Скачать 299.54 Kb.
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальная психология предпринимательства сформировалась в связи с появлением такой социальной группы, как предприниматели [Журавлев А.Л., 2004; Журавлев А.Л., Позняков В.П., 1993, 1998; Шихирев П.Н., 1993, 1998, 2000; Щербатых Ю.В., 2008]. Несмотря на огромный теоретический и практический интерес, проявленный к данной социальной группе, до сих пор остается недостаточно изученным женское предпринимательство, особенно в контексте социальной психологии. Интерес к этой области знания усиливается в связи с тем, что женщины-предприниматели осваивают не только традиционные для них виды труда (образование, медицина, сфера услуг), но и успешно работают в раннее труднодоступных для женщин сферах деятельности (юриспруденция, инжиниринг, область наукоемких технологий) [Ревина М.А., 2001]. В исследованиях подчеркивается, что в условиях постиндустриального общества, развивающего сферу услуг, приобретают особое значение социально-психологические качества женщин [Барсукова С.Ю., 1999, 2007; Бабаева Л.В., 1996; Гвоздева Е.С., Герчиков В.И., 2000; Кричевская О.Е., 1996; Кошелева И.В., 2003; Попова З.Н.,1995; Ревина М.А., 2001; Тончу Е.А., 1998; Чирикова А.Г., 1998; Шокина И.А., 2000]. Вместе с этим утверждается, что развитие женского предпринимательства до сих пор сопровождается социально-эконо-мическими и социально-психологическими трудностями. Многие из этих трудностей совпадают с перечнем тех трудностей, с которыми встречается любой предприниматель, но наряду с ними женское предпринимательство испытывает на себе влияние дискриминационных факторов, сексистских установок [Мелия М.И., Розин М.В., 1993; Балабанов С.С. и др., 1993; Ожигова Л.Н., 2005; Шатрова Л.А., 2003; Чирикова А.Е., 2002]. В этой связи обостряется интерес к проблеме взаимодействия между группами предпринимателей; к тем факторам, которые могут повлиять на выраженность стремления к сотрудничеству с представителями женского и мужского предпринимательства. Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом. Традиционно, в научной литературе в качестве факторов, влияющих на деятельность, рассматриваются различия в стилях руководства мужчин и женщин-предпринимателей, наборы качеств личности женщины-предпринимателя, анализируемые с точки зрения феминности-маскулинности [Джанерьян С.Т., Рудакова С.В., 2000, 2006; Исаченко О.К., 2005; Турецкая Г.В., 2001 и др.; Штейнберг А.Г., 2002; Шокина И.А., 2000]. В исследованиях подчеркивается, что сформировавшиеся в обществе представления о женщине-предприни-мателе, включающие противоречивые гендерные роли «настоящей женщины» и «деловой женщины», увеличивают набор требований, относящихся к ее социальному поведению. В этот набор входят не только требования совмещения феминных и маскулинных черт, «жесткого» и «мягкого» стилей управления, но и требования, касающиеся имиджа женщины-предпринимателя, ее самопрезентации и внешней невербальной репрезентации ее принадлежности к группе предпринимателей. Сложность и противоречивость набора требований, предъявляемых женщине-предпринимателю, затрудняет процесс самоидентификации и идентификации женщин с группой предпринимателей. В контексте психологии социального познания идентификация – это, прежде всего, процесс отождествления индивида с группой [Андреева Г.М., 2000; Агеев В.С.,2003; Тэджфел А., Тернер Дж., 2000; Ядов В.А., 1993], на основе которого конструируются представления о других людях и окружающем мире [Бергер П., Лукман Т., 1995]. Работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова показали, что идентификация человека с определенной группой, его категоризация осуществляются на основе различных компонентов внешнего облика [Бодалев А.А., 1995; В.Н. Панферов, 1974]. Современные исследования, выполненные в области психологии невербального выражения личности и невербальных коммуникаций [Бутовская М.Л., 2004; Крейдлин Г.Е., 2002, 2005; Лабунская В.А., 2005, 2007; Меграбян А.,2001; Тищенко П.,1990; Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г.,1989, 1994; Экман П., 2003; Яременко С.Н., 1997], подтверждают, что люди одной эпохи, одного круга, одного уровня культуры, принадлежащие к одной социальной группе, распознаются, отождествляются на основе существующих устойчивых форм поведения (алгоритмов, «невербальных паттернов»), «визуальных текстов-посланий» [Петрова Е.А., 2000], включающих различные компоненты внешнего облика человека. Внешний облик женщин-предпринимателей формируется в результате воздействия различных средств массовой информации. Они активно конструируют внешний облик женщины-предпринимателя и влияют на выбор критериев идентификации женщины с группой предпринимателей. Проблема заключается в том, что женское предпринимательство, сконцентрированное в области малого и среднего предпринимательства, представлено россиянками, которые по многим параметрам не соответствуют стереотипу «бизнес-леди», созданному средствами массовой информации. В этой связи для социальной психологии женского предпринимательства становится актуальным изучение представлений о тех женщинах-предпринимателях, которые заняты в сфере среднего и малого бизнеса, изучение особенностей их идентификации с группой предпринимателей на основе внешнего облика. Учитывая гендерную традицию в изучении предпринимательства, являются важными для развития социальной психологии женского предпринимательства исследования, рассматривающие особенности идентификации женщин с группой предпринимателей представителями различных гендерных групп. Не менее интересным является вопрос о выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами-предпринимателями в соответствии с оценкой привлекательности их внешнего облика предпринимателями и непредпринимателями, мужчинами и женщинами. Многочисленные исследования показывают, что внешне привлекательные люди добиваются больших успехов, оцениваются как обаятельные, общительные [Гозман Л.Я., 1987; Нэпп М., Холл Дж., 2004; Панасюк А.Ю., 1990; Янчук В.А., 1998]. Внешняя привлекательность оказывает влияние на отношение к человеку [Бодадев А.А.,1982; Котлярова М.Н., 2001; Панферов В.Н., 1974; Петрова Е.А., 2000]. Она влияет на оценку личности [Нэпп М., Холл Дж., 2004; Короченцева А.В., 2006]. Идентификация партнера с группой врагов или друзей сопровождается оценкой привлекательности внешнего облика [Тулинова Д.Н., 2005]. Внешний облик как один из способов самопрезентации человека оказывает влияние на взаимодействие человека с миром и может приводить к формированию кризисных отношений не только в межличностном общении, но и в деловом [Белугина Е.В., 2003; Герасимова О.А., 2003; Гоффман Э., 2000; Лабунская В.А., 2005]. Таким образом, постановка проблемы идентификации женщин с группой предпринимателей (средний и малый бизнес) на основе их внешнего облика и изучение оценок привлекательности внешнего облика как фактора, определяющего выраженность стремления к сотрудничеству с ними, входит в круг проблем современной социальной психологии, рассматривающей внешний облик в связи с изучением феномена управляемого впечатления, создания социально желательного образа у партнеров по взаимодействию, в качестве критерия статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей. Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в определении гендерно-стратификационных (женщины и мужчины-непредприниматели и предприниматели, представляющие средний и малый бизнес) различий в идентификации женщин, представляющих малый и средний бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика, в выявлении взаимосвязей между оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей и выраженностью готовности к сотрудничеству с ними. Предмет исследования – особенности идентификации на основе внешнего облика женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей, оценок привлекательности их внешнего облика и выраженности готовности к сотрудничеству с ними различными гендерными группами непредпринимателей и предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Гипотезы исследования: 1. Сочетание принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям (средний и малый бизнес) непредпринимателям с его гендерными характеристиками оказывает влияние на процесс отождествления женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей и на преобладающий вид трудностей, испытываемых в процессе идентификации женщин на основе их внешнего облика. 2. Влияние степени привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, представляющих средний и малый бизнес, на выраженность стремления сотрудничать с ними опосредовано взаимодействием гендерного фактора и принадлежностью к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей. 3. Взаимосвязи между самооценками внешнего облика и оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, выраженностью стремления сотрудничать с ними обусловлены принадлежностью женщин к группам предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей. Задачи исследования. Теоретические задачи:
Методические задачи:
Эмпирические задачи:
Эмпирическим объектом исследования выступили четыре гендерно-стратификационные группы: 1) женщины-предприниматели; 2) мужчины-пред-приниматели, занятые не менее 5 лет в сфере среднего и малого предпринимательства; 3) женщины-непредприниматели; 4) мужчины-непредприниматели. Всего 200 человек в возрасте от 30 до 55 лет. Теоретическую и методологическую основу работы составили положения социально-психологической концепции деловой культуры [Журавлев А.Л., Позняков В.П., Шихирев П.Н.]; субъектно-деятельностного подхода [Брушлинский А.В., Знаков В.В., Рубинштейн С.Л.]; идеи социального конструкционизма и психологии социального познания [Андреева Г.М., Бергер П., Лукман Т., Герген К.]; положения концепции социальной идентификации [Агеев В.С., 2003; Стефаненко Т.Г., Тэджфел А., Тернер Дж., Ядов В.А.]; теоретические представления о внешнем облике как «визуальном тексте» и репрезентации принадлежности к социальной группе [Лабунская В.А., Петровская Е.А., Тищенко П., Яременко С.Н.]; положения о внешнем облике и невербальном поведении как средстве идентификации и самоидентификации личности [Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Панферов В.Н., Экман П.]. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, контент-анализ, конструирование, методы количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных, их сравнение, обобщение, качественный анализ, содержательная интерпретация результатов. Методический инструментарий: 1. Разработанная нами анкета «Идентификация женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей». Данная анкета состоит из трех разделов и включает набор фотографий (21 фотография) женщин-предпринимателей, являющихся представителями среднего и малого бизнеса. Подбор фотографий женщин-предпринимателей осуществлялся по следующим критериям: возраст (от 30 до 50-55 лет), вид деятельности (средний и малый бизнес), стаж работы в данном виде деятельности (не менее 5 лет). Фотоизображения женщин-предпринима-телей были взяты из трёх специализированных журналов. В первый раздел входят задания, цель которых идентифицировать женщин, изображенных на фотопортретах, с группой предпринимателей, указать трудности идентификации и определить компоненты внешнего облика, влияющие на процесс идентификации. Во второй раздел включены задания, направленные на выяснение степени привлекательности внешнего облика предъявляемых для идентификации женщин и требований к внешнему облику женщин-предпринимателей. Третий раздел анкеты включал вопросы, связанные с определением выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей. 2. Опросник «Конструирование приемлемого стиля одежды женщины» Петровой Е.А. 3. Опросник «Самооценка компонентов внешнего облика» Е.В. Белугиной, В.А. Лабунской. 4. Опросник «Выраженность готовности к изменению своего внешнего облика» И. Нефёдовой, Е. Власовой. 5. Опросник «Рефлексивная позиция относительно своего внешнего облика» Е.А. Петровой. 6. Опросник «Степень удовлетворённости компонентами имиджа» В.М. Шепеля. Положения, выносимые на защиту: 1. На процесс идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика оказывает влияние сочетание гендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям и непредпринимателям. Различия между женщинами и мужчинами-предпринимателями, представляющими средний и малый бизнес, и непредпринимателями в выборе критериев идентификации заключаются в том, что женщины используют более широкий репертуар экспрессивных признаков внешнего облика, чем мужчины, которые чаще обращают внимание на оформление внешнего облика. 2. Трудности идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей обусловлены: 1) дефицитом непосредственного общения с женщиной-предпринимателем; 2) сложившимися стереотипами внешнего облика женщины-предпринимателя; 3) стилем, видом одежды и экспрессией лица, взгляда. Выраженность определенного вида трудностей идентификации зависит от принадлежности субъекта идентификации к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей, от их гендерных особенностей. 3. Гендерно-стратификационные различия в оценках привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, проявляются в том, что мужчины-предприниматели значимо ниже оценивают привлекательность внешнего облика женщин-предпринимателей, чем женщины-непредприниматели. Наиболее привлекательными не зависимо от гендерно-стратификационных характеристик участников исследования являются женщины-предприниматели, занятые в сфере малого и среднего бизнеса, которые не были идентифицированы большинством участников исследования с группой предпринимателей. 4. Идентификация женщины с группой предпринимателей обуславливает интенсивность выраженности стремления сотрудничать с ней в зависимости от гендерно-стратификационных характеристик субъекта идентификации. Высокая частота идентификации женщины с группой предпринимателей и высокая или выше среднего оценка привлекательности ее внешнего облика ведет к снижению выраженности стремления сотрудничать с ней. Выраженность у мужчин стремления сотрудничать с женщинами-предпринимателями в большей степени связана с оценками привлекательности их внешнего облика, чем у женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей. 5. Оценка своего внешнего облика женщинами-предпринимателями, занятыми малым и средним бизнесом, оказывает влияние на идентификацию женщин в качестве предпринимателей – представителей среднего и малого бизнеса и на выраженность стремления сотрудничать с ними. Взаимосвязи между этими показателями интенсивные и обратно пропорциональные, что не характерно для группы женщин-непредпринимателей. |
Общая характеристика работы Актуальность исследования Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими... | I. общая характеристика работы актуальность темы исследования Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | ||
Общая характеристика работы актуальность темы исследования Российской Федерации (далее упк рф). В 2002 г заключено и ратифицировано Соглашение между данными государствами по вопросам юрисдикции... | Общая характеристика работы Актуальность тематики. Проблема безопасности человека в космосе до недавнего времени ограничивалась вопросами безопасности при околоземных... | ||
Общая характеристика работы актуальность проблемы Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | Общая характеристика работы Актуальность темы Подобное состояние является показанием к хирургическому вмешательству, направленному на удаление секвестра диска. К сожалению, нередко... | ||
Дипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу» Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования | Актуальность работы Выбор темы исследования и актуальность работы... «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | ||
Решение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный... Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения... | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | ||
Общая характеристика моу сош №53 Основные направления работы школы по сохранению физического и психологического здоровья школьника | 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | ||
1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения Я представляю Вашему вниманию результаты работы нашего педагогического коллектива за 2012/13 учебный год | Урок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс... Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса... |