Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.»





Скачать 463.09 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.»
страница1/2
Дата публикации14.10.2014
Размер463.09 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 г.Костромы.

ГОРОДСКОЙ ДЕНЬ НАУКИ

Аналитический реферат

по литературе

на тему:

«Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э.А.»


Ученицы 10 «А» класса

Маслобойчиковой Анны

Учитель:

Воробьёва Светлана Яковлевна


г. Кострома, март 2009 год
План реферата
I. Библиография

II. Введение. Место поэзии в современном мире.

III. Актуальность «вечных» тем в творчестве Эдуарда Аркадьевича Асадова.

1. Биография Эдуарда Асадова.

А) Интервью с поэтом

Б) Автобиография лирика

2. Анализ стихотворений поэта.

А) «Поэма о первой нежности»

Б) «Стихи о рыжей дворняге»

В) «Я могу тебя очень ждать»

Г) «Сатана»

Д) «Яшка»

Е) «Медвежонок»

3. Влияние поэзии Асадова на моё творчество.

IV. Вывод. Современное звучание поэзии Эдуарда Асадова.

Библиография


  1. Эдуард Асадов «Что такое счастье?». Издательство: город Москва «Эксмо», 2007 год

  2. И.С. Стрельбицкий «Ради вас, люди» Человек среди людей. Издательство: город Москва «Советская Россия», 1979 год

  3. Справочник школьника 5-11 классы. Под общей редакцией О.Л.Соболевой. Издательство: Москва «АСТ-ПРЕСС», 2001 год.

  4. «Берегиня дома твоего» , №6 2003 год (статья об Э. Асадове: Ситникова Л. «Сражаюсь, верую, люблю…»). Издательство: город Москва.

  5. «Отечество», № 9 2003 год (статья об Э. Асадове: «Строки о мужестве и любви»). Издательство: город Москва.

  6. «Читаем. Учимся. Играем.» № 3 2003 год (статья об Э. Асадове: «Я всё живу, волнусь и борясь…»). Издательство: город Москва.

  7. «Литература в школе» №3 2003 год (литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Э. Асадова «Я буду видеть сердцем» Здорник Е.В.). Издательство: город Москва

  8. «Собеседник» № 20 1997 год (статья об Э. Асадове: «Баллада об Асадове» Дмитрий Быков). Издательство: город Москва.

  9. «Русские писатели XX века. Библиографический словарь». Том 1 (А-Л) под редакцией Н.Н. Скатова. Издательство город Москва «Просвещение» 1998 год

  10. «Краткая литературная энциклопедия» том 1 (Аарне - Гаврилов). Главный редактор А.А. Сурков. Издательство: город Москва, Государственное Научная Издательство «Советская энциклопедия», 1962 год.

  11. Андрей Дементьев «Азарт». Издательство: город Москва «Советский писатель», 1986 год

  12. Евгений Евтушенко «Между городом Да и городом Нет». Издательство: город Москва «Эксмо», 2007 год

  13. Омар Хайям «Рубаи». Издательство: город Москва «Эксмо», 2007 год

  14. Анна Ахматова «Избранное». Издательство: город Москва «Эксмо», 2007 год

  15. Андрей Белянин «Пастух медведей» стихи. Издательство: город Москва Армада «Издательство Альфа-книга», 2005 год

  16. http://rifma.com.ru



Любой на свете вправе быть никчёмным,
Бездушным или каменно-минорным,
Без всяких чувств встречающим рассвет.


И лишь поэт обязан быть влюблённым,

Сурово-гневным или окрылённым.

Бесстрастный же – он вовсе не поэт!

Э.А. Асадов, «Два слова поэту».
Мы живём в веке, когда всё движется вперёд, когда все постоянно заняты работой или учёбой. Жажда наживы и славы заставляет нас много работать, и жизнь наша становиться однообразной, скучной, не интересной. Более того, наблюдается некая моральная деградация части подростков. Часть молодёжи забывает не просто культуру нашей страны, то достояние, называемое классикой, но и все нормы поведения. Лексика некоторых подростков шокирует, а моральные ценности и взгляды на жизнь просто ужасают. Что же делает нашу жизнь разнообразной? Что же спасает нас от этой повседневной рутины, скуки, морального голода, даже морального истощения? Мой ответ: природа, люди и общение с ними и... и творчество. К творчеству относятся и музыка, и живопись, и проза, и поэзия…. Но мне хотелось бы отметить именно поэзию. Причём, не просто поэзию, а поэзию Эдуарда Аркадьевича Асадова. Почему именно поэзию, а не прозу? Потому, что она – поэзия, наиболее близка мне – я сама немного поэт. Кроме того, поэзия – наиболее остро воспринимаемый молодёжью вид литературы. Большинству подростков нравится именно поэзия. А поэзию именно Асадова потому, что он один из моих любимейших поэтов середины 20 века, ныне незаслуженно практически забытый. Точнее будет сказать, что люди всех возрастов зачитывались стихотворениями этого поэта. Его стихи уже в 1979 году были переведены на чешский, болгарский, немецкий и многие другие языки. Я хочу своей работой привлечь внимание к его творчеству потому, что темы его произведений очень актуальны сегодня, особенно для молодёжи. Своё внимание я останавливаю на некоторых стихотворениях поэта, в которых описаны отношения людей, и «вечные» проблемы нашего мира – я останавливаюсь на «вечных» темах. Я использовала узкий круг тем и произведений потому, что Асадов говорит в своём творчестве об очень-очень многом… И даже в стихотворениях о войне можно чётко увидеть тему отношений, дружбы и любви. Но! несмотря на то, что тема войны тоже становится «вечной», современная молодёжь всё равно никогда не поймёт стихотворений о войне уже потому, что мы её не пережили, не попали под её бремя. Кроме этого есть надежда, что тема войны не станет «вечной» темой в поэзии русских (и зарубежных) лириков! Задачами своей работы я cчитаю:

1.Выяснить причины популярности поэзии этого автора.

2.Найти истоки творчества Эдуарда Аркадьевича.

3.Выявить «вечные» темы, поднимаемые поэтом в его творчестве.

4.Изучить художественные особенности поэзии Асадова.

5.Понять влияние творчества Эдуарда Аркадьевича на творчество молодого поколения ( на примере собственного опыта)

Цель моей работы:

Подчеркнуть актуальность творчества Асадова и его «вечных» тем, привлечь внимание современников к его произведениям через изучение его биографии и анализ его стихотворении.

Что такое поэзия?

Конечно, в литературоведении есть своё определение. Правда оно не едино – есть много похожих вариантов, но можно точно сказать, что поэзия – лирический род литературы. В электронных источниках есть следующие определения понятия стихотворения:
1. Толковый словарь русского языка Ушакова: стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.
2. Большая советская энциклопедия: стихотворение - написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
3. Википедия: Стихотворение — текст, состоящий из стихов. К литературным жанрам, традиционно имеющим стихотворную форму, относятся поэма, ода, эпиграмма, баллада, элегия и др.

Но это - стихотворение с точки зрения литературоведения.

А что же такое поэзия сегодня?

Куча сборников чьих-то фантазий, которые давно забыты и лежат на дальних полках в ожидании своего часа, пока их не выкинут или не сожгут? Только хорошо срифмованные слова, имеющие общий темп, рифму? Просто макулатура?

Я же, наверное, в силу своего юношеского максимализма, с этим не согласна. По-моему, стихотворение – это, всё же, чьи-то «полёты до зари», чьи-то мечты, чья-то жизнь. Поэзия, как лирический вид литературы, отражают душу поэта, его характер, сущность его эпохи, его отношение к этому периоду времени, его мировоззрение, историю его жизни. Она отражает всё, что наиболее ценно для людей, и делает ударение на то, чего людям не хватает. Она прекрасно показывает проблему того времени, в котором живёт поэт, а зачастую и проблему всех времён существования нашей русской (и не только русской) земли. Через стихотворения можно чётко увидеть, как меняется мир со временем, как меняются люди, их моральные ценности, и, наоборот, сохраняются некоторые темы, моральные принципы. Можно проследить, изменения отношения людей к одной и той же проблеме.

Мы с детства очень много времени уделяем изучению истории. Истории России, истории своего края, истории мира. Я согласна с тем, что история – наука полезная, нужная и интересная. Но моё мнение совпадает с мнением Михаила Юрьевича Лермонтова, который в «Герое нашего времени», высказал следующую мысль: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Так странно иногда, в тоске, когда на душе неспокойно или даже больно, когда ты думаешь, что один ты так переживаешь что-либо, что только ты так мучаешься от этих чувств, открыв сборник, прочесть стихотворение, в котором ясно сквозит то же самое настроение, то, что ты чувствуешь, как будто твои мысли записали в стихотворной форме задолго до того, как ты появился на свет, и записали не те, кто тебя хорошо знает, а те, кто тебя никогда не видел, никогда о тебе не слышал….

Вообще, я часто убеждалась в том, что большинство настоящих стихотворений многогранны, они имеют несколько смыслов, и разные люди в одном и том же стихотворении могут заметить разные чувства, уловить разные мысли, понять и пережить это произведение по-своему. Иногда смысл, который мы улавливаем в стихотворении отличается от того, что в него вкладывал автор. Иногда даже сильно отличается. Именно тут можно проследить странную связь – не зная биографии поэта, скорее всего не совсем правильно, или не до конца поймёшь стихотворение, вернее поймёшь его не так, как его запланировал автор. Но, не зная стихотворений поэта, нельзя полностью понять его биографию – да, может быть, узнаешь историю его жизни, но чувства, эмоции, характер не почувствуешь, не уловишь. Я согласна с Николаем Гумилёвым, который писал что «поэзия для человека – один из способов выражения личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия…. Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы тоже стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна», и «с ним говорила морская волна»». В этой фразе Гумилёва меня немного смущает второе предложение. Не знаю, так ли это было раньше, хотя думаю, что так, но мне кажется, что самые лучшие, великие стихотворения были написаны для себя, для души (за исключением тех, которые кому-то посвящены или были направлены на то, чтобы что-то сообщить кому-то). Мне кажется, что поэзия для поэта драгоценна как воздух. Лирика помогает поэту ходить, даже летать, дышать, видеть, говорить, жить и любить… Поэзия является спасением и даже целью жизни некоторых поэтов. Причём, мне кажется, что примером таких лириков является Асадов Эдуард Аркадьевич. Он сам говорил, что поэзия одно время была для него целью жизни. Это потом, позже, появились поклонники и поклонницы, жена, дети, внуки… а было время, когда всего этого не было…

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов и миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба со всяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба с фашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьба с подлостью, ложью, лицемерием, трусостью, даже собой и смертью. Борьба за любовь, чистоту человеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле. А его оружие - поэзия.

И вот этим счастьем, счастьем борьбы за светлые идеалы, за правду, за справедливость, живет поэт Эдуард Асадов.

Я хочу вставить в свой реферат интервью, взятое у Эдуарда Аркадьевича Ириной Ивановой десять лет назад. Почему? Потому, что никто лучше не расскажет о жизни человека, чем он сам. Хотя, иногда, гораздо лучше это могут сделать стихотворения…

«А любить мы все - таки будем»

- Эдуард Аркадьевич, в годы Великой Отечественной войны Вы сражались за освобождение Севастополя. Часто Вы бываете в этом городе?

- 4 мая 1944 года я был ранен под Бильбеком. Сейчас бываю в Севастополе, как правило, каждый год. В День Победы, 9 мая, встречаюсь с фронтовиками и в конце июля приезжаю на праздник Военно-морского флота. Главное, почему езжу туда,- я дышу воздухом Севастополя.

В День Победы по главным улицам города шагают со знаменами фронтовики. Идут дивизии, полки, батальоны, хотя в дивизии и осталось всего-то двадцать человек, а в полку, может быть, десять. Но торжественность марша от этого ничуть не снижается. Жители города стоят шпалерами с двух сторон, фронтовиков забрасывают цветами. Детей протягивают. Кажется, что Севастополь освободили не много лет назад, а только вчера. На главной площади города - площади Нахимова - проходит митинг. Затем наступает минута молчания. Такого не бывает нигде: все фронтовики, все жители города и его гости под торжественные звуки музыки опускаются на одно колено. Потом в 12 часов ночи фронтовики поднимаются на Сапун-гору, стоят у вечного огня и в память о погибших друзьях выпивают боевые 100 грамм.

- Вы ведь почетный гражданин этого города.

- Я горд тем, что по ходатайству жителей горсовет присвоил мне звание "Почетный гражданин города-героя Севастополя". Кстати, на Сапун-горе есть музей "Защита и освобождение Севастополя", в нем - стенд, посвященный мне и моему творчеству. Когда приезжаю, захожу туда всегда. Работники музея во главе с директором Юрием Ивановичем Мазеповым - большие патриоты города.

- Самая последняя Ваша награда - это звание Героя Советского Союза?

- Да, мне ее вручили к 75-летию. Это звание, которым я очень дорожу, присвоено благодаря усилиям командующего артиллерией 2-й гвардейской армии генерала-лейтенанта Ивана Семеновича Стрельбицкого. Я его называю своим фронтовым батькой: он видел меня в бою, видел меня в делах. Иван Семенович даже написал книгу обо мне, о моем детстве, о моей юности, о войне, о моих стихах - "Ради вас, люди". Когда книга вышла из печати в 1979 году, Стрельбицкий вскоре умер. Но дело его не погибло. И награда, пусть только сейчас, все-таки меня нашла.

- Вас окружает огромная читательская любовь. Тяжело ли нести такую ношу?

- Очень трудно. Потому что часто встречаешься не только с горячей человеческой благодарностью, но и со злобой. Когда ко мне пришел успех, я даже боялся брать газету в руки. Ведь ни одного поэта так не ругали в прессе, как меня. Злые критики зубы обломали о мои книги. Не могли простить моего успеха. Однажды я впервые приехал в Ленинград выступать в зале академической капеллы. Каждое стихотворение заставляли читать по два раза. Пришла туда и моя знакомая, Майя Пантелеева, она тогда работала корректором в газете "Смена". И говорит: "Что творится в зале, как тебя встречают! Но готовься, завтра о тебе будет ужасно злобная статья". "Как?- спрашиваю.- Вечер еще только идет".- "Ее уже написали". И действительно, наутро - грубая, злая, оскорбительная статья.

Так что чем больше друзей, тем больше врагов. Так устроен мир. И если бы не было моих горячих сторонников, то я не сумел бы победить в этой битве со злом. Меня всегда поддерживали мои читатели, мои друзья.

Все, что пишу,- это лирика. И стихи о войне, и о любви, и о животных, и гражданские стихи. Темы разные, а атмосфера романтическая остается всегда.

- То есть для Вас любовь - самое важное чувство?

- Именно любовь поставила меня на ноги после моего тяжелейшего ранения. И женская любовь, и любовь к родине. Когда я уходил на фронт, мне было всего 17 лет. 14 июня 1941 года был выпускной бал в 38-й московской школе, а 22 июня началась Великая Отечественная война. Я даже в институт не успел подать заявление. Пошел на фронт добровольцем.

А когда был ранен, меня приходили навещать знакомые девушки. Их теплое отношение, их сердечность помогли мне утвердиться в том, что меня еще можно любить, что я еще чего-то стою. Вы не поверите, мне предложили руку и сердце сразу шесть девушек.

- И Вы ни одну не выбрали?

- Одну выбрал. Правда, не безошибочно. Но это другой разговор. Потом, когда уже учился в институте, когда писал стихи, именно отношение ко мне моих читательниц тоже утверждало меня в жизни. Это помогало чувствовать себя не раненым, не хуже других, а даже где-то лучше. Женское тепло, женская любовь... я получал письма и от мужчин, и от женщин, но именно женская любовь помогла мне удержаться на этой земле.

- И та избранница стала Вашей женой?

- Да. А потом выяснилось, что с ее стороны это было скорее не любовь, а увлечение. Уже спустя много лет я встретил свою настоящую жену.

- Как же Вы встретились?

- Однажды поэта Сергея Наровчатова, бывшего директора Литературного института имени Горького Василия Сидорина, меня и других поэтов пригласили во Дворец культуры МГУ на Стромынке. Когда мы туда пришли, к нам подошла дама, которая заявила: "Товарищи, вы будете сейчас выступать? А я артистка Москонцерта. Меня зовут Галина Валентиновна Разумовская. Я сейчас вылетаю в Ташкент. Вы меня где-то в начале пропустите, чтобы я могла успеть на аэродром". Тогда я спросил: "Что Вы читаете?" Она ответила: "У меня есть программа "Женщины-поэтессы в борьбе за мир". "Почему только женщины? А как же мужчины?" - изумился я. Рядом стоял Василий Сидорин: "Ну... что это за борьба по признаку пола? Нехорошо". Мы немного на эту тему и пошутили. Но мне эта шутка обошлась дорого: пришлось потом жениться. (Улыбается.)

- И Вы начали выступать вместе?

- Когда шел тот концерт, она послушала мои стихи. Помню, что я читал только что написанное стихотворение "Они студентами были", потом "Прямой разговор", "Разрыв". В общем, она послушала и сказала: "Если вам нетрудно, пришлите, пожалуйста, мне эти стихотворения". Это был 1961 год, и мои стихи еще не читали артисты со сцены. Послал. Она мне позвонила: "Я получила. Вчера прочитала. Успех оглушительный..."

Потом Галина Валентиновна приехала в Москву, мы встретились. С тех пор она всегда читала мои стихи, а потом стала вместе со мной выступать на моих литературных вечерах. Был успех, залы были полными. Мы с ней подружились. И когда я расстался со своей первой женой, ушел от этой ужасной, несчастливой жизни, мы поженились с Галиной Валентиновной.

Выступали с ней на протяжении тридцати лет. Объехали весь Советский Союз - от Бреста до Иркутска, от Северодвинска до Тбилиси, Еревана и Ташкента.

- Галина Валентиновна наверняка была счастлива с Вами...

- Надеюсь. У меня много стихов, ей посвященных. Они опубликованы в моей последней книге. Там есть и стихи, написанные после ее смерти.

- А лирическая повесть "Галина" посвящена тоже Вашей жене?

- Нет. Вы знаете, все думают, что это о ней. А я написал эту поэму задолго до знакомства с Галиной Валентиновной.

- Выходит, Вы предугадали встречу с ней?

- Возможно. (Улыбается.) Эту поэму я написал в 1958 году. В 1959 году она была опубликована в журнале. В 60-м вышла отдельной книжкой. И имела большой успех. Меня все время спрашивали: было ли то, что написано в поэме на самом деле? Я отвечал, что сам все придумал. А в 62-м получил письмо из Иркутска от молодой учительницы. Звали ее Галина, муж - Андрей, сын - Сережка. Имена как у главных героев. Галина писала, что читала поэму и плакала, потому что я сумел рассказать о ее судьбе. В конце письма она выразила просьбу - не просьбу, претензию - не претензию: "Только зачем Вы сохранили имена такими, как они есть на самом деле? Лучше их поменять..." (Смеется.)

- Вам ведь приходит очень много откликов на Ваши стихи?

- Всего, наверно, около ста тысяч - целые чемоданы писем. И всегда в них только светлые, взволнованные слова. Например, после публикации стихотворения "Чудачка" мне девушки присылали письма следующего содержания: "Эдуард Аркадьевич, Вам пишет ваша Чудачка". И таких чудачек было много.

- Бывает у Вас так, что после общения с кем-нибудь хочется сразу же написать стихотворение?

- Бывало, но не так часто. Мне надо, чтобы тема отлежалась. Я каждую стихотворную строку долго вынашиваю, как мать вынашивает дитя... Потом наговариваю строчки на магнитофон, правлю, редактирую. Словом, переделываю, переделываю. Потом сажусь за машинку - я сам печатаю на машинке, причем со скоростью средней машинистки...

- Кому первому Вы показываете свои новые стихи?

- Первыми читают стихи мои домашние. Потом товарищи по перу. Например, в студенческие годы - поэт Василий Федоров, поэт Игорь Кобзев, мой товарищ Владимир Солоухин. Еще один - Коля Доризо... В зрелые годы я часто бывал в доме творчества писателей в Переделкине. Кто-то заходил к тебе в комнату, к кому-то ты заходил - и мы друг друга "обчитывали" стихами.

- Поэты любят критиковать друг друга...

- Как писал когда-то Дмитрий Кедрин: "У поэтов есть такой обычай, в круг садясь, оплевывать друг друга". Ну, конечно, я всегда беру в расчет то, что не надо полностью полагаться на отзывы товарищей по перу, потому что они бывают иногда довольно ревнивыми.

Ну а главный мой критик - это мое внутреннее творческое ухо. Потому что я сам чувствую, что получилась, а что нет. Даже если стихотворение уже напечатано. Например, стихотворение, которое Вы, наверно, знаете - "Падает снег": "Падает снег, падает снег - тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, и губы его дрожат". Так вот, я его написал, много раз напечатал. А в последней своей книжке добавил еще две строчки: "И пусть твоя дружеская рука в том горе поможет наверняка". Добавил те завершающие строчки, которых не хватало. Так что иногда во мне долго происходит внутренняя творческая работа, и только потом я ставлю окончательную точку.

- А к кошкам Вы действительно плохо относитесь? Во-первых, 1999 год - год кошки. А во-вторых, у Вас есть такое стихотворение "Люблю я собаку за верный нрав...", в котором Вы говорите, что "кошки - лентяйки и дуры".

- Дело в том, что в этом стихотворении я писал не о самих кошках, а о женщинах-кошках. Кстати, это стихотворение было написано, когда моя первая супруга вела себя именно таким образом. И я написал эти стихи, полные горечи. А кошек я не особенно чту, потому что нет в них надежности. Они сегодня у тебя на коленях, завтра у соседа. И кошек у меня никогда не было.

- Значит, Вы любите собак?

- Собак люблю. Собака не продаст, не предаст, не выдаст. Был у меня пес Барон. Я даже посвятил ему стихотворение "Вечер": "Лишь большая собака, мой преданный пес, делит вечер и скуку со мной на двоих… Ты, Барон, не сердись, что дремать не даю. Мы остались вдвоем". Я тогда еще был студентом и очень любил этого пса. У меня остались его фотографии. Это была большая овчарка, морда большая, длинная, уши стоячие, высокие. Красивый был пес.

- Получается, независимо от того, животное это или человек, надо иметь дело с надежными существами...

- Это качество, надежность, я высочайше чту в людях. Это родная сестра верности. И антипод предательства. Должна быть надежность и в любви, и в дружбе.

- Что Вы чувствуете, когда выходит новая Ваша книга?

- Всегда радость. Хотя самую большую радость я все же испытал, когда впервые были напечатаны мои стихи.

- Когда же это было?

- Я начал писать стихи в восемь лет. В школе писал, на фронте, в госпитале. Писал стихи всю жизнь. И когда лежал после ранения в госпитале, мне было важно узнать, стоят ли чего-нибудь мои стихи. А до этого я прочел очень злую статью Корнея Чуковского о переводе произведений Шекспира Анной Радловой. Чуковский вдребезги разнес эту работу. Я подумал, Корней Чуковский - злой критик, он уж точно скажет правду. И прямо из госпиталя я послал ему тетрадочку стихов. Это была весна 1945 года.

- Что же он сказал по поводу Ваших стихов?

- Он прислал мне письмо. Написал: "Дорогой Эдуард Аркадьевич!- Это было смешно, потому что мне было тогда 20 лет - какой я Эдуард Аркадьевич?- Я никогда не кривил душою, а сейчас - тем более". И Чуковский разнес мои стихи в пух и прах. А в конце письма написал: "И все-таки, несмотря на все сказанное, я с полной ответственностью могу Вам сказать, что Вы - истинный поэт. Ибо у Вас есть то лирическое дыхание, которое присуще только поэту. Желаю успеха. Ваш Корней Чуковский". Вот эта приписка в конце письма меня вдохновила, укрепила мою веру...

Так началась моя профессиональная поэтическая дорога. А потом Чуковский написал записочку главному редактору журнала "Огонек" Алексею Александровичу Суркову. Я пришел к нему, и Сурков тоже меня раскритиковал. К тому моменту я уже стал студентом Литературного института имени Горького. Впервые мои стихи опубликовал именно Сурков - в "Огоньке" 1 мая 1948 года.

- Что Вы чувствовали в тот момент?

- Помню, купил журнал в газетном киоске около Дома ученых на нынешней Пречистенке и стоял с ним в руках, счастливый-пресчастливый. В журнале были напечатаны два моих стихотворения: "Мне исполнилось двадцать четыре" и "Вернулся". Мимо меня шли колонны демонстрантов - с плакатами, с музыкой, с оркестрами, а я стоял на обочине тротуара, сжимая в руках первомайский номер журнала, и был на седьмом небе от счастья.

- В прошлом году было ровно 50 лет Вашей первой публикации! А когда вышла Ваша первая книга стихов?

- Конечно, выход первой книги стихов стал для меня большим событием. Я как раз оканчивал Литературный институт, и моей дипломной работой была книга, которая вышла в издательстве "Молодая гвардия" в 1951 году. Она называлась "Светлые дороги". Потом эту книгу переиздали в 1953 году массовым тиражом. Кстати, я окончил Литературный институт с отличием. Каждая новая книга тоже волновала и радовала, но такого пьяного радостного состояния уже не было.

Главное для меня было то, что мои книги люди читали. Сколько я прожил, и никогда они на полках книжных магазинов не залеживаются. Вот, например, мне вчера позвонил редактор и сказал, что последнюю книгу "Страницы любви" "расхватали, как горячие пирожки". Так что мы сейчас думаем, как бы новый тираж запустить.

- Ваши книги выходят вновь и вновь...

- Пять-шесть лет тому назад поэты сомневались, что кто-то будет печатать их книги. Когда однажды я позвонил одному главному редактору, и он начал меня расспрашивать: "Эдуард Аркадьевич, я буду счастлив издать Вашу книгу, а у Вас есть бумага? Надо 10 тонн. А предоплата у Вас есть? Чтобы Вы выкупили весь тираж, а дальше сами его распространяли". Я ответил: "Нет. И не буду я этим никогда заниматься". Сегодня обстановка стала меняться. Как сказал Лев Толстой: "Раны духовные, как и раны физические, зарастают изнутри". Наши раны стали зарастать, люди потянулись к настоящей поэзии, настоящей литературе.

У меня за последние два года вышли однотомник "Не надо сдаваться, люди", двухтомник "А любить мы все-таки будем!", перед Вами лежит книга "Страницы любви", поэтический роман "Не смейте бить человека". Сейчас я удачно сотрудничаю с издательствами "Русская книга", "Русич", "Славянский диалог".

- У Вас есть стихотворение "Когда порой влюбляется поэт...". Эдуард Аркадьевич, так когда поэт влюбляется?

-
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по творчеству Э. Асадова реферат по литературе ученицы 9...
Реферат по литературе ученицы 9 класса Крошнозерской основной общеобразовательной школы
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат На тему: Семейное право
Актуальность этой темы определяется тем, что именно в подростковом возрасте необходимо сформировать у учащихся четкое осознание необходимости...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат на тему: «Многоликая мандолина»
Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по дисциплине «Английский язык и литература» на тему «Лимерик...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя обшеобразовательная школа №1 Г. Юрьев-польского»
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века
...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат (Ф. И. О. абитуриента) на тему (тема реферата)
Рецензентом оценивается: актуальность, целесообразность, научная новизна рассматриваемого в реферате вопроса
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по литературе на тему: Жизнь и творчество
Введение 3
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconКонспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы...
Обучающая: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста, обучение выразительному чтению, элементам...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconРеферат. Поэзия «женской души»
Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические...
Реферат по литературе на тему: «Актуальность «вечных» тем в поэзии Асадова Э. А.» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск