Реферат сдается в печатном виде, на русском языке





Скачать 367.32 Kb.
НазваниеРеферат сдается в печатном виде, на русском языке
страница1/3
Дата публикации13.10.2014
Размер367.32 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Вниманию сдающих экзамен кандидатского минимума по

«Истории и философии науки» в 2013–2014 гг.

1. Организационно-подготовительная работа

- Занятия по подготовке к сдаче кандидатского экзамена организует отдел аспирантуры. Они проводятся ежегодно в период с декабря по апрель месяц. Группа формируется на основе записи в отделе аспирантуры.

- Аспиранты и соискатели могут подготовиться к экзамену самостоятельно, воспользовавшись вопросами (Приложение 1) и предлагаемым списком литературы (Приложение 5).

- С вопросами к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» и расписанием консультаций можно познакомиться в отделе аспирантуры и на кафедре СНиТ (Б - 517).

- За месяц до начала экзаменов необходимо сдать на проверку реферат по истории науки (список рецензентов находится в отделе аспирантуры).

- Перед экзаменом не забыть получить реферат с рецензией (Приложение 4) на руки.
2. Требования к реферату

- Тема реферата выбирается только из того раздела списка (Приложение 2), который совпадает с наименованием искомой степени при защите кандидатской диссертации аспирантом или соискателем.

- Тема реферата может быть сформулирована самостоятельно аспирантом (соискателем), но в этом случае она должна быть согласована на кафедре СНиТ с ответственным за работу с аспирантами и соискателями (Б – 517).

- Реферат сдается в печатном виде, на русском языке.

- Автор самостоятельно подбирает литературу и составляет план работы.

- Объем – не менее 24 с., через 1,5 интервала.

- Обязательные структурные элементы реферата: титульный лист (Приложение 3), план, введение, текст, заключение, список литературы (с выходными данными).

- При рецензировании реферата учитываются следующие моменты:

а) согласованность темы заголовка, содержания плана и смысла текст;

б) наличие выводов, их логичность, обоснованность, доказательность;

в) преемственность разделов и параграфов;

г) наличие сносок и ссылок на цитируемую литературу (обязательно с указанием страниц) и правильность их оформления;

д) представительность списка литературы по теме реферата (подменять его списком цитируемой литературы недопустимо);

е) умение излагать и анализировать чужую позицию, сравнивать различные точки зрения по одному вопросу или общей проблеме.


3. Порядок прохождения экзамен:

- Аспирант (соискатель) допускается к экзамену лишь при наличии реферата с рецензией, в которой проставлена оценка.

- Билет включает в себя три вопроса: один - по общим проблемам философии науки, второй - по философским проблемам соответствующей области научного знания, третий - по истории науки (на основе написанного реферата и прилагаемой рецензии). Ответ на каждый из вопросов билета оценивается отдельно, затем выводится итоговая оценка.

- Экзамен проходит в форме беседы, в ходе которой оцениваются общая эрудиция и способности сдающего к аналитическому мышлению (умения доказывать, опровергать, сравнивать, критиковать, классифицировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы).


Приложение 1

Вопросы к экзамену кандидатского минимума


по «Истории и философии науки» на 2013–2014 гг.



I. Общие проблемы философии науки


  1. Три аспекта бытия науки.

  2. Современные модели развития научного знания (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани).

  3. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  4. Философия и наука. Специфика философского и научного мышления.

  5. Наука и обыденное знание; наука и искусство.

  6. Функции науки в жизни общества (мировоззренческая, производительная, культурная).

  7. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение и конструирование.

  8. Становление первых форм теоретического знания в античной культуре.

  9. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах.

  10. Манипуляции с природными объектами: алхимия, астрология, магия.

  11. Западная и восточная наука в Средние века и эпоху Возрождения.

  12. Рационалистическая метафизика XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).

  13. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

  14. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  15. Особенности возникновения технических наук

  16. Условия становления социальных и гуманитарных наук.

  17. Научное знание как система и процесс, его основные этапы.

  18. Структура эмпирического знания (методы познания и формы существования).

  19. Структура теоретического знания (методы познания и формы существования).

  20. Идеалы и нормы научного творчества.

  21. Научная картина мира, парадигма, исследовательская программа.

  22. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

  23. Проблема классификации наук, ее цель и критерии.

  24. Классический и неклассический варианты формирования научных теорий.

  25. Новации и традиции в развитии науки.

  26. Научные революции, их признаки и разновидности.

  27. Прогностическая роль философского и научного знания: общее и особенное.

  28. Философские и методологические проблемы современной науки (онтологические, логико-гносеологические, аксиологические).

  29. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

  30. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

  31. Роль науки в преодолении современных глобальных коллизий.

  32. Экологическая этика и её основные проблемы (Б.Калликот, О.Леопольд, Р.Аттфильд).

  33. Научные сообщества и их исторические типы.

  34. Историческое развитие способов трансляции научного знания.

  35. Взаимоотношение науки с экономикой, властью и государством.


II. Современные философские проблемы областей научного знания
А) Философские проблемы математики

  1. Математика как язык науки. Математика и естествознание.

  2. Предмет математики и его динамика в истории науки теоретического знания.

  3. Доказательство, аксиома и аналогия в математике.

  4. Рождение и развитие математики как теоретической науки в античном мире (пифагорейцы, Эвклид, Архимед).

  5. Основные этапы развития математики (периодизация А.Н.Колмогорова).

  6. «Арабские» цифры как источник математического знания (средневековый Восток).

  7. П.-С.Лаплас, его взгляды на сущность вероятности и становление теории вероятностей как точной науки (общенаучный и философский аспекты).

  8. Выдающиеся математики ХIХ века (К.Вейерштрасс, С.В.Ковалевская).

  9. Значение для науки и философии открытия И.Ньютоном и Г.Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

  10. Причины эволюции геометрии в ХIХ – начале ХХ в. (К.Ф.Гаусс, Н.И.Лобачевский, Б.Риман).

  11. Влияние потребностей и запросов других наук и техники на развитие математики.

  12. Математика и логика: особенности взаимодействия.

  13. Особенности математического эксперимента и математического моделирования.

  14. Специфика приложения математических знаний в различных областях науки.

  15. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.


Б) Философские проблемы физики

  1. Физика и другие естественные науки.

  2. Эволюция физической картины мира (механическая, электромагнитная, квантово-релятивистская).

  3. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира.

  4. Эволюция физических представлений о пространстве и времени (Г.Галилей, И.Ньютон, А.Эйнштейн, Г.Минковский).

  5. Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения общей теории относительности.

  6. Проблемы физики в античной науке (атомисты, Аристотель, Евклид, Птолемей).

  7. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга.

  8. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва».

  9. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы, системы с обратной связью, системы с саморазвитием.

  10. Эволюционные идеи в физике (на примере противоречий между классической термодинамикой, эволюционной биологией и концепцией самоорганизации).

  11. Физические предпосылки научной революции XVII века (Л. да Винчи, Н.Коперник).

  12. Создание И.Ньютоном основ классической механики и их значение для развития науки и философии.

  13. Роль математики в развитии физики.

  14. «Материя», «энергия» и «информация» как фундаментальные категории современного физического знания.

  15. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах.


В) Философские проблемы химии

  1. Взаимосвязь химии с физикой, биологией, геологией и экологией.

  2. Связь химии с технологией и промышленностью.

  3. Ступени исторического развития химии.

  4. Учение об элементах как отличительном признаке вещества.

  5. Теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия, кислородная теория А.Л.Лавуазье.

  6. Периодическая система Д.И.Менделеева и её философское значение.

  7. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества.

  8. Влияние возникновения и развития органической химии на естественные и гуманитарные науки, на стимулирование производства.

  9. Кинетические теории в химии.

  10. Химические системы и их связь с концепцией самоорганизацией и синергетикой.

  11. Три тенденции физикализации химии: проникновение физических идей в химию, построение физико-химических теорий, редукция разделов химии к физике.

  12. Методы химических исследований и проблема истины в химических науках.

  13. История учения о молекуле.

  14. Версии открытия периодического закона (Б.М.Кедров, Д.Н.Трифонов, И.С.Дмитриев).

  15. Современный вариант классификации химических знаний


Г) Философские проблемы биологии

1. Эволюция понимания предмета биологической науки.

2. Описательная и объяснительная природа биологического знания.

3. Сущность живого и проблема его происхождения.

4. Специфика понимания развития в биологии.

5. Проблема биологического прогресса.

6. Значение для философии биологической эволюционной теории.

7. Идеи глобального эволюционизма: за и против.

8. Системная организация в биологии (В.И.Вернадский, Л. фон Берталанфи).

9. Современная биология в мире культуры.

