Общая характеристика работы актуальность исследования





Скачать 299.54 Kb.
НазваниеОбщая характеристика работы актуальность исследования
страница1/3
Дата публикации08.11.2014
Размер299.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Социальная психология предпринимательства сформировалась в связи с появлением такой социальной группы, как предприниматели [Журавлев А.Л., 2004; Журавлев А.Л., Позняков В.П., 1993, 1998; Шихирев П.Н., 1993, 1998, 2000; Щербатых Ю.В., 2008]. Несмотря на огромный теоретический и практический интерес, проявленный к данной социальной группе, до сих пор остается недостаточно изученным женское предпринимательство, особенно в контексте социальной психологии. Интерес к этой области знания усиливается в связи с тем, что женщины-предприниматели осваивают не только традиционные для них виды труда (образование, медицина, сфера услуг), но и успешно работают в раннее труднодоступных для женщин сферах деятельности (юриспруденция, инжиниринг, область наукоемких технологий) [Ревина М.А., 2001].

В исследованиях подчеркивается, что в условиях постиндустриального общества, развивающего сферу услуг, приобретают особое значение социально-психологические качества женщин [Барсукова С.Ю., 1999, 2007; Бабаева Л.В., 1996; Гвоздева Е.С., Герчиков В.И., 2000; Кричевская О.Е., 1996; Кошелева И.В., 2003; Попова З.Н.,1995; Ревина М.А., 2001; Тончу Е.А., 1998; Чирикова А.Г., 1998; Шокина И.А., 2000]. Вместе с этим утверждается, что развитие женского предпринимательства до сих пор сопровождается социально-эконо-мическими и социально-психологическими трудностями. Многие из этих трудностей совпадают с перечнем тех трудностей, с которыми встречается любой предприниматель, но наряду с ними женское предпринимательство испытывает на себе влияние дискриминационных факторов, сексистских установок [Мелия М.И., Розин М.В., 1993; Балабанов С.С. и др., 1993; Ожигова Л.Н., 2005; Шатрова Л.А., 2003; Чирикова А.Е., 2002]. В этой связи обостряется интерес к проблеме взаимодействия между группами предпринимателей; к тем факторам, которые могут повлиять на выраженность стремления к сотрудничеству с представителями женского и мужского предпринимательства. Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом.

Традиционно, в научной литературе в качестве факторов, влияющих на деятельность, рассматриваются различия в стилях руководства мужчин и женщин-предпринимателей, наборы качеств личности женщины-предпринимателя, анализируемые с точки зрения феминности-маскулинности [Джанерьян С.Т., Рудакова С.В., 2000, 2006; Исаченко О.К., 2005; Турецкая Г.В., 2001 и др.; Штейнберг А.Г., 2002; Шокина И.А., 2000]. В исследованиях подчеркивается, что сформировавшиеся в обществе представления о женщине-предприни-мателе, включающие противоречивые гендерные роли «настоящей женщины» и «деловой женщины», увеличивают набор требований, относящихся к ее социальному поведению. В этот набор входят не только требования совмещения феминных и маскулинных черт, «жесткого» и «мягкого» стилей управления, но и требования, касающиеся имиджа женщины-предпринимателя, ее самопрезентации и внешней невербальной репрезентации ее принадлежности к группе предпринимателей.

Сложность и противоречивость набора требований, предъявляемых женщине-предпринимателю, затрудняет процесс самоидентификации и идентификации женщин с группой предпринимателей. В контексте психологии социального познания идентификация – это, прежде всего, процесс отождествления индивида с группой [Андреева Г.М., 2000; Агеев В.С.,2003; Тэджфел А., Тернер Дж., 2000; Ядов В.А., 1993], на основе которого конструируются представления о других людях и окружающем мире [Бергер П., Лукман Т., 1995]. Работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова показали, что идентификация человека с определенной группой, его категоризация осуществляются на основе различных компонентов внешнего облика [Бодалев А.А., 1995; В.Н. Панферов, 1974]. Современные исследования, выполненные в области психологии невербального выражения личности и невербальных коммуникаций [Бутовская М.Л., 2004; Крейдлин Г.Е., 2002, 2005; Лабунская В.А., 2005, 2007; Меграбян А.,2001; Тищенко П.,1990; Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г.,1989, 1994; Экман П., 2003; Яременко С.Н., 1997], подтверждают, что люди одной эпохи, одного круга, одного уровня культуры, принадлежащие к одной социальной группе, распознаются, отождествляются на основе существующих устойчивых форм поведения (алгоритмов, «невербальных паттернов»), «визуальных текстов-посланий» [Петрова Е.А., 2000], включающих различные компоненты внешнего облика человека.

Внешний облик женщин-предпринимателей формируется в результате воздействия различных средств массовой информации. Они активно конструируют внешний облик женщины-предпринимателя и влияют на выбор критериев идентификации женщины с группой предпринимателей. Проблема заключается в том, что женское предпринимательство, сконцентрированное в области малого и среднего предпринимательства, представлено россиянками, которые по многим параметрам не соответствуют стереотипу «бизнес-леди», созданному средствами массовой информации. В этой связи для социальной психологии женского предпринимательства становится актуальным изучение представлений о тех женщинах-предпринимателях, которые заняты в сфере среднего и малого бизнеса, изучение особенностей их идентификации с группой предпринимателей на основе внешнего облика.

Учитывая гендерную традицию в изучении предпринимательства, являются важными для развития социальной психологии женского предпринимательства исследования, рассматривающие особенности идентификации женщин с группой предпринимателей представителями различных гендерных групп. Не менее интересным является вопрос о выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами-предпринимателями в соответствии с оценкой привлекательности их внешнего облика предпринимателями и непредпринимателями, мужчинами и женщинами. Многочисленные исследования показывают, что внешне привлекательные люди добиваются больших успехов, оцениваются как обаятельные, общительные [Гозман Л.Я., 1987; Нэпп М., Холл Дж., 2004; Панасюк А.Ю., 1990; Янчук В.А., 1998]. Внешняя привлекательность оказывает влияние на отношение к человеку [Бодадев А.А.,1982; Котлярова М.Н., 2001; Панферов В.Н., 1974; Петрова Е.А., 2000]. Она влияет на оценку личности [Нэпп М., Холл Дж., 2004; Короченцева А.В., 2006]. Идентификация партнера с группой врагов или друзей сопровождается оценкой привлекательности внешнего облика [Тулинова Д.Н., 2005]. Внешний облик как один из способов самопрезентации человека оказывает влияние на взаимодействие человека с миром и может приводить к формированию кризисных отношений не только в межличностном общении, но и в деловом [Белугина Е.В., 2003; Герасимова О.А., 2003; Гоффман Э., 2000; Лабунская В.А., 2005].

Таким образом, постановка проблемы идентификации женщин с группой предпринимателей (средний и малый бизнес) на основе их внешнего облика и изучение оценок привлекательности внешнего облика как фактора, определяющего выраженность стремления к сотрудничеству с ними, входит в круг проблем современной социальной психологии, рассматривающей внешний облик в связи с изучением феномена управляемого впечатления, создания социально желательного образа у партнеров по взаимодействию, в качестве критерия статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей.

Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в определении гендерно-стратификационных (женщины и мужчины-непредприниматели и предприниматели, представляющие средний и малый бизнес) различий в идентификации женщин, представляющих малый и средний бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика, в выявлении взаимосвязей между оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей и выраженностью готовности к сотрудничеству с ними.

Предмет исследования – особенности идентификации на основе внешнего облика женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей, оценок привлекательности их внешнего облика и выраженности готовности к сотрудничеству с ними различными гендерными группами непредпринимателей и предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Гипотезы исследования:

1. Сочетание принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям (средний и малый бизнес)   непредпринимателям с его гендерными характеристиками оказывает влияние на процесс отождествления женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей и на преобладающий вид трудностей, испытываемых в процессе идентификации женщин на основе их внешнего облика.

2. Влияние степени привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, представляющих средний и малый бизнес, на выраженность стремления сотрудничать с ними опосредовано взаимодействием гендерного фактора и принадлежностью к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

3. Взаимосвязи между самооценками внешнего облика и оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, выраженностью стремления сотрудничать с ними обусловлены принадлежностью женщин к группам предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

  1. Осуществить социально-психологический и гендерный анализ проблемы женского предпринимательства.

  2. Осуществить теоретический анализ проблемы внешней репрезентации принадлежности личности к определенной социальной группе.

  3. Обобщить результаты исследований идентификации личности с группой на основе ее внешнего облика.

Методические задачи:

  1. Разработать методику, направленную на определение особенностей идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика.

  2. Подобрать методики, направленные на изучение самооценок внешнего облика, выраженности рефлексивной позиции по отношению к нему и готовности к изменению своего внешнего облика.

  3. Модифицировать методики с целью определения удовлетворенности своим имиджем женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и особенностей конструирования внешнего облика.

Эмпирические задачи:

  1. Выявить различия в идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей между мужчинами и женщинами-предпринимателями и непредпринимателями.

  2. Определить компоненты внешнего облика, влияющие на идентификацию с группой предпринимателей, женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

  3. Осуществить анализ оценок привлекательности внешнего облика
    женщин, отнесенных к группе предпринимателей, и выраженности стремления к сотрудничеству с ними у женщин и мужчин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

  4. Провести анализ самооценок компонентов и параметров внешнего облика женщинами-предпринимателями, занятыми в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателями.

  5. Рассмотреть взаимосвязи между самооценками внешнего облика женщин-предпринимателей и непредпринимателей и их оценками привлекательности внешнего облика женщин, идентифицированных в качестве предпринимателей, и выраженностью стремления сотрудничать с ними.

Эмпирическим объектом исследования выступили четыре гендерно-стратификационные группы: 1) женщины-предприниматели; 2) мужчины-пред-приниматели, занятые не менее 5 лет в сфере среднего и малого предпринимательства; 3) женщины-непредприниматели; 4) мужчины-непредприниматели. Всего 200 человек в возрасте от 30 до 55 лет.

Теоретическую и методологическую основу работы составили положения социально-психологической концепции деловой культуры [Журавлев А.Л., Позняков В.П., Шихирев П.Н.]; субъектно-деятельностного подхода [Брушлинский А.В., Знаков В.В., Рубинштейн С.Л.]; идеи социального конструкционизма и психологии социального познания [Андреева Г.М., Бергер П., Лукман Т., Герген К.]; положения концепции социальной идентификации [Агеев В.С., 2003; Стефаненко Т.Г., Тэджфел А., Тернер Дж., Ядов В.А.]; теоретические представления о внешнем облике как «визуальном тексте» и репрезентации принадлежности к социальной группе [Лабунская В.А., Петровская Е.А., Тищенко П., Яременко С.Н.]; положения о внешнем облике и невербальном поведении как средстве идентификации и самоидентификации личности [Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Панферов В.Н., Экман П.].

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, контент-анализ, конструирование, методы количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных, их сравнение, обобщение, качественный анализ, содержательная интерпретация результатов.

Методический инструментарий: 1. Разработанная нами анкета «Идентификация женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей». Данная анкета состоит из трех разделов и включает набор фотографий (21 фотография) женщин-предпринимателей, являющихся представителями среднего и малого бизнеса. Подбор фотографий женщин-предпринимателей осуществлялся по следующим критериям: возраст (от 30 до 50-55 лет), вид деятельности (средний и малый бизнес), стаж работы в данном виде деятельности (не менее 5 лет). Фотоизображения женщин-предпринима-телей были взяты из трёх специализированных журналов. В первый раздел входят задания, цель которых идентифицировать женщин, изображенных на фотопортретах, с группой предпринимателей, указать трудности идентификации и определить компоненты внешнего облика, влияющие на процесс идентификации. Во второй раздел включены задания, направленные на выяснение степени привлекательности внешнего облика предъявляемых для идентификации женщин и требований к внешнему облику женщин-предпринимателей. Третий раздел анкеты включал вопросы, связанные с определением выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей. 2. Опросник «Конструирование приемлемого стиля одежды женщины» Петровой Е.А. 3. Опросник «Самооценка компонентов внешнего облика» Е.В. Белугиной, В.А. Лабунской. 4. Опросник «Выраженность готовности к изменению своего внешнего облика» И. Нефёдовой, Е. Власовой. 5. Опросник «Рефлексивная позиция относительно своего внешнего облика» Е.А. Петровой. 6. Опросник «Степень удовлетворённости компонентами имиджа» В.М. Шепеля.

Положения, выносимые на защиту:

1. На процесс идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика оказывает влияние сочетание гендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям и непредпринимателям. Различия между женщинами и мужчинами-предпринимателями, представляющими средний и малый бизнес, и непредпринимателями в выборе критериев идентификации заключаются в том, что женщины используют более широкий репертуар экспрессивных признаков внешнего облика, чем мужчины, которые чаще обращают внимание на оформление внешнего облика.

2. Трудности идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей обусловлены: 1) дефицитом непосредственного общения с женщиной-предпринимателем; 2) сложившимися стереотипами внешнего облика женщины-предпринимателя; 3) стилем, видом одежды и экспрессией лица, взгляда. Выраженность определенного вида трудностей идентификации зависит от принадлежности субъекта идентификации к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей, от их гендерных особенностей.

3. Гендерно-стратификационные различия в оценках привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, проявляются в том, что мужчины-предприниматели значимо ниже оценивают привлекательность внешнего облика женщин-предпринимателей, чем женщины-непредприниматели. Наиболее привлекательными не зависимо от гендерно-стратификационных характеристик участников исследования являются женщины-предприниматели, занятые в сфере малого и среднего бизнеса, которые не были идентифицированы большинством участников исследования с группой предпринимателей.

4. Идентификация женщины с группой предпринимателей обуславливает интенсивность выраженности стремления сотрудничать с ней в зависимости от гендерно-стратификационных характеристик субъекта идентификации. Высокая частота идентификации женщины с группой предпринимателей и высокая или выше среднего оценка привлекательности ее внешнего облика ведет к снижению выраженности стремления сотрудничать с ней. Выраженность у мужчин стремления сотрудничать с женщинами-предпринимателями в большей степени связана с оценками привлекательности их внешнего облика, чем у женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

5. Оценка своего внешнего облика женщинами-предпринимателями, занятыми малым и средним бизнесом, оказывает влияние на идентификацию женщин в качестве предпринимателей – представителей среднего и малого бизнеса и на выраженность стремления сотрудничать с ними. Взаимосвязи между этими показателями интенсивные и обратно пропорциональные, что не характерно для группы женщин-непредпринимателей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы Актуальность исследования
Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconI. общая характеристика работы актуальность темы исследования
Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы актуальность темы исследования
Российской Федерации (далее упк рф). В 2002 г заключено и ратифицировано Соглашение между данными государствами по вопросам юрисдикции...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы
Актуальность тематики. Проблема безопасности человека в космосе до недавнего времени ограничивалась вопросами безопасности при околоземных...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы актуальность проблемы
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы Актуальность темы
Подобное состояние является показанием к хирургическому вмешательству, направленному на удаление секвестра диска. К сожалению, нередко...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Общая характеристика работы актуальность исследования iconАктуальность работы Выбор темы исследования и актуальность работы...
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconРешение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный...
Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения...
Общая характеристика работы актуальность исследования icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Общая характеристика работы актуальность исследования iconХарактеристика учителей по категориям
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы
Общая характеристика работы актуальность исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика моу сош №53
Основные направления работы школы по сохранению физического и психологического здоровья школьника
Общая характеристика работы актуальность исследования icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
Общая характеристика работы актуальность исследования icon1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения
Я представляю Вашему вниманию результаты работы нашего педагогического коллектива за 2012/13 учебный год
Общая характеристика работы актуальность исследования iconУрок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс...
Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск