Скачать 261.53 Kb.
|
Санкт-Петербург Петродворцовый район ГБОУ СОШ № 430 Социологическое исследование: Уровень читательской культуры школьников Работу выполнили: Захарова Алиса Эдуардовна, Сидоренкова Ольга Ирэковна, ученицы 8А класса Руководитель проекта: Акимова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы. (контактный телефон: 8-911-974-85-71) 2012 год Содержание:
Введение Идея: В настоящее время основной проблемой, связанной с чтением подростков, принято считать снижение интереса к чтению. «В России уменьшается доля «читающего населения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исследованиям работников библиотек – 90% школьников приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций. Цель исследования: выявить объем и качество начитанности современного школьника, читательские предпочтения и уровень читательской культуры в эпоху компьютеризации и смены ценностей. Задачи исследования: 1) разработать программу социологического исследования; 2) определить доминанты и направления исследования, круг вопросов, свидетельствующих о состоянии читательской активности школьников; 3) провести анкетирование учащихся; 4) выявить уровень начитанности и читательских предпочтений школьников; 5) провести анализ полученной информации и выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование современного читателя-школьника; 6) разработать рекомендации по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры. Методы сбора данных: анонимное анкетирование Технико-аналитическая характеристика исследования
Количество респондентов:
Этапы реализации проекта Реализация 1, 2 и 3 этапа. Нами были разработаны анкеты, выявляющие круг читательских интересов. Анкета для начальной школы включает в себя двенадцать вопросов. Анкета для средней школы - в себя семнадцать вопросов. Анкета для старшей школы включает в себя тридцать один вопрос. Анкетирование проводилось в январе 2012 года. Всего был опрошен 431 человек. Вопросы анкет смотри в Приложении 1. Реализация 4 и 5 этапа. Результаты проведения анкетирования в начальной школе. Самыми интересными показались ответы на следующие вопросы: В свободное время ученики младших классов отдают предпочтение играм в интернете(28%), играм(22%), рисуют(20%), читают(17%) и смотрят мультфильмы(13%). При выборе прочитать, прослушать или просмотреть сказку предпочтения распределяются таким образом: Прочитать - 55% Просмотреть – 40% Прослушать – 5% В начальной школе дети читают много: Каждый день – 39% По выходным – 28% Не каждый день – 33% 37% учащихся любят читать смешные истории,25%- сказки, 21%- комиксы, 17%- рассказы. Читают самостоятельно 54%. Радует тот факт, что немалую роль играют родители - 46% родителей читают детям. Какую последнюю книгу тебе прочитали родители? Назови свою любимую книгу: Назови своего любимого литературного героя: Какую книгу ты сейчас читаешь? Напиши автора и название книги: 87 % учеников начальной школы записаны в школьную библиотеку. Таким образом, большинство учащихся начальной школы записаны в школьную библиотеку и являются активными читателями. Какую последнюю книгу ты взял в библиотеке? Напиши: Таким образом, анкетирование показало, что учащиеся начальной школы являются активными читателями, знают героев многих сказок. Читают такие жанры литературы: юмористические истории, сказки, комиксы, рассказы. 46% родителей вовлечены в процесс чтения вместе с детьми. Результаты анкетирования средней школы: Самыми интересными показались ответы на следующие вопросы: Ответы на вопрос «Как вы проводите свободное время?» распределились среди респондентов таким образом: игры в интернете(20%), общение с друзьями(17%), прогулки(15%), прослушивание музыки(14%), занятия спортом(11%), просмотр телепередач(11%), чтение книг (7%), чтение журналов(4%), чтение газет(1%). Обидно, что чтение книг занимает всего лишь седьмое место. Читают учащиеся средней школы в основном 1-2 раза в неделю(39%), но, оказывается, есть и такие, кто не читает совсем(4%). Самыми популярными среди читающих школьников стали такие жанры: Боевики-12% Фэнтези-11% Детективы-11% Какого автора и какое последнее произведение Вы прочли? Стимулы обращения к классической литературе таковы: учебная необходимость - 53% личная заинтересованность - 19% желание выглядеть образованным - 12% совет друзей - 12% желание понимать современников - 7% семейная традиция - 3% Каких русских классиков Вы знаете? Каких зарубежных классиков Вы знаете? Книги каких современных писателей Вы читаете? Назовите лучшие книги детских писателей ХХ века: Назовите лучшие, с вашей точки зрения, книги ХХ века: В какую библиотеку, кроме школьной, Вы записаны? 99% учащихся средней школы записаны в городскую и районную детские библиотеки. Все учащиеся записаны в школьную библиотеку, а также являются читателями детской городской и детской районной библиотек. Помимо программной литературы учащиеся читают дополнительную литературу по предметам. Больше всего читать дополнительную литературу стимулируют такие предметы: история(30%), литература(24%) русский язык(19%). Таким образом, мы наблюдаем снижение уровня чтения в средней школе по сравнению с начальной. Учащиеся средней школы уделяют чтению мало времени. Свободное время проводят в интернете, общаются с друзьями, занимаются спортом и т.д. В основном, читают учебную литературу или художественные произведения по программе. Некоторые отдают предпочтение «развлекательной» литературе. Результаты проведения анкетирования в старшей школе: Самыми интересными показались ответы на следующие вопросы: На вопрос «Как вы проводите свободное время?» ответы распределились таким образом: игры в интернете(31%), прослушивание музыки(27%), чтение книг (17%), просмотр телепередач(16%), чтение газет(6%), чтение журналов(4%). Читают учащиеся старшей школы достаточно часто: Каждый день(34%) 1-2 раза в неделю(33%) Редко(30%) Совсем не читают(3%) Назовите книги, прочитанные Вами в последнее время? Читаемые художественные произведения: Романы о любви(15%) Научная фантастика, фэнтези(13%) Другое(13%) Русская классика(11%) Детективы(11%) Каких зарубежных классиков Вы знаете? На вопрос «По каким причинам Вы обращаетесь к классической литературе?» ответы распределились таким образом: Учебная необходимость (56%) Личная заинтересованность(21%) Желание выглядеть образованным (9%) Совет друзей (9%) Желание понимать современников (4%) Традиции семьи (1%) Большая часть учащихся читает классику в полном варианте(65%), а 35% учащихся в сокращенном варианте. Происходит это потому, что:
Чтение литературы в сокращенном варианте не приносит желаемого результата: 56% частично довольны результатом 29% полностью удовлетворены результатом 18% не довольны Таким образом, закономерно полученные результаты: 35% респондентов считают краткое изложение классики хорошим вспомогательным учебным пособием; 29% считают, что такие издания не дают полного представления о классике; 21% считают, что такие издания дают полное представление о классике; 15% считают недопустимым использование таких изданий. Почти половина старшеклассников пользуются гаджетами в учебных целях(48%). Большинство учащихся использует Интернет-ресурсы как средство дополнительной информации при подготовке к урокам: 58% часто пользуются 35% редко пользуются 7% не пользуются Только 28% учащихся посещают сайты современных писателей. Только 10% респондентов заказывают книги через интернет-магазины Назовите лучшие книги детских писателей ХХ века: Назовите сайты (приблизительное название), где можно ознакомиться с литературными новинками? www.loveread.ec, rusclassik.com, lib.ru, litra.net, li-rut.ru Какую последнюю книгу Вы заказали? Р.Уэллс «Первые люди на луне»,К.Каст «Богиня моря» Таким образом, в старшей школе уровень интереса к чтению возрастает.( В средней школе чтение в свободное время стоит на седьмом месте, а в старшей на третьем). Возможно, это связано с переоценкой ценностей: подготовка к поступлению в вузы заставляет обращаться к литературе. Однако, в основном, читают классическую литературу, а к творчеству современных писателей обращаются редко. Список прочитанных самостоятельно книг невелик, повторяются одни и те же имена. Нужно отметить тот факт, что большинство старшеклассников читают классическую литературу в сокращенном варианте. Небольшое количество учащихся заказывает книги в интернет-магазине. Сами учащиеся отмечают в анкетах низкий уровень чтения художественной литературы среди сверстников и называют эту проблему актуальной. Выводы. После проведения анкетирования мы выяснили, что проблема низкого уровня чтения действительно актуальна. В последнее время существенную роль в формировании читательских предпочтений играет «развлекательная» литература: детективы, комиксы, боевики, романы о любви, общение в интернете. Мы считаем, что чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, важное умение для учебы и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни. Рекомендации. Таким образом, предлагаем следующие рекомендации по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры.
«Сказка «Красная шапочка» в разных литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме» Список литературы:
9.Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы/ В.П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2003. - № 8. 10.Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004. Интернет-сайты:
|
Реферат на тему: «Автоматизация учета единого налога на вмененный доход» Технико-экономическая характеристика организации – объекта автоматизации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема №3. Производственный процесс и принципы его организации. Типы производства и их технико-экономическая характеристика | ||
Доклад заместителя начальника дороги главного ревизора по безопасности... Уважаемый председатель, уважаемые члены технико-технологического совета и участники заседания! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма организации управленческого учета определяется формой собственности, экономическими, юридическими, технико-экономическими,... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи... Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа | Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Информационно-аналитическая... Заказчик: фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитическая справка по результатам исследования познавательной, мотивационной сферы обучающихся 4 б/к классов 2012-2013 учебный... | Инструкция по правилам отбора,хранения и доставки материала для микробиологического... Медико-тактическая характеристика эпидемических очагов. Клиника, диагностика и лечение больных особо опасными инфекциями. Характеристика... | ||
Общая характеристика работы Актуальность исследования Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими... | Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Пути и средства решения... Данный магистерский курс имеет своей целью способствовать свободной ориентации будущих магистров в современной системе задач дврп,... | Примерная программа наименование дисциплины «Неорганическая и аналитическая химия» Дисциплина «Неорганическая и аналитическая химия» относится к обще-профессиональному ветеринарно-биологическому циклу | ||
Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... | Общая характеристика работы актуальность исследования Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом | ||
Тема лекции: наука и научные исследования Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и... | Рабочая программа по дисциплине б химия неорганическая и аналитическая Целью освоения дисциплины «Химия неорганическая и аналитическая» является формирование базовых, системных и информационных компетенций... |