10. Причины формирования и принципы существования биоэтики.

11. Социально-философские взгляды на генную и клеточную инженерию, клонирование и биотехнологии.

12. История биологии и этапы её развития.

13. Место биологии в современном естествознании и в системе гуманитарных наук.

14. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции (конец XVIII – начало XIX в.).

15. Биология и экология.
Д) Философские проблемы экологии

  1. Становление экологии как интегральной научной дисциплины.

  2. Диапазон экологических подходов к среде обитания человека.

  3. Причины превращения экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.

  4. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

  5. Учение о ноосфере В.И.Вернадского.

  6. Причины возникновения социальной экологии и ее основные задачи.

  7. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования.

  8. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей.

  9. Особенности и разновидности экологических проблем.

  10. Экологическая проблема, экологическая катастрофа, экологический кризис.

  11. Истоки современного экологического кризиса.

  12. Пути формирования экологической культуры.

  13. Концепция устойчивого развития общества.

  14. Особенности экологического воспитания и образования.

  15. Социосфера и экосфера.


Е) Философские проблемы технических наук

  1. Понятие «техника» и его трансформации в ходе исторического развития.

  2. Особенности техники в Древнем мире и Средневековье.

  3. Техническая и научно-техническая революции.

  4. Техническая и инженерная деятельность.

  5. Техника и технические науки.

  6. Природа и техника; «естественное» и «искусственное».

  7. Специфика технических наук.

  8. Первые технические науки и особенности их появления (Древний мир и античность).

  9. Синтез научного, художественного и технического знания в эпоху Возрождения (Л. да Винчи, В.Бирингуччо, А.Дюрер, Г.Агрикола) и засивимость от него социального статуса творческой личности.

  10. Понятия научно-технической дисциплины и семейства дисциплин данного типа.

  11. Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в.

  12. Международные и отечественные научные коммуникации в инженерно-технической сфере. Цели их создания и разновидности.

  13. Связь между исследованием и проектированием в технических науках.

  14. Влияние на развитие технических наук современных экологических процессов.

  15. Проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

  16. Возможность комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития и функционирования техники.

  17. Отличительные черты инженерной этики.

  18. Проблема социальной ответственности инженера за результаты своих решений.

  19. Становление, развитие и перспективы инженерного образования.

  20. Компьютеризация инженерной деятельности: за и против.


Ж) Философские проблемы информатики

  1. Знание и информация: общее и отличное.

  2. Теория информации К.Шеннона и кибернетика Н.Винера.

  3. Место информатики в ряду других наук.

  4. Моделирование и эксперимент в информатике.

  5. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.

  6. Гуманитарная составляющая концепции информационной безопасности.

  7. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.

  8. Проблема «порядка и хаоса» в Интернете.

  9. Интернет как среда науки и среда образования.

  10. Процесс познания в информатике.

  11. Компьютерная этика и проблема интеллектуальной собственности.

  12. Идея «искусственного интеллекта» и ее эволюция.

  13. Концепция «информационного общества» (П.Сорокин, Э.Кастельс).

  14. Проблема личности в информационном обществе.

  15. Понятие информационной культуры.



З) Философские проблемы социально-гуманитарных наук

  1. Причины появления социальных наук и их разновидности.

  2. Науки о природе и науки об общества: сходство и различие.

  3. Ценности, их природа и роль в социально-гуманитарном познании.

  4. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни.

  5. История как одна из форм проявления жизни (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль).

  6. Социальное и культурно-историческое время.

  7. Причины появления гуманитарных наук и их разновидности.

  8. Коммуникативность (общение) как условие создания нового социально-гуманитарного знания.

  9. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

  10. Объяснение и понимание в гуманитарных науках.

  11. Пределы интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

  12. Вера и знание, истина и сомнение в гуманитарных науках.

  13. Критерии отличия социальных наук от наук гуманитарных.

  14. Лидирующие дисциплины в социально-гуманитарном знании: исторический аспект.

  15. Особенности гуманитарной экспертизы научных и технических проектов.


Приложение 2
Примерный список тем рефератов

по «Истории науки» для аспирантов и соискателей, сдающих экзамен

кандидатского минимума по «Истории и философии науки»

на 2011–2013 гг.
История математики

  1. Геометрические знания в догреческих цивилизациях (Древний Египет, Древний Вавилон).

  2. Математические задачи древности - удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга - и их решение в ХIХ веке.

  3. Особенности построения математического знания в «Началах» Евклида.

  4. Аксиоматический метод с античности до работ Д.Гильберта.

  5. История развития понятия «число» и его соотношение с понятием «цифра».

  6. «Математика в девяти книгах» - культурный памятник Древнего Китая.

  7. Теория отношений Евдокса и теория сечений Дедекинда (сравнительный анализ).

  8. Интегральные и дифференциальные методы древних в их связи с интегральным и дифференциальным исчислением.

  9. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с позиции математики ХХ века.

  10. Средневековая математика Арабского Востока.

  11. Теория конических сечений в древности, её роль для развития математики и естествознания.

  12. Дискуссия по проблемам бесконечного, непрерывного и дискретного в средневековой математике.

  13. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в ХVII-ХIХ вв.

  14. Алгебра Ф.Виета и «Алгебра» Р.Бомбелли.

  15. Рождение математического анализа в трудах И.Ньютона.

  16. Математический анализ в трудах Г.Лейбница.

  17. Рождение аналитической геометрии и её роль в развитии математики в XVII в.

  18. Л.Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.

  19. Спор о колебании струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частным производным.

  20. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.

  21. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XVIII – XIX вв.

  22. Качественная теория дифференциальных уравнений в ХIХ – начале ХХ в.

  23. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.

  24. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце ХIХ – первой половине ХХ в.

  25. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII-ХХ вв.

  26. Аналитическая теория дифференциальных уравнений ХIХ-ХХ вв. и 21-я проблема Гильберта.

  27. Доклад Д.Гильберта «Математические проблемы» (1900).

  28. Учение Л.Брауэра о конструкции как единственном законном способе оправдания математического существования.

  29. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.

  30. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г.Абеля.

  31. Рождение и развитие теории Галуа в ХIХ – первой половине ХХ в.

  32. Метод многогранника И.Ньютона: история и современность.

  33. Открытие неевклидовой геометрии и её значение для развития математики и математического естествознания.

  34. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М.Петерсона до середины ХХ в.

  35. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в ХIХ – первой половине ХХ в.

  36. Великая теорема Ферма от П.Ферма до А.Уайлса.

  37. Петербургская школа П.Л.Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.

  38. Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.

  39. Проблема аксиоматизации теории вероятностей в ХХ в.

  40. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в ХХ в.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconРеферата сдается 16. 10. 2009
Реферат сдается в электронном виде не позднее указанного срока на e-mail
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconРеферат по истории индивидуальная обязательная научная работа, выполняемая...
Реферат по истории – индивидуальная обязательная научная работа, выполняемая самостоятельно каждым студентом в первом семестре первого...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconДля отработки лекций необходимо написать (в печатном виде) реферат...
Для отработки лекций необходимо написать (в печатном виде) реферат по пропущенной теме и защитить у ассистента кафедры путем ответа...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconТема реферата должна соответствовать специальности аспиранта (соискателя)...
Реферат должен быть выполнен на русском языке по материалам специальной литературы на иностранном языке
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconИсследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая)
Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconБюджетное право
Срок сдачи устанавливается лектором. Реферат сдается не позднее начала второй недели марта в письменном и электронном виде
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconРеферат Требования к ученическим рефератам
В современном русском языке понятие реферат (от лат refero — докла­дываю, сообщаю) трактуется в двух значениях
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconСтатьи и фио авторов на русском языке
В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconТребования к сдаче материалов в редакционно-издательский отдел
Авторы представляют доклады и сообщения в печатном и электронном виде (на дискете или cd-диске), реферат и сопроводительное письмо...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconРеферат составляется в соответствии с требованиями межгосударственного...
Информационная карта (ИК) представляет собой информационный документ о результатах ниокр, заполненный на русском языке
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconОбъемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для...
...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconКонтрольная работа сдается в электронном виде. Контрольную работу для проверки выслать по адресу
Контрольная работа выполняется в виде реферата или презентации (на выбор студента)
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация об аттестуемом оформляется на титульном листе скоросшивателя в печатном виде виде (Фамилия, имя, отчество, место работы,...
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке iconВсероссийского конкурса
Авторская работа должна быть представлена на электронных носителях и в печатном виде
Реферат сдается в печатном виде, на русском языке icon• реферат на русском языке перевод статей по специальности, объем 15000
Преподаватели факультета ведут занятия с аспирантами по группам. Телефоны ведущих преподавателей можно узнать на кафедре л-3: 8(499)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск