонов, И.С.Дмитриев).
Современный вариант классификации химических знаний
Г) Философские проблемы биологии
1. Эволюция понимания предмета биологической науки.
2. Описательная и объяснительная природа биологического знания.
3. Сущность живого и проблема его происхождения.
4. Специфика понимания развития в биологии.
5. Проблема биологического прогресса.
6. Значение для философии биологической эволюционной теории.
7. Идеи глобального эволюционизма: за и против.
8. Системная организация в биологии (В.И.Вернадский, Л. фон Берталанфи).
9. Современная биология в мире культуры.
10. Причины формирования и принципы существования биоэтики.
11. Социально-философские взгляды на генную и клеточную инженерию, клонирование и биотехнологии.
12. История биологии и этапы её развития.
13. Место биологии в современном естествознании и в системе гуманитарных наук.
14. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции (конец XVIII – начало XIX в.).
15. Биология и экология. Д) Философские проблемы экологии
Становление экологии как интегральной научной дисциплины.
Диапазон экологических подходов к среде обитания человека.
Причины превращения экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.
Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
Учение о ноосфере В.И.Вернадского.
Причины возникновения социальной экологии и ее основные задачи.
Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования.
Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей.
Особенности и разновидности экологических проблем.
Экологическая проблема, экологическая катастрофа, экологический кризис.
Истоки современного экологического кризиса.
Пути формирования экологической культуры.
Концепция устойчивого развития общества.
Особенности экологического воспитания и образования.
Социосфера и экосфера.
Е) Философские проблемы технических наук
Понятие «техника» и его трансформации в ходе исторического развития.
Особенности техники в Древнем мире и Средневековье.
Техническая и научно-техническая революции.
Техническая и инженерная деятельность.
Техника и технические науки.
Природа и техника; «естественное» и «искусственное».
Специфика технических наук.
Первые технические науки и особенности их появления (Древний мир и античность).
Синтез научного, художественного и технического знания в эпоху Возрождения (Л. да Винчи, В.Бирингуччо, А.Дюрер, Г.Агрикола) и засивимость от него социального статуса творческой личности.
Понятия научно-технической дисциплины и семейства дисциплин данного типа.
Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в.
Международные и отечественные научные коммуникации в инженерно-технической сфере. Цели их создания и разновидности.
Связь между исследованием и проектированием в технических науках.
Влияние на развитие технических наук современных экологических процессов.
Проблема управления научно-техническим прогрессом общества.
Возможность комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития и функционирования техники.
Отличительные черты инженерной этики.
Проблема социальной ответственности инженера за результаты своих решений.
Становление, развитие и перспективы инженерного образования.
Компьютеризация инженерной деятельности: за и против.
Ж) Философские проблемы информатики
Знание и информация: общее и отличное.
Теория информации К.Шеннона и кибернетика Н.Винера.
Место информатики в ряду других наук.
Моделирование и эксперимент в информатике.
Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.
Гуманитарная составляющая концепции информационной безопасности.
Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.
Проблема «порядка и хаоса» в Интернете.
Интернет как среда науки и среда образования.
Процесс познания в информатике.
Компьютерная этика и проблема интеллектуальной собственности.
Идея «искусственного интеллекта» и ее эволюция.
Концепция «информационного общества» (П.Сорокин, Э.Кастельс).
Проблема личности в информационном обществе.
Понятие информационной культуры.
З) Философские проблемы социально-гуманитарных наук
Причины появления социальных наук и их разновидности.
Науки о природе и науки об общества: сходство и различие.
Ценности, их природа и роль в социально-гуманитарном познании.
Социокультурное и гуманитарное понимание жизни.
История как одна из форм проявления жизни (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль).
Социальное и культурно-историческое время.
Причины появления гуманитарных наук и их разновидности.
Коммуникативность (общение) как условие создания нового социально-гуманитарного знания.
Проблема истины в социально-гуманитарных науках.
Объяснение и понимание в гуманитарных науках.
Пределы интерпретации в социальных и гуманитарных науках.
Вера и знание, истина и сомнение в гуманитарных науках.
Критерии отличия социальных наук от наук гуманитарных.
Лидирующие дисциплины в социально-гуманитарном знании: исторический аспект.
Особенности гуманитарной экспертизы научных и технических проектов.
Приложение 2 Примерный список тем рефератов
по «Истории науки» для аспирантов и соискателей, сдающих экзамен
кандидатского минимума по «Истории и философии науки»
на 2011–2013 гг. История математики
Геометрические знания в догреческих цивилизациях (Древний Египет, Древний Вавилон).
Математические задачи древности - удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга - и их решение в ХIХ веке.
Особенности построения математического знания в «Началах» Евклида.
Аксиоматический метод с античности до работ Д.Гильберта.
История развития понятия «число» и его соотношение с понятием «цифра».
«Математика в девяти книгах» - культурный памятник Древнего Китая.
Теория отношений Евдокса и теория сечений Дедекинда (сравнительный анализ).
Интегральные и дифференциальные методы древних в их связи с интегральным и дифференциальным исчислением.
«Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с позиции математики ХХ века.
Средневековая математика Арабского Востока.
Теория конических сечений в древности, её роль для развития математики и естествознания.
Дискуссия по проблемам бесконечного, непрерывного и дискретного в средневековой математике.
Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в ХVII-ХIХ вв.
Алгебра Ф.Виета и «Алгебра» Р.Бомбелли.
Рождение математического анализа в трудах И.Ньютона.
Математический анализ в трудах Г.Лейбница.
Рождение аналитической геометрии и её роль в развитии математики в XVII в.
Л.Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.
Спор о колебании струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частным производным.
Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.
Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XVIII – XIX вв.
Качественная теория дифференциальных уравнений в ХIХ – начале ХХ в.
Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.
Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце ХIХ – первой половине ХХ в.
Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII-ХХ вв.
Аналитическая теория дифференциальных уравнений ХIХ-ХХ вв. и 21-я проблема Гильберта.
Доклад Д.Гильберта «Математические проблемы» (1900).
Учение Л.Брауэра о конструкции как единственном законном способе оправдания математического существования.
От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.
Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г.Абеля.
Рождение и развитие теории Галуа в ХIХ – первой половине ХХ в.
Метод многогранника И.Ньютона: история и современность.
Открытие неевклидовой геометрии и её значение для развития математики и математического естествознания.
Московская школа дифференциальной геометрии от К.М.Петерсона до середины ХХ в.
Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в ХIХ – первой половине ХХ в.
Великая теорема Ферма от П.Ферма до А.Уайлса.
Петербургская школа П.Л.Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.
Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.
Проблема аксиоматизации теории вероятностей в ХХ в.
Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в ХХ в.
|